3.1. Финал конкурса проходит в два этапа: заочный тур и три очных тура. Конкурсные
мероприятия транслируются на сайте финала конкурса.
Заочный тур
3.2. Заочный тур «Методическое портфолио» (далее – заочный тур) включает два
конкурсных испытания: «Интернет-ресурс» и «Я – учитель» (срок – до 20 сентября
текущего года).
В заочном туре проводится экспертиза методического портфолио участников финала
конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте финала конкурса.
3.2.1 Конкурсное испытание «Интернет–ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как
ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного испытания: представление Интернет-ресурса (личный сайт,
страница, блог, в том числе и на странице социальной сети, страница на сайте
образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником конкурса
и публикуемыми им материалами.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная насыщенность, безопасность
и комфортность виртуальной образовательной среды, использование инструментария
социальной сети для обратной связи, актуальность информации, оригинальность и
адекватность дизайна.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная насыщенность, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, эффективность обратной связи, актуальность информации, оригинальность и адекватность дизайна.
Все критерии являются равнозначными и оценивается в семь баллов. Максимальный
общий балл – 35.
3.2.2 Конкурсное испытание «Я – учитель»
Цель: раскрытие мотивов выбора учительской профессии, собственных педагогических
принципов и подходов к образованию, своего понимания миссии педагога в современном
мире, смысла педагогической деятельности, демонстрация видения современных проблем
и возможных путей их решения средствами образования.
Формат конкурсного испытания: текст эссе (до шести страниц формата А4), тема
которого определяется учредителями конкурса и объявляется на установочном семинаре
перед началом конкурсного испытания. Время написания эссе в аудитории – пять часов.
Использование технических средств и дополнительных материалов не допускается.
Критерии оценки конкурсного испытания: языковая грамотность текста, обоснование
актуальности, ценностная направленность, аргументированность позиции,
формулирование проблем и видение путей их решения, рефлексивность, оригинальность
изложения.
Все критерии являются равнозначными и оценивается в три балла. Максимальный общий
балл – 21.
Очные туры (первый, второй и третий).
3.3 ПЕРВЫЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — ПРОФИ».
Первый (очный) тур («Учитель-профи») (далее – I (очный) тур) включает два конкурсных
испытания: «Методический семинар» и «Урок».
3.3.1 Конкурсное испытание «Методический семинар»
Цель: демонстрация методической грамотности, соотнесения педагогической теории с
практикой, способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической
деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,
утверждённого приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее –
профессиональный стандарт «Педагог»).
Формат конкурсного испытания: проводится перед началом для всех участников
конкурсного испытания «Урок», что позволяет соотнести заявленные теоретические
положения с практикой их реализации. Регламент конкурсного испытания - 20 минут
(представление конкурсантами концептуальных методических подходов, основанных на
опыте работы – 10 минут; диалог членов жюри с конкурсантом в форме вопросов и
ответов – 10 минут).
Представление, содержащее описание опыта профессиональной деятельности участника
конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию
требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог» может сопровождаться
мультимедийной презентацией (до 20 слайдов).
Критерии оценки конкурсного испытания: результативность и практическая
применимость, коммуникативная культура, оригинальность и творческий подход,
научная корректность и методическая грамотность, информационная и языковая
грамотность.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 50.
3.3.2 Конкурсное испытание «Урок»
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного испытания: урок по предмету (регламент –
45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри – 10 минут), который проводится в
образовательной организации, утверждённой оргкомитетом конкурса в качестве
площадки проведения I (очного) тура. Темы уроков определяются локальным актом
образовательной организации (в соответствии с календарно-тематическим планированием
в рабочих программах по соответствующим предметам и с учётом их фактического
выполнения в соответствующих классах), который обнародуется на сайте конкурса за два
дня до начала конкурсных испытаний и доводится до сведения членов жюри. В случае
если преподаваемый конкурсантом предмет не изучается в образовательной организации,
урок проводится на вводную тему.
Критерии оценки конкурсного испытания: информационная и языковая грамотность,
результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению,
рефлексия и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация,
ценностные ориентиры, метапредметность и межпредметная интеграция,
самостоятельность и творчество.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 100.
3.4 ВТОРОЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — МАСТЕР».
Второй (очный) тур («Учитель-мастер») (далее – II (очный) тур) включает три
конкурсных испытания: «Мастер-класс», «Классный час» и «Образовательный проект».
3.4.1 Конкурсное испытание «Мастер-класс».
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе
эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего
педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей
деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив
собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и
технологий преподавания.
Формат конкурсного испытания: публичная индивидуальная демонстрация способов
трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.).
Регламент: выступление конкурсанта – до 20 минут, вопросы жюри и ответы участника –
до пяти минут.
Критерии оценки конкурсного испытания: актуальность и методическое обоснование,
творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура,
коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая
культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и
межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные
подходы.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 100.
3.4.2. Конкурсное испытание «Классный час»
Цель: демонстрация форм проведения внеклассной воспитательной работы с
обучающимися.
Формат: Публичное (на сцене) обсуждение с обучающимися предложенной темы
(продолжительность до 20 минут).
Тему для обсуждения каждая группа обучающихся выбирает из предложенного перечня
тем за 10 минут до начала конкурсного испытания для каждого конкурсанта. При этом,
следуя очередности выступления конкурсантов, соответствующие группы обучающихся
выбирают актуальный вопрос для обсуждения из оставшихся в перечне вопросов после
выступления предыдущих участников.
Перечень тем для обсуждения, в количестве не менее 30, определяется учредителями
конкурса по результатам обсуждения с учащимися образовательной организации, на
территории которой проходит конкурсное испытание.
Перечень тем для обсуждения доводится до участников финала конкурса в день
объявления 15 лауреатов финала конкурса.
Критерии оценки конкурсного испытания: уровень вовлеченности учащихся при
обсуждении темы, убедительность и аргументированность позиции,
коммуникативная компетентность, информационная и языковая культура,
личностные качества.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 50.
3.4.3. Конкурсное испытание «Образовательный проект»
Цель: демонстрация культуры проектирования в образовании, видения существующих
проблем и путей их решения, умения работать с представителями различных целевых
аудиторий, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное
взаимодействие, создавать работоспособные модели проектов.
Формат конкурсного испытания: группы из пяти конкурсантов (состав определяется
жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного
проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают
не менее семи часов для разработки образовательного проекта, создания минимального
работающего прототипа проекта и его представления в электронном и/или другом
формате. Для членов жюри организуется онлайн-трансляция из аудиторий, в которых
работают группы. Для презентации образовательного проекта на сцене группа получает
20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Критерии оценки конкурсного задания: убедительность и аргументация позиции,
взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность
суждений, информационная и языковая культура, реализуемость и реалистичность
проекта.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по 10 баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 50.
3.5 ТРЕТИЙ ТУР: «УЧИТЕЛЬ — ЛИДЕР».
Третий (очный) тур («Учитель-лидер») (далее – III (очный тур) включает конкурсное
испытание «Разговор с Министром».
3.5.1. Конкурсное испытание «Разговор с Министром».
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация
понимания стратегических направлений развития образования и представление
педагогической общественности собственного видения конструктивных решений
существующих проблем.
Формат конкурсного испытания: разговор с Министром просвещения (регламент – 60
минут). Тема конкурсного испытания определяется оргкомитетом конкурса и доводится
до участников финала конкурса не позднее 15 сентября.
Критерии оценки конкурсного испытания: понимание тенденций развития образования,
масштабность и нестандартность суждений, обоснованность и конструктивность
предложений, коммуникационная и языковая культура, наличие ценностных ориентиров
и личная позиция.
Все критерии являются равнозначными и оцениваются по пять баллов. Максимальный
общий балл за выполнение задания – 25.
4.1. Оценку выполнения конкурсных испытаний финала конкурса осуществляют:
4.1.1. в заочном туре – жюри заочного тура, формируемое на основе резерва кандидатов,
делегируемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
осуществляющего государственное управление в сфере образования (один кандидат для
оценивания конкурсного испытания «Интернет – ресурс, один кандидат для оценивания
конкурсного испытания «Я – учитель» от каждого субъекта Российской Федерации).
Для каждого конкурсного испытания заочного тура формируется группа жюри,
включающая 20 экспертов.
4.1.2. в I (очном) туре – жюри I (очного) тура, состоящее из нескольких групп экспертов,
формируемых на междисциплинарной основе, каждая из которых осуществляет оценку
выполнения конкурсных испытаний одной из групп участников финала конкурса.
В составе каждой такой группы должен быть представлен один специалист в области
педагогической психологии (специальность верифицируется представлением диплома
кандидата психологических наук).
Каждая группа экспертов, осуществляющая оценку выполнения конкурсных испытаний
одной из групп участников финала конкурса, включает 15 экспертов.
4.1.3. во II и III (очных) турах – большое жюри, включающее 15 экспертов, ученическое
жюри, формируемое на территории субъекта РФ, где проводится соответствующий очный
тур, органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное
управление в сфере образования, включающее 15 человек из числа обучающихся
общеобразовательных организаций субъекта РФ, на территории которого проходят
конкурсные испытания II и III (очных) туров, родительское жюри, формируемое на
территории субъекта РФ, где проводится соответствующий очный тур, органом
исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в
сфере образования, включающее 15 человек из числа лиц, не являющихся сотрудниками
органов управления образованием, педагогическими и/или научно-педагогическими
работниками.
4.1.4. Составы всех групп жюри финала конкурса, включая председателя большого жюри,
руководителей групп заочного жюри, жюри I (очного) тура, ученического жюри,
родительского жюри утверждаются оргкомитетом конкурса ежегодно не позднее 15
августа.
4.2. Формальными основаниями для выдвижения в составы жюри финала конкурса
являются:
- в заочное жюри – победа в конкурсе, проводимом в соответствии
с Указами Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 324
и от 28 января 2010 г. № 117 «О денежном поощрении лучших учителей», и/или участие в
финале конкурса предыдущих лет;
- в жюри I (очного) тура – работа в настоящее время
в общеобразовательной организации, образовательной организации высшего
образования, организации дополнительного профессионального образования и (или)
наличие почётных званий «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Почётный
работник сферы образования Российской Федерации», «Почётный работник общего
образования Российской Федерации», «Отличник народного просвещения» либо наличие
ученой степени по научной специальности из группы научных специальностей
«Педагогические науки» (13.00.00) и (или) научной специальности «Педагогическая
психология» (19.00.07) и (или) научной специальности, соответствующей профилю
преподаваемого предмета учителями-участниками конкурса, либо победа (абсолютный
победитель[2], победитель[3], лауреат) в финале конкурса в предыдущие год;
- в большое жюри – наличие почётного звания «Герой Труда Российской Федерации» и
(или) «Народный учитель Российской Федерации», либо наличие учёной степени доктора
наук, либо абсолютная победа[4] во Всероссийском конкурсе «Учитель года России» в
предыдущих годах.
- в ученическое жюри – наличие победы или призового места в заключительном и/или
региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
- в родительское жюри – участие в попечительских советах и (или) в родительских
комитетах общеобразовательных организаций.
4.3. В состав жюри I (очного) тура финала конкурса должны входить представители всех
федеральных округов Российской Федерации, но не более одного представителя от
каждой организации. При этом в состав жюри I (очного) тура должны входить
представители федеральных государственных образовательных учреждений высшего
образования, общим количеством не более 10 процентов от общего состава жюри I
(очного) тура, а также представители субъекта Российской Федерации, на территории
которого проводятся конкурсные испытания I (очного) тура, общим количеством не более
10 процентов от общего состава жюри I (очного) тура.
Учредители конкурса имеют право ввести в состав большого жюри финала конкурса
своих представителей (не более одного представителя от каждого из учредителей), на
которых не распространяются формальные основания для выдвижения в состав большого
жюри финала конкурса.
4.4. Принцип ротации жюри финала конкурса осуществляется следующим образом:
- состав экспертов заочного жюри полностью обновляется ежегодно;
- составы экспертов жюри I (очного) тура и большого жюри ежегодно обновляются не
менее чем на 50 процентов от составов экспертов соответствующих групп жюри
предыдущего года, при этом эксперту в состав жюри I (очного) тура можно входить не
более пяти раз, в состав большого жюри – не более пяти раз.
Исчисление количества раз участия эксперта в заочном жюри, жюри I (очного) тура и
большом жюри финала конкурса начинает осуществляться с 2018 года.
Контроль подсчета количества раз участия эксперта в заочном жюри, жюри I (очного)
тура и большом жюри финала конкурса осуществляется оргкомитетом конкурса.
4.5. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»[5] имеет
право входить в состав экспертов жюри I (очного) тура и большого жюри финала
конкурса пожизненно, при соблюдении условий, предъявляемых к экспертам настоящим
Порядком.
4.6. Профилактика конфликта интересов осуществляется следующим образом:
- член жюри I (очного) тура финала конкурса не может входить в состав той группы
экспертов, которая оценивает выполнение конкурсных испытаний представителем того
субъекта Российской Федерации, на территории которого он работает;
- в состав заочного жюри, жюри I (очного) тура и большого жюри финала конкурса не
могут входить представители тех организаций, в которых работают участники финала
конкурса.
4.7. Все эксперты жюри финала конкурса обладают равными правами. Каждый эксперт
жюри финала конкурса имеет один решающий голос и правомочен принимать решения
по вопросам своей компетенции отдельно по каждому конкурсанту.
Оценивание конкурсантов за других экспертов жюри финала конкурса не допускается.
4.8. Для организации подсчёта баллов, начисленных участникам финала конкурса по
итогам оценки конкурсных испытаний в оценочных ведомостях, проведения жеребьевок
и подготовки сводных оценочных ведомостей создаётся счётная комиссия финала
конкурса, состав которой утверждается оргкомитетом конкурса ежегодно не позднее 15
августа.
4.9. В состав счётной комиссии финала конкурса входят четыре человека: по одному
делегату от каждого из учредителей конкурса, а также один человек, осуществляющий
функции оператора ввода данных.
Состав счётной комиссии финала конкурса ежегодно обновляется не менее чем на 50
процентов от состава счетной комиссии предыдущего года. При этом в состав счётной
комиссии финала конкурса можно входить не более пяти раз.
Исчисление количества раз участия в составе счетной комиссии финала конкурса
начинает осуществляться с 2018 года.
Контроль подсчета количества раз участия в составе счетной комиссии финала конкурса
осуществляется оргкомитетом конкурса.
4.10. Алгоритм подсчёта количества баллов, начисленных каждому участнику финала
конкурса, включает следующие этапы:
-
по итогам заочного тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой сумму
средних арифметических баллов, начисленных ему всеми группами жюри заочного тура;
-
по итогам I (очного) тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой
сумму средних арифметических баллов за каждое конкурсное испытание, начисленных
ему всеми членами одной группы жюри I (очного) тура;
-
по итогам II (очного) тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой
сумму сумм средних арифметических баллов за каждое конкурсное испытание,
начисленных ему всеми членами одной группы жюри II (очного) тура и умноженных на
поправочный коэффициент, составляющий для каждой группы жюри: большого,
ученического, родительского соответственно 0,6; 0,2; 0,2;
- по итогам III (очного) тура конкурсанту выставляется оценка, представляющая собой
сумму средних арифметических баллов за конкурсное испытание, начисленных ему
всеми членами одной группы жюри III(очного) тура и умноженных на поправочный
коэффициент, составляющий для каждой группы жюри: большого, родительского,
ученического соответственно 0,6; 0,2; 0,2;
- пятнадцать конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по сумме
результатов заочного и I (очного) туров, объявляются лауреатами Всероссийского
конкурса «Учитель года России» и становятся участниками II (очного) тура финала
конкурса;
- пять конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов по сумме результатов
заочного, I и II (очных) туров объявляются призёрами Всероссийского конкурса «Учитель
года России» и становятся участниками III (очного) тура финала конкурса;
- участник, набравший наибольшее количество баллов по сумме результатов заочного, I, II
и III (очных) туров, объявляется победителем Всероссийского конкурса «Учитель года
России».
4.11. Участники финала конкурса могут ознакомиться с результатами своего участия в
каждом конкурсном испытании (в баллах) в личных кабинетах на сайте финала конкурса.