На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Первый день

 


Море информации, острова эмоций


Первый день семинара для участников федерального этапа Всероссийского конкурса «Учителя года России — 2016» — вроде даже и не первый день очного знакомства, а просто встреча после долгой разлуки.


Участники узнают друг друга по аватаркам на консультационной линии официального веб-портала конкурса «Учитель года России», организаторы узнают конкурсантов по фотографиям, приложенным к информационным картам. И все вместе дружно узнают лекторов, приглашенных на семинар, — людей, играющих очень важную роль в российском образовании и его главном конкурсе.

Приветственное слово ректора Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгения Малеванова было зрелищным и предметным. Он продемонстрировал бесконтактный термометр, которым в будущем, вполне возможно, будут измерять температуру детям, входящим в школу, гвадрокоптер, который со временем заменит почтальона и разносчика пиццы, робот-пылесос… Возможно, будущая профессиональная деятельность учеников участников конкурса 2016 года будет совсем непохожей на современную, им придется использовать и обслуживать такие устройства. А передвигаться эти взрослые завтрашнего дня будут с помощью электротранспорта будущего — гироскутера, который сам ректор АПК и ППРО неплохо освоил.

Содержательная часть семинара для участников конкурса «Учитель года России» стартовала на самом высоком уровне, потому что началась с выступления директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. Даже вечером, после целого дня, в течение которого конкурсанты получали массу различной информации, лекция «Оптика просвещения: социокультурные перспективы» вспоминалась как самая яркая.

Александр Григорьевич умеет посмотреть на привычные вещи с необычного ракурса и заражает этой способностью окружающих. Что может быть привычнее понятия «стимулирование учителей»? Но если вспомнить, что в Древней Индии термин «стимул» означал предмет, которым погонщики направляли в нужную сторону слонов, то возникают другие смыслы, особенно если учесть, что древние погонщики знали, куда идти животным и какие участки слоновьего тела стимулировать… Серьезно? И смешно? Это еще одна мысль Александра Асмолова — как важно учителю иметь чувство юмора!

Александр Григорьевич прекрасно знает, что конкурсу «Учитель года» уже 27 лет. Для описания конкурсной ситуации он использовал особый, редкий термин. «Модель «Учителя года» — модель продуктивной конкуренции». Чем важен конкурс? Во время его проведения возникает профессиональное комюнити, происходит наращивание профессиональных связей.

В конкурсную ситуацию участников «Учителя года России — 2016» погрузил Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты» — старейшего педагогического издания, где конкурс и родился. Петр Григорьевич вспомнил легендарную, но совершенно реальную историю из 1995 года, когда один из участников всероссийского финала был вынужден продать все свое хозяйство, чтобы добраться до Москвы и принять участие в конкурсе. По иронии судьбы, в этом году в финале принимает участие Инна Вологдина, учительница математики из Приморья — дочь физика Владимира Алексеевича Подшивайлова, который в 1995 году представлял Приморский край и прекрасно помнит коллегу по конкурсному движению, учителя физкультуры Михаила Федорова из Тамбовской области, собравшего деньги на поездку таким оригинальным образом…

Главный редактор «Учительской газеты» озвучил статистику по конкурсантам 2016 года. Из 85 участников 28 мужчин и 57 дам. Средний возраст — 37 лет. Больше всего филологов — 24 человека, 13 учителей иностранных языков, 9 историков и так далее. Всего 1 человек преподает изобразительное искусство. Одна учительница танцев, педагог дополнительного образования. Петр Положевец напомнил, что участники конкурса, не вышедшие в пятнашку лауреатов, на втором туре станут частью Большого жюри. Петр Григорьевич попросил педагогов посещать все мероприятия второго тура и смотреть на коллег максимально объективно. И еще он отметил, что после конкурса всегда сформируется новая «семья» конкурсантов, учителя года становятся экспертами, к мнению которых прислушиваются чиновники и образовательное сообщество, которые влияют на образовательную политику. А «Учительская газета», большая часть которой состоит из материалов читателей, всегда рада видеть учителей года в числе своих авторов.

С особым вниманием учителя слушали подробный рассказ о программе проведения конкурса в Самаре и.о. заместителя министра образования и науки Самарской области Юлии Пряхиной и заместителя главы городского округа Самара — руководителя Департамента образования администрации городского округа Самара Лилии Галузиной. Общее впечатление от презентации города и школ, где пройдут первый и второй очные туры финала, — всех участников любят, ждут, создадут самые лучшие условия. Не смотря на то, что Самара готовится к чемпионату мира и представляет собой одну большую строительную площадку.

Следующим важным пунктом программы была жеребьевка. Каждый участник конкурса узнал о том, в какой день он дает конкурсный урок, каким по счету.

Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова обратилась к участникам финала как к друзьям. Ведь все эти годы Профсоюз вместе с Министерством образования и науки РФ, с «Учительской газетой» занимается конкурсом, заботится о конкурсантах. Профсоюз — это сила, ведь сегодня в нем состоит 4 миллиона 200 тысяч работников и студентов. «Мы всегда старались, чтобы реализация проектов, связанных с поддержкой преподавателей, осуществлялись на самых справедливых и прозрачных условиях», — сказала Татьяна Викторовна. "Мы" — это не только аппарат профсоюза, но и его рядовые члены, а также участники конкурса «Учителя года России — 2016», большая часть которых состоит в этой профессиональной организации.

После приятной паузы, во время которой все присутствующие поздравили с днем рождения участницу из Томской области Алину Чолокоглы, начались очень важные встречи с представителя Министерства образования и науки РФ.

С рассказом о политике в общем образовании перед участниками выступил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павел Сергоманов.

В плотном графике время для встречи с учителями нашла первый заместитель Министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, которая познакомила участников всероссийского финала в самыми крупными образовательными проектами, над которыми сейчас работает министерство, пригласила конкурсантов быть экспертами и ответила на все вопросы. Подробнее о разговоре Натальи Владимировны Третьяк с участниками установочного семинара.

Перед ужином и отдыхом очень важные наставления, касающиеся создания конкурсного эссе, коллегам дал абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2012» Александр Демахин. Главный совет — «Будьте самими собой».


К оглавлению
К следующему дню



Гущин Д. Д.