Что и требовалось доказать
Не стоит превращать выход к доске в дорогу на Голгофу
Педагогов в родословной учителя математики уфимского 58-го лицея Римы РОНЖИНОЙ не было. И с детства стать преподавателем она не мечтала. Вкус к будущей профессии обнаружился в старших классах благодаря подопечным двоечникам. Оказалось, что объяснять непонятное и сложное доставляет ей удовольствие, а у отстающих одноклассников повышаются баллы за контрольные. И хотя отличница и золотая медалистка высшее образование пошла получать не в педвуз, а на физфак Башкирского госуниверситета, после его окончания работать отправилась в школу. Физиком. С красным дипломом, который скорее подтверждал безупречные знания по геофизике, а вовсе не по педагогике и методике преподавания школьного предмета про законы природы, структуру материи и движение.
От физики до математики рукой подать!
Это сейчас, когда за плечами почти 23 года педстажа, у Римы Равилевны целый арсенал эффективных педагогических приемов, проверенных на практике технологий подачи, освоения и закрепления материала. А поначалу было непросто. Пришлось осваивать огромное количество методической литературы. И учиться взаимодействию не с абстрактным классом, а с конкретными и очень разными детьми.
Все сложилось. Погружение в пространство школы прошло так естественно и успешно, как совпадают при наложении равновеликие геометрические фигуры.
— У меня было такое чувство, что я смогу, — вспоминает первые годы работы в школе Рима Равилевна. — И я не ошиблась. И никогда не пожалела об этом своем решении.
Первые десять лет (за минусом декретного периода — родились два сына) Рима Равилевна вела физику. И вдруг снова решила начать с нуля — переквалифицировалась в математика. Позвали работать в школу рядом с домом. Ставка физика была занята, а математик как раз требовался.
— Без всяких преувеличений мне тогда достался самый лучший в школе пятый класс. Удивительные дети! Осваивая новый предмет, я росла вместе с ними. Мы вместе прошли дорогу от 5-го до 11-го класса. Я учила их и училась у них. Они показали мне, насколько можно быть яркими и разносторонними. Насколько дети могут быть наравне со взрослыми. И даже немного впереди. В этом выпуске было восемь медалистов!
Не «лобное место»
«Хочешь, чтобы ученики не относились к твоему предмету формально, выкладывайся на все сто процентов. Для детей надо быть примером. Во всем. И прежде всего как профессионал своего дела». Это только одно из правил Римы Равилевны, которые она установила прежде всего для себя. Есть и множество других: «Не давить, но задавать высокую планку», «Мотивировать, не создавая причин для страха».
Про страх, а конкретно боязнь выходить к доске, быть в центре внимания класса и на глазах у всех ошибаться при ответе, разговор отдельный. Часто даже те ученики, которые к уроку подготовились и материал знают, у доски теряют дар речи.
— Некомфортное состояние перечеркивает любую мотивацию. Потому особенно на этапе изучения новой темы и отработки знаний я принципиально не ставлю отметки тем, кого вызываю к доске. Либо ставлю только хорошие, а плохие — никогда. У ребят нет причин бояться «лобного места». Они видят, что учитель рядом и всегда поможет справиться с заданием. К доске они выходят научиться. А заодно показать другим: раз вышел, точно поймешь даже самую сложную тему. В итоге синдром страха просто не формируется. И к доске все дети выходят абсолютно спокойно.
Еще одно правило — «контролируй, но доверяй». Практически на каждом уроке есть небольшие проверочные работы. Их самопроверка воспитывает у детей ответственность и честность.
— Даже домашние работы полезно иногда не собирать на проверку. Некоторые дети обижаются, но я объясняю, что домашнюю работу они не для меня делают. И не для родителей. Они выполняют ее для себя. Моя задача сделать так, чтобы каждый ученик это осознал и даже не пытался домашнюю работу у кого-нибудь списать. Кстати, если ребенок списал, это самое большое оскорбление для меня как для учителя. Списал — значит обманул, обманул — значит оскорбил. И двойками тут проблему не решить. Только выстраиванием доверительных отношений и атмосферы уважения друг к другу.
Мастерство учителя, по мнению Римы Ронжиной, состоит еще и в том, чтобы на фоне демократического стиля общения дети четко понимали, кто в классе главный.
— Я в жизни не кричала на уроке. В этом просто нет необходимости. У меня на уроках рабочая тишина. Еще мы договорились с детьми о том, что не используем калькуляторов. Зато при любой возможности тренируемся в устном счете.
Родители в фас и профиль
Чего пока никогда не случалось в педагогической практике Римы Равилевны, так это конфликтов с родителями. Во многом это объясняется тем, что в 58-м лицее ведущее направление — техническое, с упором на математику и физику. Их и выбирают чаще всего для сдачи на ЕГЭ и поступления потом в технические вузы. К тому же ЕГЭ по математике относится к числу обязательных. И нет таких родителей, кто бы время от времени не говорил с детьми о том, что без математики в студенты не попасть, что учить ее важно и нужно. Но случается и наоборот. Бывает, дети опускают руки, после того как родители скажут: «Что делать, ну не дается тебе математика!» И соглашаются с тем, что у ребенка в дневнике тройки.
— Если вы сами разрешаете ребенку довольствоваться тройками или четверками, выйти на пятерки он даже стараться не станет! Наша общая цель — с самого начала задать высокую планку. А это только «пять». Я объясняю родителям, что давить на ребенка не нужно. Но видеть цель и трудиться над ее достижением — каждому пойдет только на пользу — и в учебе, и в будущей жизни.
Время идти на конкурс
2015 год стал для Римы Ронжиной марафонским забегом к новым педагогическим вершинам. Она приняла решение участвовать в конкурсе «Учитель года». И поставленных целей достигла. Одержала победу в республиканском конкурсе, за что ей было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Башкортостан». А на федеральном этапе Рима Равилевна вошла в престижную «пятнашку» и стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». По традиции только 15 лауреатов удостаиваются особого приза — права встречи с Президентом России.
— Я понимала, что абсолютное большинство моих коллег через этот конкурс уже прошли. Мне же хватало любимой работы, и планов проходить через сито профессионального состязания просто не было. Хотя участвовать в конкурсе меня просили несколько лет подряд. Но как-то не складывалось. В 2014 году из школы выпускался старший сын. Про 2016 год я заранее знала, что будут выпускные классы, а значит, снова не до конкурса. Вот и получалось, если идти на «Учитель года», то в 2015-м. Администрация нашего лицея так много делает для своих учителей и учеников и для меня лично в том плане, что поддерживает все начинания, создает все условия, что, когда ко мне обратились с просьбой принять участие в конкурсе, когда сообщили, что лицей выдвигает мою кандидатуру, я не нашла возможным отказаться. Я поняла, что пора. Наступило то самое время — показать свой опыт, сравнить себя с другими педагогами, признанными лучшими в своих регионах. И главное — увидеть новые направления для собственного профессионального развития. Все эти возможности всероссийский финал «Учителя года» дает сполна.
Конкурсный урок Рима Ронжина связала не с алгеброй, где правят алгоритмы, а с любимой геометрией, изящной и пронзительной, как полет музыки. Разве что название урока по вводной теме для 8-го класса звучало прозаично — «Многоугольники». Но суть его кольцевала науку с искусством. И через умение строить логические цепочки, управлять речью, приводить доказательства ученики приближались к постижению взаимосвязей форм и цвета. Кубизм в живописи стал прологом для изучения многоугольников. Для работы на уроке Рима Равилевна отобрала картины Пабло Пикассо, Никаса Сафронова, Александра Разбейкова и Василия Кандинского. А в конце ребята создали свою коллективную картину. Получилась она яркой и солнечной — в желто-оранжевых тонах. И как подарок осталась в 177-й казанской школе, где проходили конкурсные испытания всероссийского финала «Учителя года России – 2015».
Школа. Закон притяжения
Наверное, если учительская профессия по-настоящему призвание, школа и пульс ее жизни действуют на педагога как силы взаимного притяжения. И начинает работать закон: чем больше отдаешь, тем больше тебе возвращается. Оглядываясь назад, в то время, когда однокашники-геофизики отправлялись после окончания университета «на Севера» работать в нефтяных компаниях, Рима Ронжина не видит для себя другого пути, кроме того, который она тогда выбрала.
— Быть учителем — это однозначно мое. Я живу школой и своими учениками. Прихожу в восемь утра. Ухожу в восемь вечера. И жить в ритме школы для меня в радость. Благодаря своей профессии я научилась находить общий язык с людьми, расставлять приоритеты, быть сильной, интересной коллегам, ученикам и своим сыновьям. Я счастлива, когда ученики зовут меня на свои выступления и соревнования, среди них немало таких, кто достиг очень серьезных успехов в бальных танцах, плавании, художественной гимнастике. Я горжусь ими, и мне важно, что нас связывает не только математика, но и просто жизнь.
Если с детьми быть честной и не навязывать свою единственно правильную позицию, они будут ждать вашего совета и прислушиваться к вашему мнению.
Считается, что работа в школе нервная. А я нервничаю, если долго нахожусь вне школы. И вообще, по-моему, восприятие мира во многом зависит от позиции человека. Кто-то всегда всем недоволен. А кто-то считает, что ситуацию надо не просто принять, а найти нужные решения, повернуть ее в свою пользу. И никогда не жаловаться. Жить становится проще.
Когда я веду уроки, я испытываю истинное наслаждение. Я не люблю говорить на публику, особенно незнакомую. И не могу говорить по чьим-то заранее написанным словам. Я даже не смогу их выучить. Я умею говорить только от себя. А говорить в школе — моя потребность. Дети меня слушают всегда. И я их тоже слушаю и слышу. Каждого. Такой контакт мне необходим как воздух. Это и есть главная линия моей жизни.
|