3.1. Для участников заключительного этапа конкурса в июне текущего года проводятся дистанционные формы консультаций, в июне — консультативный очный установочный семинар.
3.2. Заключительный этап конкурса проходит в два этапа: заочный тур и три очных тура.
3.2.1. Заочный тур «Методическое портфолио» включает три конкурсных задания: «Интернет-ресурс», «Методический семинар», «Я — учитель» (срок — до 15 августа текущего года).
В заочном туре заключительного этапа конкурса проводится экспертиза методического портфолио участников заключительного этапа конкурса, размещённого на Интернет-ресурсе конкурсанта и на сайте конкурса.
Конкурсное задание «Интернет–ресурс»
Цель: демонстрация использования информационно-коммуникационных технологий как ресурса повышения качества профессиональной деятельности педагога.
Формат конкурсного задания: представление Интернет-ресурса (личный сайт, страница, блог сайта образовательной организации), на котором можно познакомиться с участником заключительного этапа конкурса и публикуемыми им материалами.
Критерии оценки конкурсного задания: информационная насыщенность, безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды, эффективность обратной связи, актуальность информации, оригинальность и адекватность дизайна.
Конкурсное задание «Методический семинар».
Цель: демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта «Педагог».
Формат конкурсного задания: компьютерная презентация (до 20 слайдов) с пояснительной запиской (до 5 страниц; шрифт — Times New Roman, кегль — 12, интервал — 1,5, поля — 2 см), содержащей описание опыта профессиональной деятельности участника заключительного этапа конкурса, используемых им технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог». Материалы размещаются на сайте конкурса.
Критерии оценки конкурсного задания: метапредметный подход, целостность, системность, новизна, результативность.
Конкурсное задание «Я — учитель».
Формат конкурсного задания: текст эссе (до 6 страниц; шрифт — Times New Roman, кегль — 12, интервал — 1,5, поля — 2 см), тема которого объявляется на сайте конкурса не позднее 15 июня текущего года. Эссе размещается на сайте конкурса.
Цель: раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педагога в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение современных проблем и возможных путей их решения средствами образования.
Критерии оценки конкурсного задания: языковая (грамматическая, орфографическая и синтаксическая) грамотность текста, обоснование актуальности, ценностные ориентиры, аргументированность позиции, умение формулировать проблемы и видеть пути решения, рефлексивность, оригинальность изложения.
3.2.2. Очные туры (первый, второй и третий).
Первый тур «Учитель — Профи».
Конкурсное задание «Урок».
Цель: раскрытие конкурсантами своего профессионального потенциала в условиях планирования, проведения и анализа эффективности учебного занятия (урока), проявление творческого потенциала, самостоятельности, умения ориентироваться в ситуации, знания своего предмета и способности выйти в обучении на межпредметный и метапредметный уровни.
Формат конкурсного задания: урок по предмету (регламент — 45 минут, самоанализ урока и вопросы жюри — 10 минут), который проводится в школе, предложенной принимающим субъектом Российской Федерации в качестве площадки первого и второго туров заключительного этапа конкурса и согласованной с оргкомитетом конкурса не позднее 1 июня текущего года.
Конкурс оценивается жюри первого тура, сформированного по междисциплинарному принципу. Количество групп жюри первого тура соответствует количеству групп участников заключительного этапа конкурса, которые формируются в алфавитном порядке.
Определение участников второго тура заключительного этапа конкурса осуществляется из числа участников первого тура.
Критерии оценки конкурсного задания: информационная и языковая грамотность, результативность, методическое мастерство и творчество, мотивирование к обучению, рефлексивность и оценивание, организационная культура, эффективная коммуникация, ценностные ориентиры, метапредметный и междисциплинарный подход; поддержка самостоятельности, активности и творчества обучающихся.
На основе оценок конкурсных заданий в рамках заочного тура «Методическое портфолио» («Интернет-ресурс», «Методический семинар», эссе «Я — учитель») и первого тура «Учитель — Профи» («Урок») определяются 15 лауреатов конкурса — участников второго тура.
Второй тур «Учитель — мастер».
Второй тур состоит из трёх основных конкурсных заданий: «Мастер-класс», «Педагогический совет», «Образовательный проект».
Конкурсные задания оценивает Объединённое жюри, в состав которого входят: Большое жюри, жюри финалистов конкурса, не вошедших в число лауреатов, родительское жюри, ученическое жюри.
Конкурсное задание «Мастер-класс».
Цель: демонстрация педагогического мастерства в планировании и анализе эффективности учебных занятий и подходов к обучению, выявление лучшего педагогического опыта и инновационных практик, осознание педагогом своей деятельности в сравнительном и рефлексивном контексте, осмысление перспектив собственного профессионального развития и потенциала транслирования методик и технологий преподавания.
Формат конкурсного задания: публичная индивидуальная демонстрация способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). Регламент: выступление конкурсанта — до 20 мин., вопросы жюри и ответы участника — до 5 мин.
Критерии оценки конкурсного задания: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность, коммуникативная культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, рефлексивная культура, метапредметность и универсальность подходов, развивающий характер и результативность, информационная и языковая культура, проектная деятельность с опорой на разнообразные образовательные потребности обучающихся.
Конкурсное задание «Педагогический совет».
Цель: организация открытого профессионального пространства для обсуждения существующих проблем, путей их решения и перспектив развития образования.
Формат конкурсного задания: дискуссия в группе из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) на заданную ведущим тему с индивидуальными выступлениями по рассматриваемым вопросам и общим обсуждением. Регламент — до 45 минут.
Тема конкурсного задания объявляется накануне, после завершения мастер-классов.
Ведущие «Педагогического совета» — абсолютные победители и/или победители конкурса предыдущих лет.
Критерии оценки конкурсного задания: понимание проблемы, убедительность и аргументация позиции, взаимодействие и коммуникационная культура, творческий подход и оригинальность суждений, информационная и языковая культура.
Конкурсное задание «Образовательный проект».
Цель: демонстрация лауреатами конкурса культуры проектирования в образовании, видения существующих проблем и путей их решения, умения продуктивно работать в команде и выстраивать конструктивное взаимодействие.
Формат конкурсного задания: группы из 5 конкурсантов (состав определяется жребием) в течение 15 минут проводят обсуждение и выбирают тему образовательного проекта, распределяют зоны ответственности каждого члена команды. Группы получают не менее 6 часов для разработки образовательного проекта и его оформления в электронном и/или другом формате. Для представления образовательного проекта на сцене группа получает 20 минут и в течение 10 минут отвечает на вопросы экспертов.
Критерии оценки конкурсного задания: исследовательская деятельность, коммуникационная и языковая культура, актуальность и реалистичность решений, результативность, творчество и оригинальность в представлении проекта.
Выбор пятерки победителей Конкурса определяется членами Объединённого жюри второго тура.
Пять лауреатов, набравших наибольшее количество баллов по результатам оценки выполнения конкурсных задания первого и второго туров заключительного этапа конкурса, объявляются победителями.
Третий тур «Учитель — лидер».
Конкурсное задание «Круглый стол образовательных политиков».
Цель: раскрытие потенциала лидерских качеств победителей конкурса, демонстрация понимания стратегических направлений развития образования и представление педагогической общественности собственного видения конструктивных решений существующих проблем.
Формат конкурсного задания: круглый стол образовательных политиков (регламент — 60 минут), который проводится с участием Министра образования и науки Российской Федерации. Тема «круглого стола» определяется оргкомитетом конкурса не позднее 1 сентября текущего года.
Критерии оценки конкурсного задания: информированность и понимание тенденций развития образования, масштабность и нестандартность суждений, аргументированность и конструктивность предложений, коммуникационная и языковая культура, ценностные ориентиры и личная позиция.
3.3. При определении абсолютного победителя учитывается сумма всех баллов, полученных по итогам первого, второго и третьего туров.
Жюри имеет право также использовать результаты Интернет-голосования при вынесении окончательного решения.
3.4. Конкурсные мероприятия транслируются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».