В одиночку не побеждают
Оружие человека — закон, общественное мнение и совесть
Это был абсолютно обычный день. Лекции закончились, и Арсен ЯНДИЕВ, заскочив в подошедший автобус, никак не ожидал, что эту поездку он будет вспоминать еще долго. Да и ничего экстраординарного поначалу и не было, и не сразу он обратил внимание на седого человека в шляпе, вошедшего следом за ним. Только гомон вокруг вдруг куда-то исчез, и через секунду Арсен поймал себя на том, что он жадно вслушивается в разговор чужих людей: его солидного попутчика окружала группка таких же, как и он сам, студентов, и было ясно, как им всем интересно друг с другом. Тогда-то Арсен Зуятдинович и поймал себя на том, что... он, наверное, завидует этому «аксакалу», учителю, с которым его ученикам хочется общаться и вне учебной аудитории, педагогу, мнением которого столь явно дорожат. Впрочем, нет, это было другое чувство. Просто он хочет быть таким же — нужным, способным заставить думать других и радоваться, если его жизнь, его суждения заслужат уважение.
Это был не первый человек, заставивший Арсена Яндиева задуматься о том, какой личностью должен быть учитель. В школе эталоном профессионального совершенства для него служила историк Лидия Шадиева. Заместитель директора Лидия Абдулмажитовна курировала воспитательную работу в гимназии, и именно она вдохновляла на деятельность школьные кружки и давала жизнь любому творческому почину.
— Она пролила из-за нас немало слез, — теперь понимает Арсен Зуятдинович. — Мы любили ее, но были слишком активными, слишком свободомыслящими, все время обманывали ее надежды. И все-таки она хорошо знала детей и свою работу, мы стали такими, какими она хотела нас видеть, — и ответственными, и оригинально мыслящими, и, мне кажется, бесстрашными, по крайней мере в том, чтобы принимать новое и отстаивать свою позицию даже перед самыми авторитетными судьями.
Этого же Арсен Зуятдинович ждет сегодня и от своих учеников. Порой они удивляются лояльности педагога. Например, назвал Яндиев обозначающие порядковые номера буквы английскими, а кто-то из ребят его поправляет: «Это алфавит латинский!», и соглашается с детским замечанием педагог: «Ты прав, молодец, что столь внимательно следишь за речью учителя!» Он хочет, чтобы они не боялись говорить о том, что копится на сердце, чтобы знали цену аргументированного довода и чтобы точно определяли, где правда, а где обман, и по возможности выбирали все-таки правду.
Сам он любил спорить со своими учителями. Не потому что считал их постулаты ошибочными — пытался глубже докопаться до истины. Его неугомонная натура привела его в школьный кружок журналистики. Там он усвоил, насколько грозное оружие слово. Став педагогом, он весьма бережно обращается с ним, ведь теперь из школяра он превратился в главного редактора газеты гимназии.
Но одна лишь публицистика в юные годы не смогла бы помочь ему познать все богатство прочувствованной речи. Яндиев увлекся поэзией. Что тоже не прошло даром для него впоследствии: сегодня Арсен Зуятдинович не только пишет собственные стихи, но и переводит Омара Хайяма на ингушский язык. А так как информатик не может обойти вниманием и любимое «железо», то заодно создает и электронную версию данного перевода. К слову, еще он работает над запуском русско-ингушского онлайн-словаря и раздела ABBYY Lingvo словаря для ингушского перевода.
Да, в школьные годы он успевал и на жаркие дискуссии, и на олимпиады по истории, и на лабораторные опыты по химии. Обожал волейбол, баскетбол, настольный теннис, легкую атлетику, футбол. Для того чтобы успеть погонять мяч, прибегал в школу до уроков, часов в 7 утра. Правда, потом весь день чувствовал себя измотанным. Поэтому подобными экспериментами над собой старался не злоупотреблять. Но все-таки огромная загруженность в детстве помогла ему в дальнейшем, распределять время и силы он научился. Оказалось, это важно.
Он думал о профессии врача или юриста, ведь ему нравились и биология, и право. Но желание стать учителем пересилило все прочие. После окончания физико-математического факультета Ингушского государственного университета Арсен Яндиев пришел в родную гимназию.
— Учитель — профессия от Бога, — сказал он через три года на конкурсе «Педагогический дебют». — Она требует от выбравшего ее человека полной отдачи своему делу, умения быть собранным, самоотверженным, ответственным за новое подрастающее поколение, которое, без сомнения, должен искренне любить, без фальши, иначе дети это замечают быстро!
После уроков у него в кабинете ажиотаж. И шестиклассники, и одиннадцатиклассники с нетерпением ждут занятий в «Мышке», это их компьютерный клуб. Здесь они знакомятся с современными программными продуктами и языками программирования, подспудно учатся логическому мышлению, правильному построению алгоритма и овладевают опытом создания сайтов на разных движках.
На занятиях разбираются ошибки, допущенные при решении и составлении программ и алгоритмов для решения олимпиадных задач и их создании. Основными формами занятий служат доклады, разбор элементарных программ, чтение научной литературы по программированию, изучение различных программных продуктов, видеокурсы. Члены клуба участвовали во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество», Всероссийском чемпионате по информатике, во всероссийских дистанционных олимпиадах «Олимпус», «Мир знаний».Члены клуба становятся победителями и призерами в городских олимпиадах по ИКТ и входят в программу «Одаренные дети Ингушетии-2014».
Ребятами из «Мышки» создан как пилотный проект сайт гимназии №1, ведется работа над завершением учебника ингушского языка, создан шрифт для ингушских прописных букв, закончен проект по переводу командных фраз в игре CounterStrike с английского языка на ингушский и их озвучке на ингушском языке, обучение программе InDesign 7.5 с последующим применением полученных навыков для создания электронных книг.
— Я считаю, что каждый педагог, — подчеркивает Арсен Зуятдинович, — должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые подходы в обучении и воспитании подрастающего поколения, разрабатывать и внедрять свои методики, изучать и перенимать опыт других педагогов. С этими познаниями мы накапливаем свой опыт. Но, говоря о себе, я понимаю, что, чем больше я преподаю, смотрю, как работают мои коллеги, я осознаю, как много еще надо узнать и сколько надо приложить усилий к тому, чтобы достичь высокого уровня мастерства. В достижении профессионального мастерства очень полезны и необходимы такие педагогические конкурсы. Профессиональное становление личности происходит постоянно. Наша профессия уникальна! Педагог всегда остается молодым! Обучая детей, мы постоянно учимся сами! Ведь детство очень заразительно, оно проникает во все клеточки твоего организма и превращает это состояние в образ жизни, мироощущение, которое распространяется на взаимоотношения с близкими людьми, на отношения с окружающим миром.
Арсен Яндиев ценит в себе это ощущение детства. Он никогда не откажет себе в маленьких сказочных радостях, пусть даже в них немного утилитарной пользы. Позволил себе отвлечься, в апреле прочел роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера». Когда в следующий раз ему позволяло время, посмотрел и экранизацию — фантастический боевик Гэвина Худа, получивший в 1980-х несколько жанровых премий. А все почему? Из-за этического парадокса этой картины, к которому приходит в результате юный заглавный герой: «Вместе с настоящим пониманием, позволяющим победить врага, приходит и любовь к нему». Этот постулат, по мнению ингушского педагога, требует осмысления.
Кино Арсен Зуятдинович любит и кроме фантастики смотрит старые добрые советские фильмы 30-х, 60-х, 70-х годов. Или курьезные комедии, подобные «Особенностям национальной охоты». Или красивые мелодрамы, такие как «Гордость и предупреждение» («Только не с Кирой Найтли!»). А вот на походы в кинотеатры он наложил вето. Произошло это еще в студенческие годы. Они собрались большой компанией, в которой были и девушки, и решили: «Айда в кино!» Лондон, русская мафия, нелегкая участь агента... И все бы ничего, но боевик был напичкан столь откровенными постельными сценами, что юноша не знал, куда глаза девать и как смотреть после всего этого на своих сокурсниц. Развлечение превратилось в пытку. Повторять ее он не хочет. Поэтому и дал себе зарок больше на такие «веселушки» не ходить! Искусство — дело интимное.
Вот в детстве у него всегда лежали под рукой две книги — «Дядя Степа» и «Сказка о царе Салтане». Его очаровывала идея, что в любой ситуации человек может оставаться добрым, что добро в состоянии победить. И сегодня, читая «Психологию лжи» или даже «Инвестора», он рассматривает книги именно в этом аспекте: как они помогут добру победить в этом мире! Да, действительно, в Арсене Зуятдиновиче сидит и поныне маленький ребенок, и он не хочет растрачивать свои силы на ложь и коварство, ведь, сталкиваясь с ними, весь его внутренний мир восстает и кричит: «Так не должно быть!» Яндиев слушает только свою совесть. И отца, который всегда говорит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Отец для него пример. Арсен Зуятдинович гордится даже тем, как он готовит разнообразнейшие соусы из алычи и смородины, груши и абрикосов. Даже родственники укоряют потом своих близких: «Почему у него вкуснее, чем у тебя?» — настолько он искусный кулинар. И технические наклонности у Яндиева-младшего от отца, и даже преподавательский талант, хотя в школе отец проработал недолго.
Равняясь на отца, Арсен Яндиев выстраивает и свои уроки. Такие, что не стыдно показать и коллегам на конкурсах профессионального мастерства, и администрации родной гимназии, периодически проводящей открытые уроки. Кстати, с одним из них у Яндиева связан курьезный случай. Как-то из-за опечатки в расписании дирекция пришла к нему не на презентационный, а обычный урок. И что же? Оценили его на «5+», так как он нисколько не хуже продемонстрировал то, что на занятиях у Арсена Зуятдиновича интересно не только по распоряжению руководства, но и в самое обычное время.
На конкурсе «Учитель года России – 2013» Арсен Яндиев увидел, что он не одинок, он нашел единомышленников и обрел новые ориентиры. А еще на конкурсе он ощутил, что государство ценит педагогов и вспоминает именно этих увлеченных людей, когда пишет законы, касающиеся школы и образования. Ведь закон поддерживает порядок, без которого наша жизнь превратилась бы в хаос. Правильное устройство жизни общества — залог надежности. А залог того, что твоя жизнь правильная, по мнению ингушского учителя, — твоя совесть.
|