На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Прямо как диктор

Елена Чекмарева учит малышей говорить красиво

Почти не сомневаюсь, что красивое название Петушки у многих связано с поэмой Венедикта Ерофеева, прославившего небольшой и уютный городок Владимирской области. Кстати, в одном из залов местной картинной галереи в 2008 году создан музей Венички, из экспозиции которого почитатели его таланта могут узнать много интересного. И все же мемориал Ерофеева — далеко не единственная достопримечательность Петушков. Здесь есть школа №3, в которой учился самый первый победитель регионального конкурса «Учитель года» Вячеслав Синицын, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор известной в России и за рубежом методики развития детского речевого творчества, ведущий консультант по вопросам развития системы образования РФ. Связи со своей малой родиной Синицын не теряет. Будучи учителем московской школы №2017, он уже несколько лет возглавляет опытно-экспериментальную площадку Владимирской области по проблеме формирования инновационной образовательной среды средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности. Знакомство с Вячеславом Анатольевичем во многом определило педагогическую судьбу Елены Васильевны Чекмаревой, учителя начальных классов школы №3, победителя конкурса «Учитель года Владимирской области 2013 года».

По учебно-методическому комплексу Синицына «Мастерская выразительного чтения» она начала работать три года назад и сразу же поняла, как это интересно. Сотрудничество оказалось на редкость успешным и плодотворным — класс Елены Васильевны участвовал в экспериментальной программе и показал прекрасные результаты. Именно благодаря участию в эксперименте раскрылся еще один талант Чекмаревой — талант педагога-исследователя, не так часто встречающийся в учительской среде.

И на районном, и на областном конкурсе Елене Васильевне было чем удивить жюри и зрителей. На уроке «Из Повести временных лет», посвященном летописи и изобретению славянской азбуки, четвероклассники стали толкователями, почемучками и историками. Одни задавали вопросы, другие искали толкования незнакомых слов в словарях, третьи искали исторические сведения в учебниках и электронных ресурсах. Литературное чтение при этом тесно переплелось с историей. Исследуя текст летописи, рассуждая о Кирилле и Мефодии, ученики говорили о значении их подвига, о единстве славянских народов. Интересным было и методобъединение. На нем Елена Васильевна подробно и доходчиво представляла свой опыт. Оказалось, что за внешностью начинающего педагога (улыбчивая и жизнерадостная, Елена Васильевна выглядит очень молодо) скрывается очень серьезный соперник. Учительский стаж Чекмаревой — без малого 20 лет. И регалий множество.

«Откуда же такая легкость и лучезарность в облике?» — интересуюсь у Елены Васильевны, потому что обычно определяю учителей среди представителей других профессий по излишней серьезности и сосредоточенному выражению лица.

— Люблю свою профессию, и она отвечает мне взаимностью — в этом мое счастье, — говорит Елена Васильевна и добавляет: — Я вхожу в школу, как в родной дом. Надеюсь, так будет всегда. В общем-то, действительно, все просто и понятно. Когда любишь, да еще и взаимно, то, конечно, сияешь от счастья.

Но почему у многих учителей любовь не взаимная и счастливыми их назвать трудно?

— Знаете, мне кажется, быть педагогом — врожденная способность. Вот приходят два человека в школу. Оба горят, оба стараются, оба хорошо относятся к детям. Но у одного все получается легко, у другого все идет через трудности... Кто-то не может справиться, отчаивается и уходит, хотя искренне хотел работать в школе. Это какая-то загадка.

Сама Елена Васильевна о школе никогда всерьез не думала. Даже когда училась в педагогическом университете. С детства мечтала быть диктором. В старших классах узнала: чтобы стать диктором, нужно поступать на журфак МГУ. Побоялась. Семья жила в небольшом городке Костерево Владимирской области, мама и папа работали в сфере, далекой от образования, бабушка преподавала в Вязниковском профтехучилище. Остановились на Орехово-Зуевском областном педагогическом университете. Он раньше считался и сегодня считается уважаемым вузом с прекрасными традициями и сильным преподавательским составом. Сама Елена хотела поступать на филфак (книги она всегда любила), но мама посоветовала идти на факультет начальных классов: «Маленькие дети — как хорошо!» Послушалась маминого совета и ни разу потом не пожалела. Училась отлично, в ее группе все девушки были старательными и усидчивыми — 10 выпускниц, и она в том числе, получили красные дипломы. Дипломная работа была посвящена сказам Бажова. Почувствовать и полюбить красоту и выразительность русского слова Елене помогла Тамара Степановна Монина, преподаватель русского языка. Была и практика, и проходила ее Елена довольно успешно и в орехово-зуевской, и в петушинской школе №3, где работает сейчас, тем не менее Елена сомневалась, получится ли работать в школе...

Класса для выпускницы-краснодипломницы сразу не нашлось. Шел 1995 год, демографическая яма больше всего сказалась на учителях начальной школы. Зато ей сразу же поручили внеклассную работу (была такая должность — организатор), дали и часы — русский язык и литературу в 5-6-х классах, риторику, другие факультативы. К удивлению самой Елены Васильевны, у нее все получалось — дети ее слушались, и в школе она почувствовала себя комфортно.

— Большую роль в этом сыграли мои старшие коллеги и наставники, — рассказывает Елена Васильевна. — Вообще в школе особая атмосфера доброты, понимания и творчества. Ее чувствуют все: и ученики, и учителя.

Кстати, школа №3 одной из первых в районе удостоилась звания победителя Всероссийского конкурса лучших школ РФ. Среди ее педагогов 16 выпускников. Пять раз педагоги школы становились победителями конкурса лучших учителей РФ в рамках приоритетного национального проекта «Образование», 12 раз — лауреатами и победителями районного конкурса «Учитель года», два учителя удостоились звания лауреата и победителя регионального конкурса.

С победами понятно. Как правило, половина успеха лауреата принадлежит команде, его готовившей. Но вторая половина все же личная заслуга победителя, результат его опыта, личных качеств и обаяния.

Чтобы узнать Елену Васильевну с этой стороны, я поговорила с ее коллегами, учениками и их родителями. Основной разговор состоялся с выпускниками прошлого года — сегодняшними пятиклассниками. Приведу лишь некоторые из высказываний: «Елена Васильевна жизнерадостная. Очень красивая, умная. Ездила с нами в поездки. Организовывала театральные представления, нам это очень нравилось. Хотелось бы продолжить общаться с Еленой Васильевной и повыступать еще где-нибудь», — отметила Алина Людвикова. Дима Манин добавил: «Елена Васильевна очень добрая, отзывчивая. Когда на уроках было сложно, она помогала. Она очень чуткая. Когда мы хулиганили, она нас ругала. Но ругала с сердцем, лаской. А сейчас мы ходим к ее первоклассникам». А вот это уже признание первоклассника Андрея Чураева: «Елена Васильевна — она добрая, умная. На каждом уроке благодаря Елене Васильевне могут появиться чудеса».

Учитель реализуется в учениках. Своими главными достижениями Елена Васильевна считает победы учеников. И их много. Например, в международной эвристической олимпиаде младших школьников «Совенок» и международной интенсивной олимпиаде научного творчества «Прорыв», всероссийской дистанционной мультиолимпиаде-марафоне «Муравейник», общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика». Ежегодно ученики Чекмаревой побеждают на районных конкурсах чтецов.

Читаю сайт Чекмаревой, ее педагогическое кредо: «Способствовать интеллектуальному и нравственному развитию личности ребенка...». Легко сказать и написать, но как это осуществить на практике?

Елена Васильевна считает, что главный секрет ее успеха в уважении к ученику, в добром и внимательном к нему отношении. Даже гиперактивный, сложный и педагогически запущенный ребенок видит, как к нему относится учитель. Он не может не оценить доброго отношения к себе.

— Дети всегда отвечают педагогу взаимностью, — считает она. — Кто-то сразу, кто-то спустя время. Нужно научиться ждать, терпеть и не сдаваться. Доброта всегда побеждает. И еще очень важен личный пример. Всеми своими поступками и словами стараюсь сформировать у них твердое убеждение в том, что миром правят доброта, культура, общение, миролюбие, творчество, что человек должен уметь приносить миру пользу и не навредить себе.

Прошу Елену Васильевну дать советы начинающим педагогам.

— Я убедилась на своем опыте, что любое невзаимное воздействие неэффективно. Нельзя задавать слишком много и чересчур трудные задания, нужно стараться все сложное сделать на уроке. Еще посоветовала бы с интересом и уважением относиться к образу жизни современных детей. Он отличается от нашего, но не стоит с ходу его отвергать. Этим вы лишь оттолкнете детей от себя.

Еще, наверное, стоит сказать об участии в конкурсном движении. Для меня это лучшая форма повышения квалификации. Кстати, мой первый конкурс «Учитель года» был в 1997 году, всего на третий год моей работы в школе. И своего класса у меня еще не было. Первый класс у меня появился в 2001 году, с тех пор я сделала три выпуска. Но уже в 1997 году я овладела такими формами, как мастер-класс, методические разработки и презентация опыта. Участвуя в районном конкурсе в 2012 году, научилась создавать портфолио, через год создала личный сайт. Конечно, всему этому можно научиться и без конкурса, но конкурс стимулирует и мотивирует.

Безусловно, очень важна поддержка близких. Муж Елены Васильевны Алексей и ее дочь Марина — надежный тыл, который и позволяет ей развиваться и участвовать в различных конкурсах. Елена Васильевна всегда в прекрасной форме, что называется в тонусе. Ей помогают физкультура и спорт. Она всегда занималась лыжами, плаванием. И конечно же, увлекает этим детей и родителей своего класса.

Кстати, именно от них я узнала, что Елена Васильевна обладает еще одним талантом — она умеет находить в родителях единомышленников, увлекает их в общее дело так, что они помогают во всех классных мероприятиях самозабвенно и от души, а не по принуждению.

— В чем секрет? — снова интересуюсь я.

— Все очень просто, — отвечает моя собеседница. — Когда родители видят, что я стараюсь сделать для их детей все, что в моих силах, что я отношусь к ним с любовью, они сразу это ценят и готовы помогать.

— А как детская мечта стать диктором? Не жаль, что не осуществили ее?

— Почему не осуществила? Она реализуется в педагогической профессии, ведь речь педагога должна быть четкой и выразительной. Много раз я была ведущей различных районных праздников и конкурсов, в том числе и конкурсов «Учитель года». Недавно вела районный праздник «Вифлеемская звезда». Учу детей выразительно читать на уроках «Мастерской выразительного чтения», на уроках литературного чтения, когда ставим спектакли. Я довольна своим выбором.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 16 от 22 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.