На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Не высоко, а рядом

Даже самых грустных учеников можно отогреть улыбкой

Когда Светлана Владимировна Хансеверова, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Республики Мордовия, вела свой самый первый в жизни урок, никто из учеников ее по отчеству не называл. Во-первых, потому что учительница сама была еще очень маленькая, даже до семи лет недотягивала, а во-вторых, первыми ее учениками были рассаженные в рядок куклы и мишки — ну много ли они наговорят? Это только уже года через два, когда Света сама пошла в школу и на своем опыте поняла, как это здорово — учиться, а особенно учить, в ее игрушечном классе появились настоящие ученики — родные и двоюродные браться и сестры.

— Сколько себя помню, — говорит Светлана Хансеверова, — всегда у меня и вокруг меня были какие-то тетради, журналы, а летом я просто «заучивала» братьев и сестер! Игра в школу была для меня самой любимой и интересной. И хотя в семье ни одного учителя не было, вопроса, кем быть, не возникало. Я всегда знала, что хочу работать в школе. Можно сказать, все получилось как-то само собой.

Уже в старших классах Светлана определилась, какой предмет будет преподавать: сама хорошо училась в математическом классе и очень любила свою учительницу математики Валентину Григорьевну Пугачеву, которую и сегодня считает сильным педагогом и прекрасным наставником. Валентина Григорьевна сейчас на пенсии, и Светлана рада каждой встрече с ней.

Имея по окончании школы отличное знание предмета, молодая выпускница без проблем поступила в Мордовский государственный университет имени Огарева на математический факультет. После университета сначала преподавала в межшкольном учебном комбинате, куда старшеклассники приходили на один день в неделю осваивать профессии, в том числе и лаборанта-программиста. А через год попросилась на работу в свою родную школу №8 Рузаевки — это второй по величине город в Республике Мордовия, второй после Саранска — столицы Мордовии.

Школа обычная, муниципальная, бюджетная, достаточно большая — около 800 учеников. В этом году набрали четыре первых класса, и в каждом за 25 учеников — детей стало заметно больше, учатся в две смены. Идут разговоры о необходимости пристройки, чтобы согласно требованиям новых ФГОС вести обучение в одну смену. Очень хочется верить, что так оно и будет — и пристройка, и новые классы с самым современным оборудованием, потому что именно такого светлого будущего достойна школа, которая с самого первого класса умеет вырастить лучшего учителя республики, победителя регионального конкурса «Учитель года»!

Но мало того что Светлана сама здесь училась и вот уже 9 лет работает, ее супруг также оканчивал школу №8, и теперь уже их дочка перешла в пятый класс и ни слова не хочет слышать ни о какой другой школе, хотя в микрорайоне есть учебное заведение поближе.

— Я очень люблю свой коллектив, — говорит учитель года – 2013 Республики Мордовия Светлана Хансеверова. — У нас хорошие педагоги и в начальной школе, и в старшем звене. Дочка все это тоже чувствует и даже мысли не допускает, чтобы учиться где-то еще. А сколько помогали мне мои коллеги, когда я участвовала в конкурсе! Все помогали: и директор Татьяна Викторовна Соколова, и ее заместители, и, конечно, родители моих учеников и сами дети! Но если родители и дети больше морально поддерживали, то мои коллеги — педагоги, завучи и даже директор — со мной ездили в Саранск на мои конкурсные выступления (благо от нашего города туда всего 17 километров). Приезжали, сидели и на уроках, и на методическом объединении, и на классных часах — на всех мероприятиях! Все отслеживали: где похвалят, а где и тихонько кулак покажут, чтобы больше о времени думала на уроке!.. Вообще-то сейчас уже некоторые детали забылись, потому что во время конкурса всегда на нервах была, но вот эту поддержку, общее настроение, понимание, что с тобой рядом твои самые искренние болельщики и помощники, я очень хорошо помню. Это очень помогало! И когда в Москве была — тоже, они мне все время и по телефону звонили, и по скайпу разговаривали — всегда поддерживали. А родные говорили так: «Мы еще, когда тебе семь лет было, знали, что станешь хорошим учителем и все у тебя получится!..» Хотя в Москве на всероссийском этапе морально было трудно. Нет, со стороны организаторов было все прекрасно! А трудно из-за того, что одна, своих рядом нет. Потом, конечно, сдружились с коллегами, и это общение очень много каждому дало. Жаль, сегодня получается встретиться только по скайпу или в переписке.

В своем конкурсном эссе Светлана Владимировна написала, что главное для педагога — быть рядом с воспитанниками. Понятно, что такое отношение предполагает большие затраты времени и душевных сил на школу, учеников. А как же семья, как распределить себя между школой, с одной стороны, и мужем и ребенком — с другой? Светлана говорит, что в этом никакого особого секрета нет, главное, не делить себя: вот это отдельно — семья, это — школа, это — дети. Хорошо, когда все вместе гармонично переплетается, например, ребенок ходит с мамой в одну и ту же школу, то есть всегда есть возможность лишнюю минутку увидеться и поговорить. Всех маминых воспитанников, а Светлана Владимировна кроме уроков математики еще ведет классное руководство теперь уже в девятом классе, дочка тоже знает. Муж в школе не работает, он инженер, но бывает здесь часто, и учеников видит, и их родителей, и со всеми коллегами супруги знаком.

— Мы все, — говорит Светлана Хансеверова, — очень дружим и живем проблемами нашей школы, мыслями о ней и стараемся, чтобы в ней было лучше. Поэтому я не могу сказать, что с восьми утра до двух дня у меня школа, а потом — всё, мои личные дела. Нет, у меня не так. И я в сложившейся ситуации этого неразделения, когда и школа, и семья, и коллеги, и отдых, и работа — все это рядом, во мне и вокруг меня, — очень хорошо себя чувствую! Мне в этой ситуации комфортно!

Больше того, она говорит, что ей комфортно даже дома вечером разговаривать с родителями после уроков. Кому-то это может показаться удивительным, знаю, что многие учителя свое вечернее личное время оберегают, а она говорит, что просто любит общаться со своими учениками и их родителями. Общаться и на уроках, и дома по телефону. Тем более что программа сегодня такая, что не каждый родитель в ней без учительской помощи разберется, а ребенку помогать надо. Потому и приходится устраивать вечерние консультации.

Спрашиваю, а насколько, по ее мнению, сегодня востребованы компьютерные технологии на уроках. Отвечает, что учителю-математику без компьютера нельзя, впрочем, как и вообще любому современному учителю, независимо от предмета. А вот насчет технологий на уроках — тут еще надо хорошенько подумать. Например, ученику они нужны не на каждом уроке, потому что иногда ребенку надо просто выйти к доске с мелом в руке и уметь в этой форме отработать тот или иной материал. Сама же Светлана Владимировна чаще всего использует компьютерные технологии при объяснении нового материала и на уроках геометрии, потому что именно этот предмет требует наглядности и объемного мышления, а с ними не у всех нас дело обстоит одинаково хорошо, не у всех воображение работает одинаково. Тут-то компьютер и помогает. И еще в работе классного руководителя, потому что в Интернете можно найти любые нужные материалы. Например, в этом году 10 лет трагическим событиям в Беслане, и, как говорит Светлана Владимировна, она бы хотела рассказать детям о том страшном 1 сентября, чтобы и они помнили и понимали, что беда вроде бы от нас далека, но в любой момент может оказаться рядом. И чтобы знали, что помощь приходит и зло наказывается. «Ведь очень хочется, — говорит Светлана Хансеверова, — чтобы дети наши не росли черствыми людьми, чтобы умели сопереживать, жалеть, а их сердца были открыты добру».

Выходит, как бы ни старались некоторые разделить обучение и воспитание, учитель все равно остается для своего ученика еще и воспитателем? По мнению Светланы Хансеверовой, эти два понятия неразрывны, так как воспитание нельзя прервать, нельзя закончить.

— Мы не можем учить, не воспитывая, — считает Светлана Владимировна. — Мы воспитываем и своим предметом, и даже своим разговором! Учитель-воспитатель — это обязательно. Конечно, и родители должны воспитывать, но все равно получается так, что ребенок большую часть дня проводит в школе, поэтому так велика роль и ответственность учителя. Хотя я ни в коем случае не снимаю ответственности с родителей, потому что моральные устои формируются в семье. Ребенок приходит к нам в семилетнем возрасте, а до этого у него уже есть характер, его воспитывали. К сожалению, иногда так, что учителю приходится нелегко. Но мы это стараемся преодолевать.

Я прошу свою собеседницу определить главные черты современного учителя, каким он должен быть, по ее мнению. Получается у нас следующее. На первом месте, как это необходимо любому нормальному человеку независимо от профессии, — порядочность. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными и достойными людьми, учитель первым должен подавать пример. Второй обязательный момент — честность. И перед собой, и перед своими учениками, потому что дети любую фальшь чувствуют очень глубоко. Еще необходима доброта, учитель обязательно должен быть добрым. И все это на фоне профессиональных знаний, потому что самосовершенствоваться необходимо постоянно.

Напоминаю Светлане, как в конкурсном эссе она написала, что учитель должен быть гуманистом, спрашиваю, в чем это проявляется в ее повседневной жизни. Она говорит, что, возможно, не сможет ответить на этот вопрос красиво, потому что все-таки больше математик, чем гуманитарий, тем не менее несколько принципов есть. Прежде всего надо строить отношения с детьми не с позиции «я наставник и я высоко, а вы должны мне внимать и всегда делать так, как я скажу, и я всегда права». Нет, это неприемлемо. Надо уважать позицию ребенка и всегда давать ему слово, давать возможность высказать свою точку зрения в любой ситуации. Наверное, поэтому в ее классе авторитарности нет, а обязательны, как она сама говорит, демократия и взаимное уважение детей к учителю и учителя к детям.

Хотя ситуации разные бывают, иногда спорные и конфликтные. Есть и дети из приемных семей, и находящиеся под опекой. Но главное в том, что все семьи хорошие! И никто из детей не выглядит на общем фоне ущербным, они не делятся по материальному признаку, не оскорбляют друг друга. «Да, они не все отличники, — говорит Светлана Владимировна, — но сами по себе дети отличные! Я вообще считаю, что стать хорошим учеником может не получиться, а вот стать хорошими людьми должны все. Я очень люблю своих детей, свой класс!»

И еще одно необходимое качество учителя мы оставили для завершения нашего разговора. Без этой малости, такой несерьезной, но такой важной и обязательной, ни один современный учитель просто не выживет! Он должен быть оптимистом. Это, по мнению Светланы, очень важно. А как иллюстрация случай из ее собственной жизни. В первый год работы педагогом ей дали класс от уже достаточно пожилой и суровой учительницы начальных классов. Она держала ребят в ежовых рукавицах, но дисциплина в классе все равно хромала. Через две недели учебы к Светлане Хансеверовой пришли родители ребятишек и рассказали, что им ответили дети на вопрос «Как там ваша новая классная руководительница?» Дети практически в один голос отвечали, что она очень хорошая и такая добрая, что даже улыбается!

— Меня тогда поразило, — рассказывает Светлана Владимировна, — насколько в наших детях развит этот стереотип строгого наставника с жестким взглядом. Я сама по себе такой человек, что, что бы ни случилось, я всегда улыбаюсь. И кстати, дети тем же стараются отвечать, даже если у них настроение не очень. Я считаю, что самых грустных из них учитель может попытаться отогреть своей улыбкой!

Я попросила Светлану Владимировну поделиться ее рецептом повышения стрессоустойчивости. Что и кто помогает восполнить постоянно отдаваемые детям и школе душевные и физические силы? «Рецепт» получился следующий. Во-первых, любящая и терпеливая семья, во-вторых, добрый пушистый кот, которого завели специально после семейного совета для снятия стресса. И с этим ласковая животина успешно справляется, встречая хозяйку фырчанием, натиранием туфель и дальнейшим лежанием на коленях и перед компьютером. А третий пункт — работа на своем садовом участке. В нынешнем году это было выращивание, помидоров, огурцов и разной зелени, а в планах на следующий год цветники, клумбы — в общем, наведение красоты.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 36 от 9 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.