На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


В роли Амундсена

Исколесить земной шар можно, не выходя из класса

Думаю, что не ошибусь, предположив, что треть участников конкурса «Учитель года» — это те, кто свою профессию получил по наследству, от родителей. В их числе и Наталия Федотова, учитель географии костромской школы №30.

В четыре года Наталия уже бегло читала, и воспитатели нередко поручали ей почитать другим малышам. А им особенно приятно было слушать сказку из уст своей сверстницы и затем поговорить о героях. Самой же Наталии нравилось на какое-то мгновение почувствовать себя сначала воспитательницей, а затем и учительницей.

В средних классах девочка помогала маме, учителю начальных классов. Это было для нее самым главным увлечением. Теперь Наталия не только читала малышам из группы продленного дня, но и делала с ними уроки, что особенно радовало детей — она постоянно придумывала для них чрезвычайно интересные игры. В ней взрослость сочеталась с детскостью. С одной стороны, девочка была очень серьезной, ответственной, с другой — как и ее «питомцы», любила повеселиться и даже попроказничать. Дети всегда с нетерпением ждали свою Наташу, и если она почему-то не приходила, огорчались.

Уже тогда Наталия твердо знала, что обязательно станет педагогом. Она увлекалась биологией, а также географией, и потому поступила на биологический факультет Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова, к тому же здесь было еще одно направление — географическое. Талантливая студентка училась лучше всех и получала губернаторскую стипендию.

Учителем стала еще на пятом курсе. Как-то на кафедру географии позвонили из школы №30: срочно требуется преподаватель географии. Выбор, конечно, пал на Наталию Федотову. Девушка согласилась, и с 1 ноября 2000 года ее зачислили в штат. С тех пор прошло четырнадцать лет. Сегодня Наталию Константиновну считают высококвалифицированным и уважаемым в городе педагогом.

Проблем у молодой учительницы, которые обычно случаются у начинающих, не было. Правда, в классах царила вольница, не все ладилось с дисциплиной, но очень скоро она нашла взаимопонимание с ребятами — сказался опыт, полученный в детстве. Да еще вдруг сама обнаружила один «грех» — уж слишком требовательна была к детям, считая, что все как один должны знать ее предмет на «отлично».

Наталия Константиновна поняла, что, во-первых, у учеников разные способности, а во-вторых, многое зависит от педагога: опытный учитель сумеет трудное и неинтересное сделать легким и увлекательным, и тогда дети охотнее учатся. И потому прежде всего стала требовательной к самой себе.

Как и в школьные годы, Наталия обрела среди своих подопечных настоящих друзей, на встречу с которыми спешила по утрам.

Вот что она говорит о своей работе: «Мне нравится учить детей, помогать им взрослеть, раскрывать их дарования, учиться у них многому. Мне нравится видеть результаты своего труда в их победах на олимпиадах и конкурсах, в их радостных улыбках, уважении ко мне и любви к моему предмету».

Уроки географии сегодня многие школьники и их родители считают второстепенными, необязательными, кроме тех, конечно, кому предстоит сдавать ЕГЭ. А остальные к предмету более или менее равнодушны, вплоть до того, что некоторые мало чем отличаются от фонвизинского героя, который считал, что географию должны знать извозчики. К тому же в наших школах нередко и сами занятия вызывают зевоту из-за скучных учебников и скучных учителей.

У Наталии Константиновны дело обстоит иначе: географию любят все. Она умело поддерживает их неуемное любопытство и неугасимый интерес. Ее ребята уверены, что каждый житель планеты Земля обязан хорошо знать географию. Уроки проходят в виде путешествий, игр, неожиданных открытий, исследований. Юные географы, которые благодаря учителю обладают хорошо развитым воображением, «исколесили» все материки, «избороздили» все моря и океаны, «взбирались» на горные вершины, «отыскивали» полезные ископаемые на Урале, в Сибири, Африке, Америке, Австралии, «измеряли» длину рек и глубину озер. Неутомимые следопыты обычно не замечают, как 45 минут пролетают одним прекрасным мгновением. Ребята выступают то в роли Пржевальского, то Обручева, то Амундсена, то Васко да Гамы. Теоретически ими вся планета изучена вдоль и поперек. Но многие питомцы Наталии Константиновны мечтают, когда станут взрослыми, увидеть наяву то, с чем подробно ознакомились заочно.

С помощью каких еще приемов она поддерживает интерес к своему предмету? Азарт в игре вполне естественен, оправдан, но ей удалось его перенести и на занятия.

Нравятся детям презентации отдельных тем, докладчик старается сенсационно преподнести их, а потом его забрасывают каверзными и острыми вопросами.

Не менее любимы викторины, которые ребята составляют вместе с учителем. Они как будто соревнуются, кто сможет больше узнать и добыть редкую, неожиданную информацию и тем самым удивить себя, одноклассников и порадовать Наталию Константиновну.

Школьный учитель, по мнению Наталии Константиновны, — это еще и консультант, советчик, если речь идет о создании проектов или подготовке к олимпиаде или конкурсу. Под ее руководством подростки исследуют какую-нибудь проблему, при этом им дается максимальная самостоятельность.

Ежегодно она готовит лучших своих учеников к Всероссийской олимпиаде школьников по географии. По субботам будущие олимпиадники занимаются в кружке «Юный географ», причем сюда приходят ребята и из других школ. Еще есть Клуб интеллектуальных географических игр. Толчком к этому послужила история, случившаяся с одним мальчиком на финальном этапе олимпиады. Артем Гузий хорошо выступил на областной олимпиаде и стал дипломантом, и его, естественно, направили на заключительный этап в Новосибирск. Оттуда парнишка вернулся вконец расстроенный. Там он занял всего-навсего 176-е место. После анализа его ответов Наталия Константиновна разработала программу учебно-тренировочных сборов, которые стали проходить в летнем многопредметном лагере для одаренных детей. Она отобрала пять наиболее перспективных учеников. Они и стали первыми из Костромской области победителями и призерами на Всероссийской олимпиаде. Среди них была Ольга Сорокина, которая после окончания школы поступила на географический факультет МГУ, теперь учится там же в аспирантуре. И Артем Гузий поступил туда же.

В летнем лагере необычно построены и занятия, и сама жизнь. Ребятам постоянно приходится что-то преодолевать, проявлять волю, делать выбор, справляться с трудными заданиями. Таким образом они приобретают не только знания, но и качества, необходимые современному человеку: уметь управлять своими чувствами, временем, поступками, обязанностями, логически мыслить, кратко и четко излагать суть проблемы и варианты ее решения, создавать неожиданные поисковые ситуации, всесторонне развивать свой интеллект. Отдых в этом лагере считают интеллектуальным. Особенно детям нравится находить нестандартные ответы на нестандартные вопросы.

Запомнился Наталии Константиновне еще один участник географической олимпиады — Максим Рослов из малокомплектной сельской школы Кадыйского района Костромской области. В его школе, как это обычно бывает в селах, не хватало учителей. Но мальчик тем не менее хорошо учился, и его знаниям мог позавидовать любой городской ученик. А географию, которой особенно увлекался, знал блестяще. На областной олимпиаде подросток занял первое место, но на всероссийскую категорически отказался ехать: «Боюсь подвести нашу область, ведь туда съедутся лучшие ученики со всей России».

Юный географ просто тронул учительницу своей честностью, искренностью. Про себя она назвала его «отличник-самоучка». По складу своего характера Максим не очень был уверен в себе, и это ему мешало. А ведь уверенность — первостепенное качество в любом деле, особенно в соревновании.

Его тогда удалось уговорить. Наталия Константиновна обещала, что сама будет с ним заниматься. Посылала ему книги, придумывала самые сложные, на уровне вузов, задания, переписывалась с Максимом по электронной почте и даже устроила встречу с лучшими преподавателями географии своего университета. Максим стал победителем на Всероссийской олимпиаде. Это была его победа и над самим собой. Он приехал другим, непохожим на того застенчивого, неловкого деревенского мальчика, которого она увидела при первом знакомстве. А ЕГЭ по географии он сдал на все 100, и вот подросток из сельской, да еще малокомплектной школы стал студентом самого престижного вуза страны.

В школе №30, как, впрочем, и в других в Костромской области, учатся дети многих национальностей. Как их всех подружить, научить жить «единым человечьим общежитьем»? Именно этой проблеме Наталия Константиновна и ее ребята посвятили проект, результатом которого стал клуб межкультурных коммуникаций, здесь школьники знакомятся с национальной культурой и традициями людей, которые живут в их регионе.

Кстати, эта тема возникла неожиданно. Один ученик заинтересовался: «Ребята каких национальностей учатся в нашей школе? Чем они отличаются друг от друга?» Участники клуба под руководством Наталии Константиновны подготовили и провели фестиваль «Дети разных народов», рождественский бал для детей из школ-интернатов. А сама она теперь руководит школьным детским объединением «Вместе».

В своем конкурсном эссе Наталия Федотова писала: «Школьный учитель — это вечный ученик. Знания и технологии сейчас быстро устаревают, поэтому учитель должен учиться всю жизнь. Я учусь на курсах повышения квалификации, на конкурсах педагогического мастерства, учусь, чтобы воплотить какую-то свою идею, занимаюсь самообразованием». В 2008 и 2013 годах она стала победителем федерального национального проекта «Образование». В прошлом году участвовала в финале Всероссийского конкурса «Учитель года».

Наталия Константиновна из тех людей, кто не боится ставить перед собой очень высокую планку, которую по мере приближения к ней каждый раз поднимает все выше и выше и снова движется к новой цели. И ее ученики, возможно, сами того не осознавая, тоже ставят перед собой трудные задачи и успешно решают их. Пример любимой учительницы их вдохновляет.

«Школьный учитель — это и классная мама» — так называет себя Наталия Константиновна. К этому хочется добавить: внимательная, заботливая, любящая. Она гордится своими первыми выпускниками. Это молодые люди, знающие, умелые, успешные. Они звонят ей, пишут по электронной почте. Нередко их разговор по телефону или письмо начинается со слов: «Я хочу с вами посоветоваться...»

В ее манере воспитания не бывает ни назидательных моментов, ни строгих окриков, ни острых обидных замечаний, и это еще больше притягивает к ней детей. Когда Наталия Константиновна беседует с кем-то из ребят, со стороны может показаться, что это мама общается со своим ребенком. Она дает возможность каждому провинившемуся самому осознать свой проступок. Ребята знают, что и Наталия Константиновна тоже порой говорит: «Прости, я была не права». И дети следуют ее примеру.

Когда учитель становится известной яркой личностью в своем городе, районе, его часто начинают сманивать, предлагая несравнимо более выгодные и более престижные места работы. Наталии Константиновне тоже сулили чиновничьи должности, и немаленькие, но она, не раздумывая, отказывалась, заявляя, что учить детей — единственное ее призвание, что это самая лучшая должность на Земле.

Маргарита Курганова, «Учительская газета», № 14 от 8 апреля 2014 года



Гущин Д. Д.