На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Суперуроки в мини-Тибете

Алексей Тухалов создал с детьми атлас родного края

Маленькое село Орлик плотно обступают горы Восточного Саяна. Здесь особенно ощущается та естественная возвышенная красота, которая только и может быть в горах. Но естественно, у такого удаленного и укромного места есть и свои минусы. Того, кто вырос здесь, открытые пространства и большие города могут заставить немного растеряться и почувствовать себя меньше, чем есть на самом деле. Но учитель истории и обществознания Орликской средней школы Алексей ТУХАЛОВ не теряется. Он, наоборот, когда-то приехал сюда из самого центра Бурятии, чтобы помочь местным ребятишкам раскрыться и обрести уверенность в себе. Ну и конечно, чтобы найти истоки монгольской цивилизации.



Две веские причины


Друзья, однокурсники и родные Алексея Тухалова сначала не поняли, неужели он всерьез, едва окончив университет, решил уехать почти за 800 км от родного Улан-Удэ — в Орлик, или правильнее — Орлиг, с ударением на первую букву. А шутить Алексей Петрович умеет, недаром он, некогда член республиканской сборной по КВН, и на новом рабочем месте свое увлечение не оставил. Даже помог своим ученикам собрать команду. Назвали ее «Окинский караул» и решили штурмовать республиканский олимп. И имя команде выбрали со смыслом — так некогда назывались здешние места, которые прославил в своих путевых заметках во второй половине XIX века не знаменитый теоретик анархизма, а пока еще ученый-географ, граф Петр Кропоткин. Оказалось, что от этих на первый взгляд несерьезных игр выиграли все: кто-то, просто раскрепостившись и раскрыв свои таланты, а кто-то, заработав реальные награды и славу.

Но пока до этого еще было далеко, и выпускник исторического факультета Бурятского государственного университета просто попал под распределение, которое в то время еще бытовало в вузе. Далекое село в горах — пожалуй, это было не то, чего он ожидал, и тем более не этого ожидали его родные. Сам Алексей Петрович признается, что таких педагогических подвигов он до той поры не наблюдал, да по большому счету он и вовсе оказался первым учителем в семье.

Алексей Тухалов немного подумал и все же согласился с решением ректората. Особую роль здесь, пожалуй, сыграло еще и сильное желание вырваться из родительского дома и доказать самому себе, что что-то умеешь и на личностном, и на профессиональном уровне. Да и, в общем-то, пора уже было создавать что-то свое и еще лучше — на новом месте. К тому времени у Алексея Тухалова уже была и своя семья: жена и маленький сын. Думал, что поедет на год, максимум на пару лет, но, как это обычно бывает, остался навсегда.

Через некоторое время Алексей Петрович понял, что была и еще одна причина, по которой его потянуло в Орлик. Ведь не зря, наверное, знаменитый советский геолог Сергей Обручев дал Окинскому району весьма поэтичное определение — «Тибет в миниатюре». Оказалось, что здесь такое поле деятельности для историка, что поначалу не знаешь, за что хвататься. Сколько геологов и историков совершили здесь открытия, сколько материала собрали, чтобы защитить добротные диссертации! Видимо, настал и его черед, и судьба тоже дала ему возможность раскрыться полностью, видя его усердие и любовь к истории.

Дисциплину, ставшую делом его жизни, он всегда отличал среди прочих. Правда, потом пришло еще и увлечение обществознанием. Началось все со школы, где, как водится, у многих, кто решил стать педагогом, были свои кумиры. Для Алексея Тухалова такими путеводными звездами на профессиональном небе были его классные «мамы».



Вперед по радуге


Что значит «hолонго»? Очевидно, что-то необычное скрывается за этим словом, написанным сразу и латиницей, и кириллицей. Правда, оказывается, что по-бурятски это всего-навсего «радуга». Хотя кто сказал, что это не чудо? А еще так называется школьное научное общество в Орлике, которое начало работу за год до приезда Алексея Тухалова. Тогда, в 2004 году, никто еще даже не представлял, что скоро его участники пойдут с новым учителем в свою первую историческую экспедицию, а потом вдохновятся и все вместе создадут уникальную книгу — «Атлас Окинского района». Сегодня этот атлас даже используют на уроках, и ребята видят плоды своих трудов в деле. А старались ребята на славу: каждый хотел, чтобы географические и исторические особенности их родного края были описаны ярко и подробно. Еще бы, ведь когда-то, по преданию, по долине у подножия потухших вулканов прошел сам богатырь Гэсэр — знаменитый герой бурятского эпоса.

У Алексея Тухалова ничего не пропадает даром. Даже фотографии, отснятые в экспедиции, пригодились. Они оказались настолько хороши, что стали основой для постеров, открыток и календарей, которые стала выпускать школа. Но и это еще далеко не все — у участников «hолонго» грандиозные планы. Например, издать учебник по истории района. Многое уже сделано, но сколько еще предстоит! Года два еще понадобится, не меньше.

Когда так постоянно и плотно занят школьным делом и всевозможными проектами, оказывается, очень непросто выкроить время для семьи, которая в конкурсный 2013 год стала еще больше — у Алексея Тухалова родилась дочь. Но, впрочем, пока ему это как-то удается. Выходные, по его словам, святое время. Для работы должно хватить оставшейся части недели, она и так гораздо больше. Правда, с учетом того, что он с недавних пор еще и заместитель директора по воспитательной работе, поиски личного времени становятся все более сложными. Но второе профильное образование помогает — Алексей Петрович специально окончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. И немудрено, ведь учитель и сам должен постоянно учиться. Так что, может, еще и третье придется осваивать...

Что и говорить о хобби! Учителя редко хвалятся каким-нибудь крупным увлечением, не касающимся школьной жизни. Да Алексей Тухалов и не стремится, ему нравится, как все взаимосвязано и переплетено. Так что и основное хобби у него — научный туризм. Ну не могли экспедиции по чудесному окинскому краю не оказать своего влияния. И после каждой из них выясняется, что есть еще новые маршруты и неизведанные уголки. Да и про КВН Алексей Петрович старается не забывать.



Есть такое слово — «не люблю»


Алексей Тухалов честно признается, что не понимает, когда коллеги в ответ на вопрос о предназначении учителя, не раздумывая, отвечают: главное — дать детям знания. Слово «дать» предполагает в качестве дополнения вполне осязаемую субстанцию, а здесь... ну разве знание — это яблоко? Или печенье? Он хорошо помнит, как еще в его школьные годы педагоги сетовали, что класс ничего не понял, хотя все дали, разжевали, осталось только проглотить. Но разве это дело?

Знания интереснее добывать. Этому и нужно учить детей. И Алексей Петрович искренне старается. Понятно, что всегда есть «производители» и «потребители», но никто же не говорит, что их баланс в обществе нерушим. Вот учитель и должен сделать из тех, кто может лишь проглатывать разжеванные до удобоваримых ингредиентов знания, тех, кто готов по личной инициативе вгрызаться в гранит науки. И делать это можно по-разному.

А учить детей сегодня по-настоящему интересно, особенно историку. И радует не только то, что у каждого учебника есть множество электронных дополнений, но и то, что есть свободный доступ в Интернет, а это тысячи оригинальных документов и исторических свидетельств. Правда, Алексей Петрович все же старается предостерегать своих учеников от безоговорочной веры в то, что написано в Сети. Надо всегда смотреть на источник высказывания и стараться проверить его. А если уж совсем сомневаешься, иди в библиотеку, там все точно.

Правда, не все современные веяния, по словам Алексея Тухалова, так хороши. Сегодня, например, много говорят о перегруженности детей и о том, что из каждого предмета можно что-нибудь спокойно выбросить: и детям легче станет, и педагогам. С перегруженностью Алексей Петрович не спорит, это факт. Но как быть, если и правда встанет вопрос о том, что надо будет что-то убирать из программы? По какому принципу решат удалять темы? А ведь основная задача истории — помочь молодежи ответить на вопросы о том, кто они, что представляет собой наша страна, как жить в современном обществе. И если мы что-то «уберем» из прошлого, мы рискуем что-то не понять в настоящем. Да и как учить детей, если мы искусственно будем формировать дисбаланс в такой предметной области, как история?

Выясняется, что Алексей Петрович и современный стандарт педагога тоже не очень жалует. Но это не спонтанное необъяснимое отторжение, а вполне осознанное решение. Ведь педагог — творец. Кто с этим поспорит? А любой документ, даже если он хорошо написан, в неумелых руках становится жесткими рамками, где ни вправо, ни влево. Как в таких условиях улетать в творческом педагогическом поиске ввысь, бог весть!



А неудачи вдохновляют


В рамках методического объединения Алексей Тухалов выступил на Всероссийском конкурсе «Учитель года – 2013» с темой «Историческое пространство в учебной и внеучебной деятельности». Звучит весомо и по-научному. Еще бы, ведь Алексей Петрович уже не раз задумывался о том, что нужно защитить кандидатскую диссертацию. К теме пока еще точно не примеривался, скорее всего исследования истории Орликского района, где, по некоторым данным, можно обнаружить истоки монгольской цивилизации, и подскажут, за что взяться. Здесь, смеется Алексей Тухалов, просто поле непаханое. А вот формулировать темы он уже тренируется.

Правда, признается, что содержательно все вышло не так, как хотел. Знал, что надо удивить, потому что конкурс для жюри все-таки проходит в ожидании звезды, которая засияет по-новому, а он всего лишь отчитался о работе.

Конечно, компенсировал этот недостаток интересный урок. Алексею Петровичу досталась тема междоусобий и ожесточенной борьбы за власть на Руси XII-XIII веков. Ребятам очень понравилось, что учитель показывал отрывки из исторических фильмов, обращался к картинам, запечатлевшим события далеких времен. Вообще Алексей Тухалов достаточно часто использует на уроках произведения живописи, кино, музыки и литературы. Когда-то он хотел стать режиссером, и поэтому мир визуального искусства ему совсем не чужой, да и дети так гораздо ярче могут ощутить пульс жизни, даже той, от которой их отделяет не одно столетие.

Но в итоге он, к сожалению, не прошел даже в пятнашку, хотя такие амбициозные планы после республиканского конкурса были. На самом деле Алексей Тухалов уже давно привык к неспокойной конкурсной атмосфере. Четыре года назад победил на республиканском уровне в соревновании «Самый классный классный». И тогда показалось, что он может все. Впрочем, с опытом максимализма поубавилось, и он понял, что во многом надо еще расти и расти. Пока за плечами лишь 10 лет педагогического стажа, так что все еще впереди.

Самое главное, что он не обиделся на критику жюри, а принял ее к сведению. Уже сегодня Алексей Петрович может точно сказать: за минувший год профессионально вырос. Даже выработал для себя понятие и схему суперурока. Хотя на самом деле все просто: это урок, который проходит на одном дыхании, когда дети стараются и получают только пятерки и наперебой благодарят, потому что было по-настоящему интересно. Действительно, все очень просто. Но разве это не супер?

Анна Данилина, «Учительская газета», № 39 от 30 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.