На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Из физиков в математики,

или Работа как жизнь и хобби

Ольга Ивановна ТУЛУБАЕВА из Петрозаводска уверена: современный учитель подобен кристаллу — так же многогранен и лучист. Несмотря на то что сейчас Ольга Ивановна преподает математику, о кристаллах она знает все, так как Тулубаева не только обаятельная женщина, но и магистр физики.



Как физик стала математиком


Нынешние ученики Ольги Ивановны не знают, что во время работы в другой школе она преподавала физику. Однажды, просматривая вакансии в школах города, учительница пришла в гимназию №17 с намерением преподавать физику, но там требовался учитель математики. Тогда нынешний директор гимназии Людмила Анатольевна Вострякова убедила учительницу, что у нее получится быть и математиком тоже.

С тех самых пор Ольга Ивановна знает: как ювелир шлифует не имеющий идеально гладкой поверхности кристалл, так и современный учитель оттачивает свое мастерство, каждый день работая над собой.

Вот уже три года Ольга Ивановна Тулубаева преподает математику в гимназии №17. До этого она восемь лет вела физику в частной школе, три года успешно трудилась менеджером в компании, но даже тогда из профессии не уходила — рядом были ученики, с которыми она продолжала общаться.

— Школа — это мое хобби и жизнь, — говорит Ольга Ивановна.

За две недели до рождения ребенка она готовила детей к сдаче ЕГЭ по физике. Родилась дочь, и уже через пару месяцев Ольга Ивановна совмещала работу в школе с уходом за ребенком. Первые два урока она вела, а потом на час уходила домой, чтобы накормить дочь, за которой присматривала бабушка. После небольшого перерыва вновь возвращалась в школу на уроки.



«Без школы я никуда!»


О родственниках Ольга Ивановна рассказывает с теплотой, называя свою семью путешественницей. Дед Ольги Ивановны восстанавливал послевоенный Петрозаводск, занимался строительством в Молдавии и Казахстане. Ольга Ивановна училась и жила в Петрозаводске, а вот ее маме довелось побывать во многих городах и деревнях бывшего СССР, следуя за родителями.

— Дедушкина двоюродная сестра работала директором школы, мамина родная сестра тоже была директором, моя мама недолго работала учителем. Не могу сказать, что я из педагогической династии, но корни, конечно, есть, — говорит она.

После школы юная Оля вместе с будущим мужем, весь 11-й класс она сидела с ним за одной партой, не сомневались — быть им технарями: физика, математика и геометрия — любимые предметы, жизнь без них себе не представить.

Сегодня Ольга Ивановна часто повторяет: «Без школы я никуда!» Признаюсь, мне и самой казалось, что Тулубаева в школе работала всегда. Но оказалось иначе. В момент, когда у Ольги Ивановны серьезно заболела мама, она отказалась от любимой профессии, чтобы помочь родному человеку.

— Именно в это время, совмещая уход за мамой с новой работой по свободному графику, я поняла, что без школы не могу! — с характерной для Ольги Ивановны полуулыбкой говорит она.



Право на успех


Быть на уроках учительницы школы №17 Петрозаводска мне приходилось не раз. Почти два года назад я побывала на одном из конкурсных уроков Ольги Ивановны. Тогда в экстремальных условиях учителя переживали нешуточно. Волнение Тулубаевой можно было почувствовать только в одном — у нее едва-едва подрагивал голос в первые несколько секунд. Она долго вглядывалась в ребячьи лица, школьники тоже присматривались к учителю, которого видели впервые. Тогда семиклассников затейливо рассадили в небольшие группки, на столе лежали яркие карточки, а на интерактивной доске не была еще видна тема урока.

Ольга Ивановна поздоровалась с детьми и с теплотой в голосе спросила:

— Ребята, поможете мне сегодня?

Дети тянули руки, заполняли карточки, а те из школьников, кто с заданием справился, помогали своим же одноклассникам с решением задач.

Этой зимой я вновь побывала на уроке у Тулубаевой. Ольга Ивановна позвала меня посмотреть на своих пятиклассников. Математика в расписании была первой, но школьники вновь включились в работу практически сразу.

Я поинтересовалась:

— В чем секрет?

— Работу у доски я не оцениваю, — рассказала учительница. — Стараюсь вызывать разных учеников. Кто-то решит пример или задачу быстро, кому-то понадобится помощь других или мой совет. Но как бы ученик ни ответил, оценку я ставлю только за самостоятельные и контрольные работы.

Вот и получается, что дети с радостью выходят отвечать, чувствуется спокойная атмосфера в классе, где даже те, кто в математике несилен, ощущают поддержку и не чувствуют своей неуспешности.



Тест на внимательность


— А где еще детям учиться-то?  — спрашивает Ольга Ивановна. — Я могу и сама допустить сознательную ошибку. Знаю, что методистам это может не понравиться, но мне важно дать понять ребенку, что даже я, учитель, могу ошибиться. Я учусь у детей, а они у меня. Вероятность моей ошибки, сделанной, понятно, специально, поддерживает их в тонусе и включает в работу. Я ведь и целый пример могу решить неверно, а потом еще и объясню детям, где именно ошиблась и что они не учли, списывая это решение. Заметила, что ребята после таких проверок становятся более внимательными и собранными.

Вспомнилось мне, как на одном из конкурсных уроков у Ольги Ивановны что-то не открылось на интерактивной доске. Несколько секунд, когда школьники и коллеги просто замерли в ожидании, в классе повисла напряженная тишина, учительница склонилась над компьютером, и чудо произошло — все вновь заработало, урок продолжился.

— Ольга Ивановна, вы производите впечатление спокойного и уравновешенного человека. Мне кажется, это такая редкость, — говорю я.

— Мои эмоции ничего не изменят. Конечно, я бываю эмоциональной, особенно если делюсь впечатлениями с кем-нибудь из близких, мужем, но да, я достаточно спокойный человек. Мои негативные эмоции ничего не изменят и даже, наоборот, усложнят. Поэтому сдерживаю себя, думаю, прежде чем сказать что-то критическое, особенно если дело касается учеников.



Источники подзарядки


Говоря это, Ольга Ивановна посматривает на свой рабочий стол. Там у нее среди учебников, карточек, ребячьих тетрадей и ручек с карандашами я замечаю кое-что интересное.

— Что это у вас такое?

— Эту зеркальную звезду и шар в коробочке мне вручили за участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России». Домой уносить не стала, оставила их на своем рабочем столе. Смотрю иногда в минуты усталости и мысленно повторяю: «Вот видишь, ты же можешь!» Я на своем опыте убедилась, что поддержка и профессиональное призвание — это важно.

— Есть ли у вас еще моменты, которые помогают в профессии, заряжают вас энергией и желанием не останавливаться на достигнутом?

 — Для меня большим подспорьем стало участие в КРОПО «Учитель Республики Карелия». Я ощутила себя в кругу единомышленников. Устаю я от разговоров о низкой зарплате и о том, что дети пошли нынче не те. Мне намного интереснее работать над собой, узнавать новые подходы в образовании, делиться опытом и получать новые знания. Признаюсь, не всегда легко найти время на поездки, иногда уставшей еду на семинар в поселок или небольшой городок Карелии, но возвращаюсь оттуда всегда радостной и довольной, поскольку вижу — у нас в республике много достойных, творческих, интересных учителей. После таких поездок возвращаюсь домой обновленной, будто из другого мира, полного идей, вдохновения и сил, понимая свою нужность и то, что мой собственный опыт для кого-то ценен.

В одном из разговоров о деятельности Ассоциации учителей Карелии ее руководитель Ольга Леонидовна Германова, учительница музыки школы №3 Петрозаводска, сказала:

— Ольга Ивановна никогда не откажется от поездки, если у нее есть хотя бы крохотная возможность отправиться с нашей организацией на семинар или встречу. Всегда согласится помочь, дать открытый урок, написать отзыв об увиденном. Это все при колоссальной загруженности, неотрывной работе в школе.

Меня это удивляет вдвойне, поскольку Ольга Ивановна не только учитель математики, но еще и классный руководитель! «Зарницы», классные часы, походы, спектакли, музеи и прочая нагрузка — это тоже есть в жизни Тулубаевой.

— Мой пятый класс заводной просто! Глаза у мальчишек и девочек горят! Всюду хотят участвовать, придумывать, побеждать. С ними не соскучишься, а если и взгрустнется, взглянешь на ребят — и силы появляются. Особенно когда на уроке они из-за парт выпрыгивают, потому что очень им хочется к доске выйти или ответить на какой-то мой вопрос.



Организация + мотивация = успех


Свою задачу Тулубаева видит в повышении престижа точных наук. Помню, сразу после республиканского конкурса, когда Ольга Ивановна победила, мы побеседовали о специфике преподавания математики в школе с гуманитарным профилем — в гимназии №17 именно такое преподавание. Естественно, речь зашла о ЕГЭ.

— Я полностью согласна с Алексеем Дорониным, он работал математиком в Державинском лицее и уехал работать в Москву после участия во Всероссийском «Учителе года». Алексей считает, что ЕГЭ по математике должны сдавать не все. Экзамен, по моему мнению, должен быть дифференцированным — для гуманитариев и для тех, кто ее изучает углубленно, — сказала тогда учительница.

Пока экзамен сдают одинаково и гуманитарии, и технари, а педагогам приходится готовить детей к этому непростому испытанию. Ольга Ивановна уже с пятого класса учит детей организовывать себя.

— Экзамен длится четыре часа. Ученик должен уметь себя организовать. Я ставлю таймер обычно на полторы минуты, — рассказывает учительница. — За это время детям необходимо решить пример или выполнить другое задание. Уверена, это поможет моим ученикам во время подготовки к экзамену, а также при выполнении домашнего задания. Родители часто говорят, что дети тратят на уроки по три-четыре часа из-за того, что не могут себя организовать. Похожие случаи бывают и на экзамене: ребенок просто не успевает выполнить задания из-за того, что не организовал правильно свою работу.

Но работа с детьми не сводится к такому формализованному подходу. Например, задачам на часть и целое учительница посвятила несколько уроков, поскольку не понаслышке знает, как они важны для уроков физики и химии.

— На первом уроке мы такую задачу разбирали все 40 минут, на втором решили три, а потом дети за 20 минут выполнили самостоятельную работу, получив хорошие отметки, — говорит учительница.

Еще Ольга Ивановна умеет мотивировать детей. Делает это просто. Показывает задания, которые будут решать на следующем уроке или через месяц. Объясняет, зачем нужен изученный материал, рассказывает о том, что важно помнить из курса математики, чтобы решать задачки по геометрии. Зубрить определения детей не заставляет, а вспоминает их вместе с детьми. Для нее куда важнее, чтобы ребята не учили бездумно, а понимали, что они делают и чему научились.

Помню, перед нашим разговором после первого урока Ольга Ивановна всю перемену разбирала с учеником задачку, которая вызвала у мальчика затруднние. Он рассказывал, что он не понял, а учительница еще раз терпеливо и доброжелательно объясняла, как нужно действовать.

Прозвенел звонок, ученик ушел от учителя с улыбкой. Ольга Ивановна Тулубаева взглянула на меня и сказала:

— Обычный рабочий урок.

И рабочая перемена, подумалось мне. Уверена, с таким подходом к образованию, помноженным на любовь и доверие учеников, не страшны восхождения на любые вершины системы координат.

Мария Г, «Учительская газета», № 27 от 8 июля 2014 года



Гущин Д. Д.