Звуки музыки
Творчество дает ответы
В детстве Римму Степанникову называли просто — Музыка. Ведь девочка уже тогда была согласна с Роменом Ролланом, что все сущее на земле есть музыка, нужно только ее услышать. И она слушала и слышала мажорное трезвучие постоянно, везде, мелодия всегда звучала внутри ее. Да и как ей не вслушиваться в гармонию своей души — она же из Никольских! Александр Васильевич, русский церковно-певческий деятель, писатель, духовный композитор, до 1918 года преподавал пение в московских гимназиях, институтах, Строгановском художественном училище, а после революции стал профессором хоровой кафедры Московской консерватории. Традиции прапрадеда Римма Алексеевна продолжает и сегодня, но помимо многоголосного исполнения кантат и романсов вместе с учениками и коллегами она ставит мюзиклы и устраивает джем-сейшны.
Вообще Степанникова продолжает 200-летнюю семейную династию педагогов, среди которых кроме профессора Никольского были и словесники, и историки, и, конечно же, музыканты. Дедушка Евгений Скворцов — словесник и композитор (именно он посадил пятилетнюю Римму за инструмент), знаток нескольких языков, человек удивительной культуры, мама Вера Бирюкова — словесник, заслуженный учитель России, делегат съезда учителей, всю свою жизнь проработала в Тамалинской школе. В этой школе училась и Римма. Сюда же впоследствии она и вернулась учителем.
Но сначала были Пензенское музыкальное училище, Московский государственный педагогический институт имени Ленина. Тот духовный багаж, который Степанникова получила в Москве, питает, поддерживает ее до сих пор. Римме Алексеевне посчастливилось постигать высоты профессии у Дмитрия Кабалевского, Эдуарда Абдуллина, Ольги Апраксиной, Клавдии Никольской-Береговской, Марка Зильберквита, Геннадия Цыпина. Театры, музеи (Декабрьские вечера в Пушкинском), концерты Святослава Рихтера, Хайнера Геббельса, Владимира Спивакова — она спешила вобрать в себя все! Она и сейчас старается попадать на конкурсы Чайковского, а дружба с издательством «П.Юргенсон» оказалась вполне продолжительной, сейчас московские издатели помогают школе в Пензенской области нотами.
Несколько лет Степанникова проработала в «Тарханах» и тесно связанной с усадьбой школе. В то время о ней писала и «Учительская газета», писала о том, какое влияние оказывает великий русский поэт на детей, что стало со старинной тамошней школой, что вообще происходит в музее-заповеднике после Лермонтова. В Тарханы нередко приезжали именитые гости, и Римме Алексеевне удалось увидеть и услышать воочию Виктора Астафьева, Александра Солженицына, Станислава Говорухина, Николая Бурляева, Ирину Архипову, Евгения Нестеренко.
Лермонтов всегда со Степанниковой, она говорит, что творчество гения дает ей ответы. Портрет Михаила Юрьевича неизменно с собой, книги, стихи его она перечитывает бесконечно. А вот слушать Римма Алексеевна предпочитает «Вокализ» Сергея Рахманинова, Шестую симфонию Петра Чайковского, произведения Фредерика Шопена.
— Они отражают все, что мне дорого, — говорит Степанникова, — красоту жизни и искусства, стремление к истине и добру. На протяжении многих лет любимой творческой лабораторией для меня служит вокально-хоровая студия «Вдохновение», которой я руковожу. Наше учебное заведение в области называют поющей школой, петь в хоре для наших детей почетно и престижно. Уроки, конкурсы, фестивали, сольные выступления, музыкальные гостиные, репетиции, аранжировки песен, поиски репертуара заполняют все будни и праздники.
Ее ученики посвящают ей стихи:
Есть место в школе,
где всегда нас ждут.
Оставим шум привычный
за дверями
И проведем мы сорок пять минут
Наедине лишь с музыкой и вами.
Здесь мир иной:
здесь звук живет и слышит,
Слова здесь утонченны и легки...
А мы? А мы почти не дышим,
Когда о музыке нам говорите вы.
Лишь только клавишей
коснутся ваши пальцы,
Готовы сами стать
мы тишиной.
А как иначе?
Ведь сегодня в классе
Хранительница музыки самой...
Живая музыка звучит на каждом ее уроке. Она сама исполнитель, она сама музыкант. Играет она все — от классики до джаза. Степанникова считает, что, только слушая мелодию, пропуская гармонию звуков через себя, проживая вместе с композитором страсти, которым он дает волю, возможно разбудить дремлющие в душе чувства.
— Я увлеку, но не всех и не сразу, — отмечает Римма Степанникова. — А вообще обычный рабочий день у меня — это когда мои ученики встречаются с удивительными по силе и красоте произведениями Баха и Мусоргского, могут прочувствовать истории судеб Кармен и Джульетты и, может быть, впервые услышат что-то из классики и джаза. Я иду на урок с пониманием того, что смогу открыть каждому из сидящих передо мной ребят тайну... Тайну музыки, великого чуда!
Шаг за шагом, урок за уроком Римме Алексеевне приходится открывать девчонкам и мальчишкам другой мир, объяснив, что музыка звучит в концертных залах, театрах (а не только на дисках и клубных тусовках!), что она живая, у нее есть сердце, душа. Гармония рождается, дышит, размышляет, чувствует, рассказывает и даже показывает.
Каждый урок Риммы Степанниковой — это шаг к обретению духовного багажа! За сорок пять минут она вместе со своими учениками проживает целые жизни — композиторов, шедевров.
— Мы мучаемся, страдаем, задаем себе вопросы, — уверяет педагог, — а значит, ищем смысл жизни, истину, без которых очень трудно жить... Не пройдя сквозь эти мучения, переживания, не обрести себя, свою душу! Музыка тоже открывает законы. Законы не менее важные, чем законы физики или химии: извечные законы нравственности, человеческих отношений. Музыка объединяет, а не разъединяет людей, помогает лучше понимать друг друга, принимать или хотя бы воспринимать человека других взглядов, убеждений. Музыка, быть может, тот единственный островок, где еще можно решить все мирным путем! Музыка помогает понять, кто мы, где наши корни. Музыка обладает даром излечивать. Мы избавляемся от всех негативных мыслей, бешеного ритма жизни, политических проблем, депрессий, даже от болезней! Подлинное искусство всегда с веком наравне, оно как бы переживает свой век. Если человек проживет свою жизнь и не прикоснется к музыке великих мастеров, не проникнется ее красотой и богатством чувств, он потеряет много, очень много... Я надеюсь, что этого не случится ни с кем из моих учеников.
Ее ученики становятся победителями районных и областных музыкальных конкурсов и фестивалей, участниками радиоконкурсов «Край талантов», «Пензенские звездочки», областного конкурса патриотической песни «Февральский ветер», областного конкурса «Одаренные дети», межрегиональных конкурсов «Чарующие звуки музыки», «Мелодии солдатского сердца», конкурса детского творчества «Алмазные грани», многопрофильной православной олимпиады «Аксиос». Хоровой коллектив «Вдохновение» — многократный победитель регионального конкурса-фестиваля «Поющий край» имени А.Архангельского.
— Римма Алексеевна открыла мне удивительный и прекрасный мир, — говорит вчерашняя одиннадцатиклассница, ныне выпускница Мария Костромитина. — В первом же классе, прослушав меня, она сказала, что у меня, безусловно, есть музыкальные способности. И мы начали их развивать. Сейчас я увлечена эстрадным вокалом и романсами, особенно романсами Лермонтова. Я считаю Римму Алексеевну своим вдохновением и хочу быть хоть немного похожей на нее и с такой огромной любовью и преданностью отдавать себя любимой стихии. Поэтому я и выбрала профессию преподавателя — преподавателя музыки, я чувствую, что мне это близко.
А звук устойчив, чист и светел
Всем темным силам вопреки.
Как ангелы, щебечут дети -
Любимые ученики.
Я музыкой очеловечена
И снова становлюсь творцом...
Как будто мастерю скворечник
Для прилетающих скворцов...
И у Риммы Степанниковой есть образцы, на которые ей хочется равняться, — Лидия Дуганова, Эдуард Абдуллин, пензенский музыкант Владимир Каширский, руководитель симфонической капеллы, учитель московской школы Маргарита Головина, это по-прежнему дед, по-прежнему мама и, конечно же, муж, учитель истории.
— Работая в школе, — улыбается Римма Алексеевна, — я становлюсь и мудрее, и моложе. Я и учу детей, и учусь. Мне нравится мотив достижений, мотив движения к чему-то новому, который можно услышать только в школе.
Девизом Степанникой служат лермонтовские слова: «Во всем дойти до совершенства». И она рада, что ее профессия позволяет ей выполнять этот завет в своем творчестве.
Автор одной из первых русскоязычных книг о мюзикле Эвальд Кампус начал свое исследование словами: «Мюзикл известен всем, потому что всем известны мюзиклы. Мюзикл не известен никому, потому что никто не знает, что такое мюзикл». Этому парадоксу уже более полусотни лет, но он не перестает быть актуальным. Римма Степанникова со своим большим творческим коллективом (солистами вокальной студии «Вдохновение», группы «Мы вместе», танцевальных групп «Задоринка» и «Фарс») тоже пытается дать ответ на вопрос, что такое мюзикл.
— Сегодня можно без преувеличения утверждать одно, — убеждена педагог, — мюзикл — самый популярный, любимый, модный жанр современного театра. Однако мюзикл многообразен и многолик. Существуют мюзиклы-оперетты, рок-оперы, поп— и фолк-оперы, мюзиклы-драмы, эстрадное ревю, театральные постановки и киномюзиклы. Сюжеты могут быть лирическими и сентиментальными, веселыми и трагическими, с элементами хлесткой сатиры и мягкой иронии. И мы не боимся замахнуться на самые великие из них, ставим, играем, поем. Получается здорово!
— Это действительно так, — подхватывает Ольга Акулова, сотрудник районного Дома культуры и мама ученицы Степанниковой, семиклассницы Даши, — на наших попурри из популярных мюзиклов всегда аншлаг, каждый подобный концерт-обозрение — это самое потрясающее событие в Тамале! А в этом году мы осилили «Золушку». Это был, безусловно, титанический труд, но он того стоил, до сих пор все в поселке и окрестностях вспоминают.
— Мюзикл, — говорит Римма Степанникова, — это поистине музыкальный жанр для всех. Я убеждена: нет музыки серьезной или легкой. Есть музыка плохая и хорошая.
Без музыки жизнь была бы ошибкой, утверждал Ницше. И Римма Степанникова полностью с ним согласна. А не согласна она с тем, что уроки по этому предмету в некоторых школах считаются второстепенными, необязательными, из области развлечений. Нет, протестует педагог, «культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» (Василий Сухомлинский). Ведь как говорят китайцы: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение».
|