«Мне стали сниться дети...»
Фиалки, орхидеи, китайские розы, а еще индийская культура и хинди — вот далеко не полный перечень увлечений Светланы Спициной
Светлана Михайловна встретила меня неожиданно: у нее было «окно», поэтому в классе она сидела одна, а из компьютерных колонок в пустоту школьного кабинета изливалась, завораживая, индийская мелодия. То, что это музыка Индии, понятно было сразу, ее, мне кажется, ни с какой другой не спутаешь. И еще один штрих подтверждал мои догадки: рядом с монитором возлежала (другое слово в данной ситуации подбирать не хотелось) компьютерная мышка, и возлежала она не на каком-то там обычном коврике, а на почти самом настоящем индийском ковре размером с обычный компьютерный, но мягком на ощупь, ярком, узорчатом и даже с бахромой по краям.
Впереди нас ждал урок обществознания в 8-м «Б», и была еще уйма времени, чтобы обсудить, чем еще, помимо индийской культуры и самостоятельного изучения языка хинди, увлекается победитель Воронежского областного конкурса «Учитель года – 2013», учитель истории и обществознания 81-й школы города Воронежа Светлана Спицина. Как она сама говорит, лишь только человек начинает чем-то серьезно интересоваться, он сразу для себя открывает много нового. Например, с чем у среднестатистического россиянина ассоциируется Индия? Правильно: танцы, фильмы, древность, слоны и коровы на улицах. А ведь это же просто целая вселенная! Даже языки похожи, хотя вроде бы это более чем странно. По мнению Светланы Михайловны, в русском и в хинди есть много созвучных слов, которые можно понять без перевода. Письменность совершенно разная, но произношение некоторых слов очень похоже, даже вспоминаются болгарский и сербский языки. Несмотря на всю любовь к Индии и ее культуре, побывать в этой стране Светлане Спициной пока не удалось — слишком дорогой переезд, там, на месте, все дешево, а дорога только в одну сторону из Воронежа обойдется почти в 40 тысяч рублей. Это даже для лучшего учителя области недешево, особенно если учесть, что ехать в такую поездку надо не в одиночку, а всей семьей, то есть с мужем и двумя сыновьями четырнадцати и пяти с половиной лет. Ну а как же без них! Тем более что до сих пор младший нет-нет да и выскажется: «Мама, а вот когда ты в следующий раз поедешь в командировку на конкурс...» Сразу понятно, что отсутствие мамы оставило неизгладимый отпечаток в детском сознании.
— Какая Индия! — смеется Светлана Михайловна. — И как их оставлять, они и так год конкурсный пережили, по скайпу с мамой общались... Поэтому я младшему говорю: не переживай, пока никуда не поеду. Буду дома цветы выращивать.
Это еще одно ее большое увлечение. В классе на столе живут две цветущие орхидеи, а необыкновенно красивая желтая китайская роза, которая обитает по соседству, между столом и подоконником, только-только отцвела. Начиналось все с фиалок, которые приносили в виде листочков дети, дарили в горшочках коллеги и знакомые. Когда уходила в декрет, все цветы раздала по другим классам и только фиалки забрала с собой домой, и тут случилось неожиданное. Оказалось, что они тоже не могут без школы: дома фиалки потихоньку стали чахнуть, и это несмотря на ежедневную заботу, полив и внимание. В итоге назад в класс, как говорит Светлана, вернулись только самые стойкие экземпляры. Они и сегодня украшают ее кабинет, но, по словам хозяйки, в ближайшее время ими придется заняться вплотную — пересадить, подновить:
— Детям очень нравится, когда вокруг цветы в приличном виде, это создает комфортную обстановку, и ребята с удовольствием идут в школу.
— А говорят, что у учителя сегодня нет времени ни на что, одни учебники, тетради и школа. А вас послушаешь — и цветы, и Индия...
— Все в мире относительно. Если для учителя его учительский труд в тягость, то ему, конечно, и времени не хватает, и тяжело. А мне времени просто не хватает! Не на школу, не на дом. Потому что есть много вещей, которыми я хотела бы заниматься, но в сутках, к сожалению, только 24 часа. Например, я бы с удовольствием научилась играть на пианино — инструмент дома есть, в детстве ходила в музыкальную школу один год, а теперь жалею, хочется наверстать. Еще мечтаю научиться хорошо рисовать — в «художку» тоже ходила, но уже будучи взрослой, а теперь хотелось бы эти навыки развивать... А в школе сколько еще хочется сделать проектов!
Самый главный проект, над которым сегодня работает Светлана Михайловна вместе со своей подругой и коллегой Светланой Евгеньевной Землянухиной, — это Книга Памяти школы №81. Ее планируется составить к главному юбилею следующего года — 70-летию Победы. Материалы о родственниках-ветеранах, которые соберут ученики, станут основой для участия в акции «Бессмертный полк». Эта новая акция, впервые прошедшая в нынешнем году, очень понравилась и ученикам, и учителям. В поселке Придонском, где живет и работает Светлана Спицина и который уже давно считается частью Воронежа, много участников войны. Точнее, их было много, сейчас остались единицы, но еще живы малолетние узники концлагерей — свидетели зверств фашистов. Сейчас учителя разрабатывают опросник, чтобы перед каникулами вручить его детям, а те уже со знанием дела смогут поговорить со своими родными и записать их воспоминания. Затем, с начала учебного года и где-то до января, материалы соберут и обработают, а потом, как надеется Светлана Михайловна, дойдет и до издания. Параллельно будут делать большие фотографии ветеранов, с которыми ребята потом смогут выйти на парад Победы в составе «бессмертного полка». Ведь это замечательная акция и очень правильная. Сегодняшним молодым надо сохранять память о войне и передавать ее своим детям. Это возможно, только если сам прочувствовал: война не седая история, а то, что было совсем недавно с твоими родными, с твоей страной. По мнению учителей, для 15-летнего человека что 70 лет назад, что 170 — разницы, в общем-то, никакой. Поэтому Великая Отечественная война в скором времени может оказаться, если уже не оказалась, где-то рядом с Первой мировой и теоретически чуть поближе, чем война с Наполеоном. Чтобы отсрочить такую перспективу, о Великой Отечественной надо говорить на понятном современной молодежи языке, а главное — говорить и вспоминать вместе с ней. Тут важно и то, что многие понятия того времени, например национализм, фашизм, не «отболели» сегодня, а снова и снова кровоточат.
— Например, сегодня в восьмом классе у нас идет тема «Нации и межнациональные отношения», — рассказывает Светлана Михайловна. — Тема сложная, детям непросто понять, чем отличаются нация и национальность, хотя отличие есть прямое. И потом страшен не сам национализм в целом, будь то на Украине или еще где-то, а страшно бытовое его проявление. Поэтому сразу возникают вопросы о толерантности — нужна или нет, благо это для общества или зло. В Интернете на этот вопрос самые противоположные ответы. С одной стороны, толерантность не дает развиваться государству, потому что это терпимость, это всепрощение, а значит, отсутствие своей позиции. И в итоге мы скатываемся к тому, что сейчас происходит в Европе, к бородатому победителю Евровидения, радужным флагам, разрушению традиционных ценностей, семьи и в итоге нации. Но с другой стороны, как жить без толерантности? Ее отсутствие ведет к разобщению нации и военным конфликтам.
Более подробно мы говорим на эту тему в 11-м классе. И знаете, как заметно изменились дети! Мой предыдущий выпуск, с которым мы обсуждали этот вопрос в 2007 году, оказался более непримиримым, чем современные старшеклассники. Сейчас в 11-м классе у детей другие взгляды, практически европейские. Они мыслят более глобально, они более толерантны.
— Можно сказать, Европа и Интернет работают успешно?
— Да.
Урок в 8-м «Б» на тему «Нации и межнациональные отношения» никаких радикальных философских открытий в познании души юного поколения не принес, зато для меня стал настоящим откровением. До этого я не могла представить, что разговор о социальной структуре общества, гражданстве, национальности и т. д. может оказаться таким динамичным. И это несмотря на то, что, отвечая, ребята со своих мест не вставали: это правило Светлана Спицина вводит на всех своих уроках, потому что так работается быстрее. За время урока восьмиклассники успели поработать в группах, создать из бумаги объемную картину (не шедевр, конечно, но за 10 минут очень даже ничего) с небом, облаками, морем, а также птицами и плывущими по волнам лодками. В итоге окажется, что межнациональные отношения являются источником многообразия культур, а дружба и взаимопонимание между нациями становятся основой создания настоящих шедевров искусства.
Какими должны быть межнациональные отношения, чтобы мир стал лучше? Конечно, мирными, мы должны перестать конфликтовать. Но как это трудно, когда возникают, например, территориальные споры! И вот мы уже делим территорию, то есть стул, между двумя учениками. Сначала Сережа вышел к доске и посидел на стуле — это стала его территория. Потом вышел Дима и, пока Сережа ушел, занял его стул. Что делать Сереже? Советы посыпались со всех сторон. Девочки: «Поделись с ним территорией, и тогда будете в тесноте, но не в обиде!» Мальчики: «Еще в какой обиде! Объяви ему войну и стул отбери!» Тихий голос с последней парты: «Ты ему денег предложи, да побольше, он тогда стул, то есть территорию, отдаст!»
Следующими выходят девочки — трое цепью, держатся за руки, огородив стул. Присесть на него учитель приглашает Риту и Настю. Рита обошла цепь, ее пропускают, а Настю нет. Вот такая иллюстрация к неравенству социально-экономических условий. Увы, современный мир таков, что у одних есть доступ к социальным благам, а у других нет.
— Мне кажется, — говорит Светлана Михайловна уже после урока, — что современный учитель не должен давать знания в чистом виде. Зачем, если у каждого ребенка сегодня телефон, Интернет и так далее. Запоминать надо, память развивает кругозор, а если ты много знаешь, это поможет развитию дальнейшего интереса, все это так, это понятно. Но мне кажется, сегодня для учителя важнее показать детям, как в этом мире можно адаптироваться. Социализация — вот что очень важно сегодня.
— В вашей семье есть еще педагоги?
— Нет, я единственный! И в учителя пошла как-то случайно. После школы окончила музыкально-педагогический колледж, он находился недалеко от дома. Потом полтора года в детском саду работала: 90-е годы, зарплата маленькая, жить как-то надо, ушла на завод. Там какое-то время работала, потом даже художником была, а в 1995-м пришла в школу.
— Почему?
— Мне стали ночью сниться дети! Как я прихожу на урок или как я в детском саду с малышами занимаюсь... И я решила, что пора идти работать в школу, к детям. Начала с вожатой, зарплата была в два раза меньше, чем на предыдущем месте работы. Но я все равно осталась здесь. И ни разу не пожалела об этом! Заочно окончила исторический факультет Воронежского госуниверситета и с 1998 года работаю учителем истории.
— Что бы вы посоветовали будущим участникам всероссийского финала конкурса «Учитель года»?
— Это всего лишь конкурс, поэтому не надо относиться к нему слишком серьезно. Но и нельзя относиться к нему легко, потому что это все-таки КОНКУРС! Нужно быть самим собой. Каждому подспудно хочется победить, или если нет, то хочется, чтобы заметили и похвалили. Но учитель должен быть самим собой. Какой-то формулы успеха нет, побеждает тот человек, который знает свою работу, умеет ее хорошо делать и показывает себя, точнее — не так, точнее — он проживает это время таким, каков он есть. Нужно просто наслаждаться тем, что на столь высоком уровне у тебя есть возможность показать свои способности. Каждый из нас уникален, и в своей школе, в своем городе или области ты уже показал себя, уже стал лучшим, так что насладитесь моментом!
|