На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


You are the best

Как достичь «говорящего» эффекта

Часто, общаясь с успешными педагогами, невольно обращаешь внимание на некий алгоритм их судьбы, повторяющийся контур профессионального пути. Почти всегда исходной точкой является наличие династии. Мамы-папы, дедушки-бабушки, поработавшие в школе, могут по-разному относиться к выбору младшим поколением той же дороги, но некий педагогический опыт благодаря им уже запечатлен в генах. Педагоги по рождению. Следующая веха. Большинство из тех, кто сегодня занимает место в верхах учительской пирамиды, практически не знали сомнений, кем быть: кто-то учил соседских детей, кто-то младших сестер и братьев. Педагоги с детства. Да и выбор конкретного предмета чаще всего происходил быстро и естественно.



Вопреки алгоритму


Преподаватель английского языка екатеринбургской гимназии №94 Юлия Семенова, вошедшая в лидерскую «пятнашку» конкурса «Учитель года России – 2013», пришла в педагогику не распространенным путем. Первое отличие: она не из педагогической династии. Правда, папа — преподаватель вуза, но он скорее ученый, чем учитель. Второе: о педагогике не думала никогда. Хотела заниматься математикой, участвовала в математических, а не языковых олимпиадах, готовилась на матмех. Но за несколько месяцев до конца последнего школьного года в перечень вступительных экзаменов математико-механического факультета была включена физика, которую Юлия знала не слишком хорошо. Пришлось думать: если не математика, то что? Иностранные языки привлекали с практической стороны, работа переводчиком виделась интересной, востребованной и денежной. Юлия стала студенткой Уральского педагогического института только потому, что единственный иняз в то время находился в этом вузе. Уже на втором курсе, как и планировала, активно работала переводчиком при Госкомспорте, встречала делегации из Норвегии, Швеции, помогала деловому общению лыжников и биатлонистов из разных стран.

Еще в начале учебы в вузе среди студентов проводилось тестирование на соответствие профессии педагога. Психолог, анализировавший результаты, выдал заключение: «Учителем не быть, так как характер слишком флегматичный, дети сядут на шею», мол, зачем искушать судьбу. Действительно, зачем? Когда подруга попросила заменить ее, провести всего-то один урок в частной школе, Юлия легко согласилась, не подозревая, что единственный урок изменит ее жизненные планы. Сказать, что он удался, — сказать неправду. Склонная к выдумке и нестандартным ходам, молодая женщина предложила учащимся игру, по которой нужно было выполнять ее требования лишь в случае упоминания слова «please». Но стоило ей произнести «побежали» (без «please», конечно), как дети радостно выскочили из класса кто куда. Пришлось собирать их по уголкам школы и теперь уже с «волшебным словом» возвращать на урок — впрочем, обратно в класс они бежали столь же радостно.

И здесь сработало то, что так важно в любой деятельности, в любом процессе, — мотивация. Юлия Леонидовна почувствовала в ситуации вызов. «Мне страстно захотелось найти с детьми общий язык. Школа авторская, ученики нестандартные, требовалось что-то придумать». На следующем «уроке по замене» она устроила игру «Остров сокровищ»: на «остров» дети плыли на кораблях, разделившись на команды с капитанами во главе, и продвигались к сокровищам по мере успешного написания диктантов, правильных ответов на вопросы, все по-английски. Интересно было и ученикам, и учителю. «Тогда-то я и поняла: мне нравится быть педагогом, у меня получается быть педагогом».

Сейчас у Юлии Семеновой 23 года педагогического стажа на одном рабочем месте, в гимназии №94 Екатеринбурга. Впрочем, дети после того первого урока ее не забыли, родители отыскали неординарную учительницу, от общения с которой у школьников горели глаза. По совместительству Семенова преподает и в школе №184.



Воспитание как база образования


...Дверь ее кабинета я увидела издалека. Она была распахнута и украшена ярким плакатом, смысл которого мне понравился: «You are the best». В такую дверь хотелось войти. Кстати, кабинет Семеновой победил в городском конкурсе. Он прекрасно оснащен технически, в нем обилие наглядных пособий, и еще здесь имеется «стена почета», состоящая из фотографий лучших учеников. Она логически продолжает надпись на двери, демонстрируя результат такого подхода учителя к своим подопечным, когда в каждом отыскивается и подчеркивается лучшее. Количество победителей олимпиад разного уровня, в том числе всероссийского, поражает, даже если речь идет о финалисте конкурса «Учитель года». Всех успешных учеников не перечислить. Вот только один выпуск Юлии Семеновой — 2012 года. Взяла ребят пятиклассниками с оценкой «непростые дети». Выпустила 13 медалистов, 3 лауреатов премии Президента РФ, 1 — премии губернатора Свердловской области, 12 победителей и призеров региональных олимпиад. При этом иностранный язык в гимназии пока не является профильным предметом.

То, что Семенова умеет учить детей, бесспорно, она сильный предметник. Однако на вопрос, что первично в образовательном процессе — воспитание или обучение, отвечает однозначно: «Воспитание. Уверена на сто процентов! Как предметник наилучших результатов добиваешься тогда, когда установлен контакт с ребенком, когда у него присутствует желание учиться. Ты можешь сколько угодно говорить о важности иностранных языков, но если этого контакта нет, самые передовые образовательные методики могут оказаться бесполезными. Воспитание помогает достичь наилучших результатов и в образовании».



«Вы наше МЧС»


Учитель английского языка самое сокровенное выражает по-русски и уже не доверяет «посторонним» поэтам, пусть и самым известным. Эти слова Юлии Леонидовны сохранены навечно в выпускном альбоме учащихся. Ребята же, покидая школу, написали письма своему любимому педагогу: «Вы дали мне силу и мысли, когда они были мне так необходимы», «Я благодарен за то, что меня стали уважать в родной семье», «Спасибо, что вы приняли меня таким, какой я есть», «Вы наше МЧС»...

Благодарность за знания остается в результатах экзаменов, школьных и жизненных. В сердцах остается благодарность за отношения. «Они меня вдохновляют, я — их».

— Юлия Леонидовна, сегодня много говорят о дистанционном образовании, о том, что оно способно вытеснить школу в современном варианте. Ваше мнение?

— Английский язык можно выучить и по Интернету. Но кто подскажет, как поступить в той или иной ситуации, робот?

— Некоторые учителя жалеют свое время на беседы с детьми о жизни...

— Задержавшись минут на 40 после уроков, мы, может быть, решим проблему на несколько лет вперед, она просто не возникнет. Часто же действуем постфактум, когда проблема уже вызрела, разгребаем то, чего могло и не случиться. Порой одна беседа способна поставить человека на нужные рельсы. Следует ценить желание школьника посоветоваться с учителем. Если не к нам, то к кому он пойдет, на улицу?

— К родителям, например.

— Бывают ситуации, когда родители его не понимают. В руках педагога есть инструмент, который может наладить отношения в семье. Я всегда на стороне ребенка, не скрываю этого и то же самое советую родителям. Растущий человек может быть прав, может быть не прав. Но он должен знать, что рядом есть мама и папа, есть учитель, вместе с которыми он преодолеет любые сложности. Ребенок не должен оставаться один.

— Вы все годы работы в школе являетесь и классным руководителем?

— Да. Первый свой выпуск вела с первого по одиннадцатый класс. Функция классного руководителя — уникально сложная и важная. Через личность классного руководителя ребенок формирует взгляд на школу, позже он перерастает во взгляд на город, на страну, на мир. Если человек еще в школе почувствует, как он здесь нужен, что в него верят, его уважают, это ощущение сохранится на всю жизнь.

Известный врачебный принцип «не навреди» в педагогике трансформируется в следующий: «Не подрежь крылья». Не ломай, не заставляй насильно. В классе должен быть создан определенный эмоциональный фон, конечно, позитивный. Люди заражаются друг от друга настроением, интересами. Учителю важно суметь воодушевить ребенка, укрепить его веру в себя, создать ощущение личностного полета. Полететь можно только с верой в себя. Это важнейший педагогический принцип.



Метапредметность


А как же стандарты, программа? А как же знания? На высоте. 60 процентов учеников Семеновой сдают ЕГЭ по английскому языку, средний балл 89-91. Многие идут и на международный экзамен. В чем причина таких замечательных результатов, в особой методике? «Есть методика, конечно. Но все равно главное — стимул к учебе и внутренняя мотивация. Единство урочной и внеурочной деятельности — мы участвуем в огромнейшем количестве конкурсов. Лишь бы было вдохновение!»

На английском языке в гимназии №94 сочиняют пьесы и затем разыгрывают их. Пишут стихи, снимают фильмы, проводят фотовыставки. Играют в «Монополию» и «Кто хочет стать миллионером». Затевают детективные расследования, опрашивая в их ходе многих «подозреваемых» и «свидетелей». Высаживаются на Луну. В одном из недавних конкурсов читали книги на языке оригинала и проводили их презентацию. Моделируют разнообразные, часто неожиданные ситуации и проживают их «по-английски». Коммуникативные игры дают «говорящий» эффект.

На конкурсе «Учитель года», который дал Юлии Леонидовне возможность увидеть очень сильных, ярких педагогов со всей страны и еще больше утвердиться в некоторых собственных взглядах, она планировала провести мастер-класс по абсолютно новой теме — «QR codes и их использование в образовании» (смотрите подробно в разделе «Методическая кухня» на стр. 13). Но сказалось конкурсное напряжение, Юлия Леонидовна приболела и представила другой свой проект, уже опробованный и обкатанный в реальности, — «Метапредметные связи». На уроках английского языка дети попутно укрепляют знания по другим предметам.

Логографы. Класс разбивается на две группы, одна работает с русским литературным текстом, делит его на логические части, вычленяет главные мысли, систему аргументации, подбирает примеры, вторая — с английским, а затем переводят суть друг другу. Испытание проходят читательская культура и языковые навыки. Другое задание — планирование. Оказывается, даже планы мы составляем по-разному. Если работу выполняет «русскоязычная» группа, то часто приводятся примеры из литературы, если «англоязычная» — в ход идут воспоминания из жизни своей и семьи. Проявляется, с одной стороны, общность языков и культур, с другой — индивидуальность. Разработана Семеновой программа «Биология на английском языке» — дети изучают строение костей, клеток. Есть курс математики по-английски (вот когда Юлии Леонидовне пригодилась детская любовь к математике!) — для тех ребят, что планируют сдавать международные экзамены. Не случайно кандидатская диссертация Семеновой посвящена теме «Формирование билингвальной коммуникативной компетенции учащегося в условиях диалога культур». Когда человек владеет разными языками, мир его становится разнообразнее и богаче, мышление — свободнее. Вот и получается, что не только воспитание помогает образованию, возникает и обратный эффект: знания формируют личностные качества, освоение иностранных языков расширяет сознание человека.

Марина Романова, «Учительская газета», № 06 от 11 февраля 2014 года



Гущин Д. Д.