На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Не повышая голоса

Татьяна Сапожникова учит подопечных находить удовольствие в решении сложных задач

Существует мнение, что математики народ сухой, неинтересный. Но также всем известна другая сентенция — «талантливый человек талантлив во всем». Татьяну Анатольевну Сапожникову можно назвать математиком с творческим уклоном. Она пишет стихи и поет в вокальном ансамбле педагогов вурнарской средней школы №2. А еще она умеет расположить к себе каждого ученика, каждому ребенку внушить уверенность в том, что у него все получится, стоит лишь чуть-чуть постараться.

Учитель года Чувашии – 2013 живет и работает в Вурнарах. Это один из самых крупных поселков в республике. По данным последней переписи, в нем 12 тысяч жителей, треть из них — дети. По городским меркам это немного. По сельским — огромное количество. Несмотря на крупное химическое производство, поселок выглядит чистым, красивым и уютным. Приезжему сразу видно, что жители любят свою малую родину, заботятся о ней.

Татьяна Анатольевна с гордостью добавляет:

— И о детях заботимся. У нас две большие школы, детская школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, спортивный клуб «Химик», включающий в себя футбольный клуб и секцию спортивной гимнастики. Далеко не все дети, живущие в сельской местности, имеют такие возможности для развития, как наши.

Неудивительно, что из 55 учителей школы, в которой работает Татьяна Анатольевна, 17 — это бывшие выпускники. Получив высшее образование, они захотели вернуться и не пожалели об этом. Есть надежда, что и нынешнее поколение выпускников вурнарской школы жизнь не разбросает в разные стороны, хотя многие уехали учиться в большие города. Например, сын Татьяны Анатольевны, выпускник нынешнего года, гордость школы, отличник, поступил в РХТУ имени Менделеева, чтобы потом продолжить дело отца — главного инженера завода. Родители Татьяны Анатольевны тоже из крепких рабочих династий, отдавших химическому предприятию сотни трудовых лет.

Детские мечты и увлечения моей героини были связаны с творчеством. Тем более что и способности проявились довольно рано и отчетливо. Школа давалась легко, почти все предметы были одинаково интересны. С удовольствием училась Таня и в музыкальной школе, любила выступать на концертах. Ей нравилось быть в гуще событий, не случайно ее выбирали на все школьные руководящие посты. Она была председателем совета отряда, а потом и дружины, позднее стала комсоргом школы. В роли учителя впервые попробовала себя, будучи еще в 6-м классе. Во время дня самоуправления ей доверили провести урок пения. Такая высокая честь выпала только Тане — остальные учителя были десятиклассниками. И урок прошел на должном уровне — не подвела шестиклассница!

— А в 11-м классе я вела секцию аэробики для девочек. При этом сама была очень нехуденькая. Но именно таким образом решила преодолеть свои комплексы.

Осознание предстоящего выбора профессии пришло не сразу. Начало 90-х годов — смутное время: все меньше мальчишкам и девчонкам хотелось становиться учителями, врачами, летчиками. Ровесники Татьяны мечтали стать финансистами, экономистами и юристами. Но и к своим 17 годам она свой выбор уже сделала. Жизнь вне школы ей просто не представлялась. Большую роль в этом сыграли любимые учителя: математик Клавдия Николаевна Левина, историк Тамара Александровна Алексеева, словесник Нина Дмитриевна Николаева, Елена Андреевна Алексеева — учитель английского языка. Такт, сдержанность, любовь к детям вызвали у Татьяны не только благодарность и уважение, но и желание последовать их примеру. Но почти до выпускного класса она все-таки не могла определиться с предметом: и история нравилась, и русский с литературой, и все одинаково хорошо давалось, не случайно же она серебряная медалистка. Но все же победила математика.

— Почему? — спрашиваю у Татьяны Анатольевны.

— Проанализировав особенности каждого из предметов и заглянув в себя, я поняла, что для меня самое интересное — находить решение сложной задачи. Я получаю удовлетворение, если верный ответ найден. Так ведь и в жизни: она каждый день ставит перед нами новые проблемы, а мы ищем пути их решения. А вот верные они или нет, показывает лишь время.

В Чувашском государственном педагогическом институте имени Яковлева Татьяне встретились очень достойные педагоги. Самый большой авторитет среди студентов был у Бориса Гурьевича Миронова — преподавателя математического анализа (сейчас он ректор педагогического университета). В каждом студенте он видел личность, к каждому относился с уважением.

Учиться Татьяне очень нравилось, а вот предстоящее учительство внушало страх. Чем ближе подходило первое сентября, тем становилось страшнее. Татьяна Анатольевна до сих пор не может забыть своего волнения накануне первого самостоятельного урока:

— Это что-то неописуемое, непередаваемое. Меня поймет только тот, кто был в таком же положении. В первый год работы мне дали три пятых класса, мы с ребятами грызли гранит науки вместе. И не могу точно сказать, кому из нас было труднее.

Наблюдая за тем, как некоторые учителя налаживают дисциплину в классе, Сапожникова твердо решила, что никогда не будет повышать голос, ведь ученики обладают хорошим слухом.

— Я подумала: если то, что я пытаюсь до них донести, важно, то ученики меня услышат, если нет, значит, я плохой учитель и в школе мне не место, — вспоминает она.

Татьяне Анатольевне не пришлось ни повышать голоса, ни уйти из школы. Человек позитивный и коммуникабельный, она быстро нашла контакт с учениками. Личностные качества помогли в работе. Первый испуг молодого учителя быстро прошел. Очень скоро моя героиня поняла, что ничего не надо из себя выжимать, тем более надевать маску строгости и неприступности — нужно быть собой. Когда ребята это почувствовали, пришло полное взаимопонимание. Кстати, своим первым ученикам Татьяна Анатольевна очень благодарна:

— Они многому меня научили. Без нашего общения не было бы меня сегодняшней. С ними я стала мудрее.

Интересуюсь у Татьяны Анатольевны, какими ей видятся первые годы работы с высоты сегодняшнего опыта. Можно ли определить, чего было больше: педагогических удач или поражений?

— У Пастернака есть красивая фраза: «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать...» Поэту такое позволительно, а педагог, по-моему, отличать одно от другого обязан. На мой взгляд, педагогическая удача состоит в том, что ученики становятся по жизни успешными, находят себя, ведь задача не в том, чтобы воспитать математика, нашпигованного формулами, а чтобы научить каждого ученика трудиться, добывать самостоятельно знания, причем желательно в течение всей жизни. А педагогическое поражение — это нереализованные способности ребенка. Хочется верить, что поражений меньше. Мои первые ученики еще сравнительно молоды, поэтому однозначные выводы делать и трудно, и преждевременно.

Не было ли искушения уйти из школы? На этот вопрос Татьяна Анатольевна дает вполне искренний ответ:

— Учителя — народ эмоциональный, и это неплохо. Однако эмоциональное выгорание имеет место, особенно у проработавших много лет. Это происходит из-за огромной психологической нагрузки, вызванной ответственностью за учеников. А еще, как это ни покажется странным, способствуют признанные достижения. Учитель, получивший разного рода поощрения и похвалы, думает: «Вот я реализовался, достиг своего пика в профессии, что дальше?»

Мысли о том, что стоит попробовать себя в иной деятельности, приходили и Татьяне Анатольевне. Тем более что время от времени поступали интересные предложения. Но стоило ей вспомнить глаза своих учеников, подумать о том, что она им нужна, что они ее любят, — и тут же пропадала усталость, дурные мысли улетучивались как сон.

Конечно, добиться каких-то результатов можно, только если работаешь с полной отдачей, а это отнимает немало времени. Но, к счастью, в семье Сапожниковых каждый старается поддерживать друг друга. Даже младший сын Татьяны Анатольевны, пятиклассник (и тоже отличник), не уступает в этом отношении старшим.

— Я не могу сказать, что мне сложно совмещать успешную работу и семейные обязанности. Наоборот, приходя домой с какими-то проблемами, я знаю, что мои дети и супруг всегда подскажут, как с ними справиться и выйти из сложной ситуации, — признается она.

Последние годы Татьяна Анатольевна является заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а до этого много лет была классным руководителем, участвовала в конкурсе «Самый классный классный» и даже была победителем районного этапа в 2008 году. Ей всегда удавалось сплотить коллектив, научить болеть душой за проблемы каждого одноклассника и всего класса.

На своих уроках Сапожникова предлагает ученикам задачи практической направленности из области реальной математики. Таких задач достаточно много в КИМах, ГИА и ЕГЭ, а в учебниках математики, напротив, недостаточно. Татьяна Анатольевна видит, что при решении такого рода задач глаза детей загораются, им интереснее моделировать на уроках жизненные ситуации.

Ученики Сапожниковой с удовольствием ведут рубрику «Учение с увлечением» на страницах школьной газеты «М@лекулы». Здесь можно встретить и математические головоломки, и кроссворды, и занимательные задачки. В ходе работы ребята сами узнают много нового и получают навыки отбора полезной информации. Чтобы заинтересовать своих учеников, Сапожникова часто использует на уроках технологию онлайн-тестирования. Ребята видят в компьютере независимый и беспристрастный инструмент по оценке их знаний, и это мотивирует их к более внимательному изучению тем. И дело даже не в том, что таким образом объективно повышается средний балл в каждом классе. Ученики Сапожниковой не боятся тестов и разного рода испытаний, активно участвуют в различных всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах «Олимпус», «Пифагор», «Кенгуру», «Эврика», занимают призовые места в научно-практической конференции «Excelsior» и предметных олимпиадах. А еще ребята создают собственные мини-проекты с презентациями по целым разделам предмета, демонстрируют свои проекты во время Недели математики в рамках предметных недель в школе.

Татьяна Анатольевна счастлива тем, что в ее жизни воплотилась пословица «Где родился, там и пригодился». В истории Вурнарского района ее победа — первая на республиканском уровне. Весь Вурнарский район радовался этому долгожданному успеху. Поздравления звучали на улицах поселка даже от незнакомых людей, печатались в районной газете, размещались на сайтах администрации Вурнарского района и отдела образования.

— Это было настоящее ликование. Но без поддержки моих коллег, родных и близких эта победа была бы невозможной. Ведь конкурс такого уровня требует полной самоотдачи как в профессиональном, так и в творческом плане. Но зато и дает он много. Каждый участник финала знакомится с самым передовым педагогическим опытом и может взять из него все самое лучшее, чтобы привезти его своим землякам. Таким образом происходит круговорот доброй энергии.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 33 от 19 августа 2014 года



Гущин Д. Д.