На правом берегу,
или Как войти в одну и ту же реку дважды
На самолет она не успела. Пока ехали в гостиницу за вещами после встречи с президентом в Ново-Огареве, автобус с финалистами конкурса «Учитель года» попал в московские пробки. А следующий самолет из столицы в Горный Алтай только через два дня. Выручило, как всегда, любимое присловье, что все в мире к лучшему. Вера Михайловна Попова, учитель русского языка и литературы, привыкла благодарить судьбу за все происходящее в ее жизни. Может, потому она так благосклонна к учительнице.
С выбором профессии Вера определилась рано. Первая, кто помог в этом, — мама. Раиса Николаевна Чанчибаева преподавала математику в родной школе села Иня тридцать пять лет. Потом, когда Вера пошла учиться в старшие классы Онгудайской школы, историю, обществознание и МХК у них вела Татьяна Семеновна Пяткова, финалист конкурса «Учитель года» 1993 года, вошедшая тогда в пятерку лучших. (Из Горного Алтая за все время существования конкурса два учителя вышли в финал, и оба из Онгудайской школы.)
Заслуженный учитель РФ Татьяна Семеновна Пяткова в годы безвременья и «плевков» в историческое прошлое сумела донести до своих подопечных главную мысль: не отрекаются, любя. Любовь к своему родному дому, к земле за его порогом, к своей культуре, к стране, в которой живешь, — непреходящая ценность во все времена. Оставшись неожиданно в Москве после конкурса на целых два дня в ожидании следующего рейса самолета, Вера Михайловна прошлась не спеша по тем улицам и местам, о которых рассказывала ей учительница. Оказалось, что лучшего подарка и не придумать. Побыть после насыщенных и бурных конкурсных дней наедине с собой — счастье. А любимой учительнице в подарок она привезла стихи победителя конкурса «Учитель года России – 1993» Олега Парамонова. Татьяна Семеновна не могла сдержать слез, читая поэтическое послание, напомнившее о тех незабываемых событиях.
В жизни не бывает случайностей. Случайность — это просто непознанная необходимость. И потому важно научиться ставить вопрос не почему так случилось, а для чего это произошло. После института Вера Михайловна не сразу оказалась в своей родной Онгудайской школе. Сначала были четыре года работы в горно-алтайском лицее №6. И здесь она встретилась с Людмилой Кирилловной Плахотюк, третьим человеком, определившим многое в ее судьбе. Завуч школы с большим стажем работы, та обладала редким даром. Каждый учитель, попавший в поле ее заботы, не мыслил потом себя без этой профессии. Месячники молодого учителя, проводимые в лицее дважды в год, становились праздниками творчества. Молодые учителя представляли себя, готовили визитные карточки (вот она тропка на конкурс), давали открытые уроки, ходили к опытным мастерам своего дела. А как умели здесь радоваться чужим успехам! Впрочем, чужим ли? Удача любого словно добавляла воздуха всей творческой атмосфере.
Сейчас Вера Михайловна хорошо понимает, как важен был каждый из этапов пути, приведший ее на конкурс «Учитель года». Но труднее ей оказалось решиться на него, и снова рядом оказался удивительный человек — Светлана Николаевна Юрченко, руководитель кафедры гуманитарных дисциплин Онгудайской школы. Казалось, урок Вера Михайловна с методистом тогда продумали до мелочей. Однако буквально накануне осенило — вот что еще надо ввести. И тема — «Составление резюме» — заиграла новыми оттенками. Вера Михайловна начала свой победный урок с игры-загадки, составила несколько резюме от имени своих коллег. Надо было узнать, кому принадлежит каждое. Интрига дала совершенно иную наполненность уроку. Любит удивлять других? Несомненно! Да и сама себе порой удивляется. Все свои восемнадцать лет работы в школе любительница сюрпризов ведет диалог с собой. А вопросы себе она задает весьма непростые. Так, в первое время работы в Онгудайской школе увлеченному языковеду не давало покоя, тревожило и мучило то, как донести до каждого ученика живое слово, чтобы он почувствовал его великую силу.
...Алтай — алтарь, пуповина земли, престол Бога. Активная путешественница увлекла своих учеников в походы. Здесь, как ни на одном уроке, есть возможность присесть рядышком, поговорить обстоятельно по душам. Не стало открытием для учителя, как порой трудно дается подопечным свободное общение, зачастую живую речь заменяют мимикой, жестами, теряются, когда требуется выразить связно свои чувства, мысли. Потому одной из главных задач стала цель — научить общению. Тема «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка средствами интерактивного обучения» стала сквозной не на один год. Целенаправленная работа продолжалась на уроках и после них. Составление дневников в походах, проведение экскурсий, озвучивание личных впечатлений, подготовка статей в школьную газету. А на уроках главным стало обучение во взаимодействии. Учитель при этом не ментор, не лектор или проверяющий, а внимательный и заинтересованный соучастник процесса познания. Ребята полюбили работу в парах, группах, почувствовали вкус к совместной работе над проектами. Один из самых значимых — «Топонимика Онгудайского района» — потребовал от каждого определенных знаний и усилий. В результате названия сел, горных речек «заговорили». Онгудай — правый берег. Все понятно. А вот название села Шашикман («взаимно перебитые») заставило углубиться в историческое прошлое. Какое беспощадное сражение проходило здесь, что прочно закрепилось на века? Работу школьников теперь используют на своих уроках учителя других школ.
...Особая энергетика Алтая. У Веры Михайловны есть любимое место Калбак-Таш, в переводе на русский язык — «каменная ложка». Ходят легенды, что здесь исполняются заветные желания. Древнее святилище хранит более двух тысяч петроглифов, выбитых каменным или металлическим орудием на скалах, нависающих над Чуйским трактом. Наскальные рисунки — завораживающие послания далеких предков. Камни, прогретые щедрым солнцем, а оно светит в тех местах все 365 дней в году, кажутся живыми существами. Говорят, желания здесь даже не надо озвучивать. Толпы туристов в этих местах — явление обычное. Особенно много иностранцев — наслышаны о красоте и целебности здешних мест. Удивляются всему, даже воздуху, такого вкусного и чистейшего, говорят, нет нигде. Вера Михайловна добрый десяток лет в каникулы подрабатывала гидом. И видя, как трудно подбирает слова переводчик, чтобы слушателям стало понятно, в каком месте они находятся, она решила взяться за английский. И выучила!
Любой успех окрыляет. Потому для педагога Поповой важно, чтобы каждый ученик почувствовал вкус успеха на уроке, в школе, а затем и в жизни. На занятиях, к примеру, языковед любит использовать прием трех листочков. На одном ученик выполняет какое-либо задание. Потом ему дается второй листок с правильными ответами. Проверь себя! Но главный — третий, с самоанализом. Для чего надо видеть свои неудачи? Для дальнейшего успеха! Не бойтесь ошибиться, бойтесь собственной самоуспокоенности. Мы мало знаем свои возможности, живем порой в одном уголке души, не устает повторять своим ученикам Вера Михайловна. Диалог с собой очень важен, как и анализ, взгляд со стороны. Есть у Веры Михайловны один замечательный рассказ, кстати, она выпустила уже два сборника. О том, как учитель, проверяя сочинения на свободную тему своих учеников, ведет диалог, находя самые точные и нужные слова и для безнадежно влюбленного юноши, и для обиженного на своих родителей подростка, и для первой красавицы школы. Пишет каждому искренне, ни одного фальшивого слова. Так же, думаю, ведет, вернее, уже вела каждую свою партию в народном ансамбле русской песни «Горицвет» Вера Михайловна Попова.
«Как они теперь без вас петь будут?» — спрашиваю Веру Михайловну. Слышала, что голос у нее уникальный. Собеседница улыбается: «Найдут замену. Алтай всем богат, голосами тоже». С моей героиней мы беседуем в подмосковном лицее №6 «Парус». Об этом уникальном учебном заведении я ничего не знала, правда, где-то промелькнуло, что это самая красивая школа в России. И вряд ли я оказалась бы в этом учебном заведении, если бы не учительница из Горного Алтая. Оказывается, уже более двух месяцев Вера Михайловна работает в этом необыкновенном лицее. Решение о переезде приняла быстро, узнав о вакансии. Рассказывает, что давно мечтала пожить в средней полосе России. От бабушки слышала, что ее давние предки-старообрядцы попали на Алтай, спасаясь от никоновских реформ. «Мне в детстве было интересно,— признается Вера Михайловна, — как же выглядит моя прапрародина. Вот теперь любуюсь на Москву-реку, очень отличается от нашей бурливой Катуни. И люди здесь другие, более эмоциональные, открытые. Я думаю, на Алтае сильная энергетика, ведь это пуповина земли, потому живущим там невозможно быть и активными, и открытыми. Все уравновешено в этом мире. Мы с дочерью Василисой теперь каждые выходные отправляемся в Москву. Хочу показать ей все свои любимые места. Планирую заняться серьезно изучением духовного краеведения Подмосковья. А своих пятиклассников обязательно повезу в Онгудай. Как классный руководитель с каждым из родителей встретилась, чтобы лучше узнать своих подопечных. Уже и детям, и родителям на собрании рассказывала о Горном Алтае. А правда, ведь школа красивая во всех отношениях?!»
В справедливости этих слов я смогла воочию убедиться, когда директор школы заслуженный учитель РФ Ольга Алексеевна Гущина провела по кабинетам, где шли занятия. Ни один из удивительно просторных классов по оформлению и обстановке не повторял другой. Оказалось, все сделано под индивидуальность учителя. Я попыталась угадать увлечения. Здесь обожают театр. Тут занимаются аниматоры. А это будущие покорители космоса, судя по моделям ракет. Учителей в красивый лицей набирают по конкурсу, бывает, что число претендентов на одно место приближается к двум сотням. Школа официально признана самой красивой в России. Диплом в кабинете директора подтверждает это. О своих впечатлениях особо распространяться не буду (удивлена, поражена, хочу еще сюда вернуться). А ведь ехала я в город Дзержинский только для того, чтобы встретиться с Верой Михайловной. Но не смогла отказать себе в удовольствии пройти по всем этажам этого уникального учебного заведения. Когда возводили здание, то скептики ворчали, на эти деньги (450 миллионов рублей) можно построить три школы. А тогдашний мэр Виктор Иванович Доркин (его памяти в лицее посвящен зал) заявил: «Эта школа будет современна и через двести лет». Удивительный был человек, много сделал для города, мечтал превратить его в самый красивый, умный и добрый. Для учителей, приезжавших на работу в «Парус», предусмотрено жилье. Юных жителей города в самой красивой школе России должны учить самые лучшие учителя страны.
В будущем кабинете Веры Михайловны Поповой вовсю идет ремонт. «Здесь исполняется мечта всей моей жизни, — радуется моя героиня, — в классе построят беседку. А значит, будет где вести задушевные разговоры, проводить литературные вечера». Беседка в классе?! Ну и мечта! А впрочем, что удивительного, замечательная идея, да и площадь позволяет. Это даже не кабинет, а мини-спортзал. Впрочем, в самой красивой школе по проекту площадь на одного ученика составляет 26 квадратных метров. В России эта цифра достигает всего 4,4.
Мечта о беседке сбылась. А дальше? «В ближайших планах у меня пройти обучение, чтобы преподавать русский язык как иностранный. Это очень понадобится в будущем», — поразила меня на прощание Вера Михайловна. Наверное, она никогда не перестанет удивлять и удивляться.
|