Песни математики
Нам цифры творить и жить помогают
Александру ПЕРФИЛЬЕВУ, учителю промышленновской школы №56 Кемеровской области, кажется, удалось «поверить алгеброй гармонию». Он математик и поэт, на его уроках дети учатся не просто считать, но разрешать жизненные задачи на примере цифр. И при этом — поют!
Отцы и деды
Российский фонд общественного мнения, организовав социологический опрос среди людей разного достатка, выяснил, что уровень дохода человека находится в прямой зависимости от его школьных успехов в математике. Оказывается, что среди успешных, обеспеченных россиян 67% любили в детстве уроки математики. Александр Николаевич с общественным мнением абсолютно согласен — именно математика помогает ему находить правильные решения в жизни.
Одно из главных он принял в юности — стать учителем. Казалось бы, в чем трудность — он представитель четвертого поколения большой педагогической династии, общий стаж которой насчитывает 950 лет! Среди его родных — 33 учителя практически всех школьных дисциплин. Но ведь такое родство и обязывает даже не вдвойне, а в 33 раза. Надо стать не просто учителем, а учителем под стать династии. Поступая на матфак Кемеровского государственного университета, Александр слегка даже побаивался думать о будущем. Просто любил математику — спасибо заслуженному учителю России Валентине Георгиевне Земф за занятия, на которых вместе с классом узнавал «чудеса и тайны». Учился нелегко, но весело, успевал играть за факультет в баскетбол и волейбол, принимал участие в КВН. Здесь же, на матфаке, встретил будущую жену Ольгу, и уже на третьем курсе узнал радость отцовства.
То, что математика в жизни Перфильева — основа основ, стало понятно быстро. Но ведь и царицы всех наук мало, чтобы стать педагогом. Помогла практика в школе после четвертого курса. Разбирая «полеты», руководитель сказал, что Перфильева видит только учителем. Наверное, именно этой фразы и не хватало Александру для уверенности в своих силах. Защищался хорошо, вместе с научным руководителем опровергнув утверждение американского профессора Харрари, и можно было бы подумать о научной работе. Тем более что времена в конце 90-х были трудные, мужчины искали более денежные места. А Перфильев решил, что школа — его долг. Как отца и сына, внука и правнука. В далеком 1929 году его прапрадед Антон Иванович Шкапар приехал в Промышленновский район. Зная грамоту, по просьбе местной власти взялся за обучение сельской детворы на общественных началах. Дед Алексей Антонович, тоже учитель, убедил сельчан построить одну из первых средних школ в районе. Воздвигали ее всем миром, не думая о деньгах, строили будущее детям.
— Мы — основа, пьедестал, мы будущее лепим! — Александр Николаевич в это верит свято. — Это мы должны научить молодых быть мужественными и добрыми, уметь подставлять плечо под трудное дело и держать свое слово, это наши ученики будут завтра строить, летать, изобретать, управлять Россией, наконец, а значит, наша профессия — самая важная, и мужчинам тут самое место!
Адреналин в избытке
Однажды все же Перфильев попытался уйти из школы — предложили место в администрации района. И вроде бы сфера похожая, тоже с молодежью работал. А не то — адреналина не хватало.
— В некоторых классах каждый урок как на пороховой бочке, — смеется Александр Николаевич. — С нынешними детками надо ухо держать востро: они живут в Сети и чего только там не набираются! Значит, ты должен всегда идти на шаг впереди: больше знать, иметь обо всем представление. Ты должен быть интересен своим ученикам как личность! Наша профессия заставляет держать себя в форме и физически, и интеллектуально.
У него, кстати, такого адреналина и дома немало — два сына и дочь. Старший, Антон, не пошел по пути, проложенному предками, — поступил на юридический факультет Томского государственного университета.
— Не обидно? — спрашиваю.
— Нет, он с детства в детективов играл. Я не люблю давить на детей. Решения каждый должен принимать сам.
На уроках Александр Николаевич не дает ребятам готовых решений — они их ищут сами. Говорит, ему повезло — в промышленновской школе №56 организовали деятельность творческих групп по внедрению новых педагогических технологий. Александр Николаевич вместе с коллегами ознакомился с технологией проблемно-диалогического обучения Елены Леонидовны Мельниковой, доцента Академии повышения квалификации Москвы. Она показалась очень подходящей ко времени перемен. Не дать знания, а научить ребенка взять их, сделать его активным участником процесса познания — это очень совпадало с девизом Перфильева, когда-то позаимствованным у немецкого педагога-философа Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Особенность технологии в том, что дети не получают знания, они не даются им в готовом виде, «открывают» их сами, решая проблему. А уж проблемами учитель их обеспечивает, причем близкими и понятными. В шестом классе, изучая отрицательные числа, предлагает из 7 отнять 10. Не получается. А вот на термометре почему-то выходит. Вместе с учителем они разбираются, почему не смогли выполнить задание, постепенно осваивая новую тему.
— На уроке нельзя просто сообщать новый материал, нужно подвигнуть учеников на обсуждение поставленной проблемы, чтобы они сами пришли к правильному решению или выводу, — считает Александр Николаевич. — Бывает, что дети делают неверные предположения. Но нельзя на них реагировать отрицательно, чтобы не убить их интереса. Неожиданную формулировку учебной проблемы я обязательно внимательно выслушиваю, затем спрашиваю других ребят, кто думает иначе. Ребята усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему.
На уроках Перфильева ученики думают и говорят, учась отстаивать собственную позицию, рискуя, проявляя инициативу. Ведь главное, что должен давать урок математики, по мнению учителя, не синусы-косинусы, а программу на принятие жизненных решений. От маленького — к большому, от уроков — к науке. Дети берутся решать не только свои проблемы, но и общественные. Выпускница Анастасия Ковалева, ныне студентка факультета информационных технологий и менеджмента Кузбасского технического университета, посвятила свою исследовательскую работу, навыкам которой научилась в школе, способу взаимодействия органов власти и населения — электронному правительству. И ведь услышала власть, стала работать над программой!
Музыка всех связала
Каждый день открывать новое в своих учениках и в себе — это именно то, ради чего Александр Николаевич каждый день приходит в школу.
— Я их учу, но и они меня учат, — говорит. — Если учитель не признает иного мнения, то ученик не будет его высказывать. Если не умеет слушать ответы — правильные или нет, то и диалога не получится!
Дима Раменев, призер Всероссийской олимпиады школьников, которого Перфильев учил информатике, теперь студент университета, преподал учителю урок: нельзя останавливаться в развитии ни на день. Именно поэтому Перфильев рискнул принять участие в «Учителе года». Открытый урок он проводил под гитару. Любовь к музыке — фамильная черта династии. Но Александр Николаевич пошел дальше, подбирая мелодии к математике. По его мнению, аналитическая и эмоциональная дисциплины очень близки. В музыке немало математики — нотная система, основанная на шкалах частоты и времени, частоты звукоряда, представляющие собой геометрическую прогрессию... Еще Пифагор пытался поверить гармонию алгеброй.
— Ну до Пифагора мне далеко, — смеется Александр Николаевич. — Но с помощью музыки материал быстрее усваивается. Мы перекладываем правила на стихи, подбираем под них известную всем ребятишкам детскую мелодию и поем. Такая форма урока вызывает интерес у многих. Со своими учениками я периодически устраиваю такие уроки, но скажу честно, нечасто: слишком это трудоемко. Чаще в качестве яркого пятна на уроках использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни.
Впрочем, гармонии с помощью математики Перфильев все же достиг: любимая работа, дружная семья, благодарные ученики... Сердце отдано работе, душа — семье. Тело не бездействует — как начал в университете выступать за команду факультета, так и теперь играет в баскетбол за команду района. Разум тоже на службе общества: Александр Николаевич — депутат районного совета, порядок и благоустройство Промышленной — и его ума дело. И все же конкурс внес новые нотки в эту гармонию. Ему казалось, что за 10 лет хорошо узнал свой коллектив. Но когда коллеги с удовольствием стали помогать готовиться к конкурсу, будто заново увидел, сколько рядом умных, творческих, инициативных, талантливых людей! Даже жена, тоже учитель математики, открылась с новой стороны. Кстати, за победу в областном туре конкурса «Учитель года» награждается не только педагог, но вся его школа. Промышленновская, к примеру, получила мобильный компьютерный класс, добавив Александру Николаевичу работы: вся компьютерная техника школы — в его руках и на его плечах. Да что других — не узнает себя. Прежде общался в основном с детьми, «Учитель года» дал новое умение — управлять взрослой аудиторией. Теперь новую «шевроле лачетти» Перфильева с поздравлением от губернатора Кузбасса на капоте — традиционный подарок Амана Тулеева победителям областного тура «Учитель года» — узнают не только в райцентре, но и во всей области. Александр Николаевич — полноправный член клуба «Учитель года Кузбасса», общественной организации учителей, для которых школа не только место реализации своих профессиональных планов, но и дело всей жизни. Ездят по городам и весям, встречаются с коллегами и студентами, дают мастер-классы, делятся методиками, изюминками, участвуют в обсуждении законов, касающихся детей. Времени на хобби — Александр Николаевич на досуге смастерил всю мебель в доме — остается мало. Но Перфильев умеет с математической точностью распределять дела. Вот какую песенку он пел в классе, когда изучали проценты:
20 — радость, 5 — успех, 30 — дети,
10 — смех,
А теперь еще прибавим труда
груду.
Плюс здоровье, счастье, дом,
100 процентов соберем.
Вот и будет всем нам
маленькое чудо!
|