На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Жизнь на «отлично»

Роману Овсенёву не ставят других оценок. Ни взрослые, ни дети

Вот бывает же так: человек полжизни искал медную жилу и вдруг нечаянно попал на золотую россыпь. «Рука провидения», — скажут одни. «Повезло», — позавидуют другие. «Так не бывает», — усомнятся третьи. Хотите — верьте, хотите — нет, но именно так сложилась судьба лучшего учителя Саратовской области Романа ОВСЕНЁВА.

Об учительстве он не мечтал и не думал. Ни в детстве, ни в отрочестве, ни в школе, ни в вузе. Ни даже по его окончании. Кстати, учился Овсенёв в педагогическом — Саратовском государственном имени Федина. Курс, где учился Роман, оказался последним выпуском. Через год, в 2000-м, СГПИ, имевший давнюю историю и собственные традиции, присоединили к Саратовскому государственному университету имени Чернышевского. Так что Романа Руслановича в определенном смысле можно назвать последним из могикан. Но и поступал, и учился (между прочим, на «отлично»), и оканчивал педагогический вуз будущий лучший учитель Саратовской области, видя себя лишь юристом. Дело в том, что в те годы на историческом факультете СГПИ была открыта новая модная и чрезвычайно востребованная тогда специальность — «юриспруденция». Получив красный диплом, Овсенёв сразу же подал документы в аспирантуру Академии права, но зачисления пришлось ждать долго — вузы никак не могли договориться между собой.

Школа напомнила о себе почти случайно. В один из вьюжных февральских дней Роман неожиданно столкнулся на улице с бывшей однокурсницей. Она шла на работу в школу. И хотя торопилась, все-таки поинтересовалась, что нового в жизни Романа. Похвастаться на тот момент было нечем: учеба в аспирантуре все не начиналась, работы тоже не было. Зато была жена — в то время студентка, а вскоре должен был появиться на свет и первенец... Понятно, что все мысли будущего отца были о хлебе насущном и трудоустройстве.

Случайная встреча оказалась решающей в судьбе Овсенёва. Однокурсница предложила ему в тот же день прийти в их гимназию №87: одна из педагогов, историк, как раз накануне ушла в декрет и вести оставленные классы было некому. Администрация повсюду искала и не находила замену.

На следующий день состоялся судьбоносный разговор с директором гимназии Верой Михайловной Гудковой. Опытный педагог и внимательный руководитель, она сразу поверила в Овсенёва, увидела в нем и ум, и талант, и большой педагогический потенциал. Притом что сам соискатель в тот момент не только не ведал о своих педагогических способностях, но даже слегка побаивался школы и учеников. Полгода после получения диплома он был далек от какого бы то ни было преподавания. Вера Михайловна успокоила, ободрила и, поняв состояние молодого человека, дала время на привыкание — знакомство со школой и будущими учениками.

Три дня ходил Роман на уроки к своим будущим коллегам, смотрел на будущих учеников и учился, впитывал, анализировал. Все-таки он был отличником, а это, как ни крути, говорит о многом. Не только теория ему давалась легко. На «отлично» на 4-м и 5-м курсах отработал педпрактику. Кстати говоря, лишь первые два урока ему удалось провести под бдительным руководством наставника. Практически целую четверть выступал он отнюдь не в роли практиканта — самостоятельно готовил и проводил уроки, так как его наставника, воспользовавшись ситуацией, направили на курсы повышения квалификации.

Роман Русланович хорошо помнит свое боевое крещение:

— Я не успел еще свыкнуться с новой для себя ролью учителя, и вдруг мне объявляют, что остаюсь за старшего. Конечно, волновался вначале: как же я смогу, если у меня совсем опыта нет? Но опасения были беспочвенны: к моему удивлению, дети слушали меня внимательно и выполняли все мои задания. Отношения с учениками как-то сразу сложились по-настоящему дружеские. Были у нас и уроки, запомнившиеся и мне, и детям на всю жизнь, и внеклассные мероприятия, и разговоры по душам. С некоторыми ребятами из того, первого моего класса мы дружим до сих пор. Наверное, это в определенной степени сыграло свою роль в том, что я все-таки пришел в школу.

Был у Овсенёва и успешный вожатский опыт, а это ведь тоже хорошая педагогическая база. По окончании школы Овсенёву не хватило одного балла для поступления в Академию права, и он пришел в родную школу в качестве старшего вожатого. Хотя многие старшеклассники относились к нему как к товарищу, это не мешало. Наоборот, может быть, благодаря совсем небольшой возрастной дистанции и сходству интересов им удалось сообща реализовать множество проектов.

Конечно же, умение быстро находить контакт с детьми, способность слышать учеников и понимать их от возраста не зависят. Это врожденное свойство натуры, которое либо есть у человека, либо его нет. И ни опытом, ни упражнениями, с моей точки зрения, эту незаменимую для педагога способность не развить. И с возрастом не утратить. В этом я еще раз убедилась на примере Романа Руслановича. Даже когда он стал солидным и уважаемым, приобрел статус, известность и авторитет у коллег, его отношения с учениками остались в такой же степени искренними и доверительными, какими были и раньше, в самом начале педагогической карьеры. Дети ему по-прежнему интересны. Любые. В том числе трудные и неудобные. В каждом он видит уникальную и интересную личность. Дети не могут этого не ценить.

Меня по-хорошему удивил и порадовал рассказ Овсенёва о своих учениках, у которых он был классным руководителем. Сымитировать заботливого наставника, наверное, можно, но неискренность интонации выдаст хитрую игру. В рассказе Романа я не могла усомниться, с такой любовью говорят лишь о самых близких и родных людях. И неудивительно. Ведь вместе с учениками Роман Русланович пережил много побед и поражений, а общие воспоминания связывают прочно. Особенно радостные. Таких воспоминаний в памяти выпускников гимназии №87 неизмеримо больше, чем грустных. Потому что праздников там тоже больше, чем в других школах. В их подготовке Овсенёв с самого начала принимал активное участие.

Кстати говоря, интерес ко всему необычному, новому и оригинальному с годами не угас в Овсенёве. Даже медные трубы, в последние годы звучащие особенно громко, не заглушили в нем страсть к коллективному творчеству. Он всегда с большим удовольствием принимает участие в организации различных мероприятий. Разумеется, не один. В гимназии №87 несколько лет назад сложилась своеобразная творческая бригада — креативная группа из 10 тогда еще молодых педагогов (теперь они уже повзрослели и стали солидными и уважаемыми мастерами), представителей разных методобъединений. Судьба сама свела вместе неравнодушных одаренных людей, которым не лень заниматься с детьми подготовкой вечеров, конкурсов и праздников во внеурочное, то есть свободное от работы, время. С годами все они стали настоящими друзьями, поддерживающими друг друга в трудную минуту.

...Будем откровенны, тяжелые моменты, периоды кризиса бывают у каждого, даже у самого талантливого и креативного педагога. Синдрому эмоционального выгорания подвержены все без исключения, конечно же, в разной степени. Если в депрессию погружаются не все, то чувство усталости и ощущение, что все идет не в ту сторону или не теми темпами, знакомо каждому. Такова особенность профессии, и нужно ее учитывать. Были сложные периоды и в жизни Романа Руслановича. Один из таких начался на пике его карьеры. Причина может кого-то удивить, но так случается нередко: повод к начавшейся депрессии состоял не в конфликте или какой-то неудаче, а в том, что он достиг того, к чему стремился с момента прихода в гимназию, — вполне определенного мастерства. Уроки у него были прекрасными, результаты детей, которых он готовил к олимпиадам, конференциям и экзаменам, многих впечатляли, его уважали коллеги, любили дети, ценили родители... Все, казалось бы, отлично складывается, но... Овсенёв заскучал. Потому что перестал двигаться, не видел впереди никакой цели, задачи, которую нужно решить, чтобы испытать необходимое каждому мужчине (да и многим женщинам тоже) чувство удовлетворения. Признаки скуки он заметил сам, его же первого они встревожили. Тогда Роман Русланович обратился к директору гимназии (к тому времени Веру Михайловну Гудкову проводили на пенсию и гимназию возглавила Эльвира Анатольевна Кашеварова). Овсенёв попросил, чтобы Эльвира Анатольевна почаще привлекала его к семинарам, которые периодически устраивала гимназия. Ему хотелось больше общаться с коллегами, обмениваться с профессионалами опытом, наработками, готовиться, не спать ночами. Он хорошо понимал, что необходимость подготовки к публичным выступлениям и мастер-классам не даст ему закиснуть в рутине, заставит двигаться вперед. Именно на этой новой, публичной, волне Овсенёва привлекли к участию в конкурсе «Учитель года». Он с легкостью прошел районный этап, а во время городского, который длился чуть ли не полтора месяца, даже устал от напряжения, но был доволен, потому что увидел настоящих мастеров, энтузиастов своего дела — лучших людей в своей профессии. Победа в региональном туре далась нелегко, поскольку соперники были очень сильные, зато стала настоящим праздником. Роман Русланович признается, что конкурсные дни не забудутся, они стали в определенном смысле и школой, и прекрасной эмоциональной встряской, поскольку были насыщены бьющей через край позитивной энергией, окрашены во все цвета радуги. «Пожалуй, более сильного впечатления в моей профессиональной жизни еще не было», — такую оценку дает Овсенёв прошедшему году. И советует всем, кто засиделся и заскучал в школе, принять участие в конкурсах профессионального мастерства. Не ради победы и последующих за ней материальных и карьерных благ, а ради себя самих, ради того, чтобы ощутить драйв и почувствовать себя моложе.

Если же говорить о том, что дала Овсенёву победа в региональном этапе, придется рассказать о значительных переменах в его жизни. В конце августа прошлого года началась новая страница его педагогической летописи: Роман Русланович принял руководство Саратовским восточно-европейским лицеем, уникальным учебным заведением, отличающимся от прочих других лицеев и гимназий тем, что последовательно воплощает в жизнь и в учебный процесс качественную научную составляющую учебного и внеучебного процессов. Это единственное в Саратовской области учебное заведение, где преподаются японский и китайский языки.

Руководство городского управления образования решило использовать потенциал Овсенёва, доверив ему создание принципиально нового, во многом экспериментального образовательного учреждения. Так что можно не сомневаться в том, что страсть лучшего учителя Саратовской области 2013 года ко всему новому и передовому на ближайшее десятилетие будет удовлетворена.

За плечами Романа Руслановича не только большой опыт, но и надежный тыл. Его жена, историк по образованию, всегда готова помочь в сборе информации, подсказать неожиданный ход. А еще его радуют сыновья. Старшему 9 лет, а младшему 3 года. Именно они вдохновят его на новые, теперь уже директорские подвиги.

Я не могла не спросить у Романа Руслановича о том, каким он видит идеальное образовательное учреждение и можно ли сегодня добиться идеала.

— В идеальной школе тесно сотрудничают, а главное — слышат друг друга все участники образовательного процесса: учредитель, администрация школы, учителя, дети, родители. Сегодня добиться этого сложно. Продолжающаяся школьная реформа вызывает больше вопросов, чем ответов, что заставляет нервничать учителей, которые часто не могут понять, что от них хотят! У родителей в основном потребительское отношение: ребенка вам отдали, вот и воспитывайте, учите. Решение проблемы ищут не в школе, а сразу в министерстве или у президента. В семье слабо поддерживается мотивация детей к обучению. Вкупе это и создает те проблемы, которые мешают становлению действительно идеальной школы.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 27 от 8 июля 2014 года



Гущин Д. Д.