На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Философия Лесгафта

Дмитрий Коленецкий вернулся на конкурс, чтобы отстоять физическую культуру

Я знаю учителя физической культуры Дмитрия Коленецкого много лет, с тех пор, как он участвовал первый раз во всероссийском финале конкурса «Учитель года России» еще в ХХ веке, в 1999 году. Изредка езжу в Вологодскую область, где работает Дмитрий Николаевич и многие талантливые, яркие, настоящие учителя. У меня немало друзей, которые в разные годы участвовали в региональном конкурсе «Учитель года Вологодской области», а ныне входят в одноименный клуб. Не раз писала о педагогических десантах «журавлей» (журавль — символ вологодского конкурса)…



Об интеллигентности


В таких условиях создавать очерк и легко, и невероятно трудно. Почему легко, понятно… Трудно посмотреть на Дмитрия Коленецкого объективно, показать его не парадно, а со всех сторон, не скрывая недостатков. Увы, не вижу я у Дмитрия Николаевича недостатков. Наоборот, радуюсь, что 16-я вологодская школа когда-то получила такой подарок — умного, интеллигентного преподавателя физической культуры. А ведь могли и не увидеть сразу всех его качеств — начинающий, «зеленый»… На дворе был 1990 год. Это потом случился областной конкурс «Учитель года Вологодской области», на котором Дмитрий победил. Потом он участвовал во всероссийском финале 1999 года, где не вышел в пятнашку лауреатов, но выступил вполне достойно, интеллигентно.

Кстати, пожалуй, это и есть его главный «недостаток» в наше стремительное, несентиментальное, а порой просто наглое время — интеллигентность, скромность. Нет, он не стеснительный, не застенчивый — это другое. У Дмитрия есть острое чувство собственного достоинства, он ценит свое место под солнцем, но никогда на чужое претендовать не будет. И «продавать» себя не будет. Когда ему предложили вновь поехать на всероссийский финал, Дмитрий Николаевич сначала крепко думал. Главным образом, он размышлял о том, не подведет ли регион, сможет ли его достойно представить. К счастью, объективно решил: «Смогу!» Но это не значит, что Коленецкому было легко подготовиться к состязанию. Несмотря на 22 года педагогического стажа, вложить свой опыт в рамки конкурсных заданий, все продумать, учесть нюансы общения с незнакомыми детьми и неизвестными родителями, с непредсказуемым жюри — очень непросто, и даже, наверное, взрослому педагогу сложнее, чем начинающему.



Об учениках и уроках


Интересный эффект имеет интеллигентность педагога. Дети реагируют на нее чутко, как барометры. На сегодня у Дмитрия Николаевича нет клички в среде школяров, что как-то нетипично для школы. Ну, может, и есть, но очень секретная, что тоже показательно. А известно уважительное «ДНК» — по первым буквам фамилии, имени, отчества.

Ученики говорят: двойки он не ставит. Ну разве только тем, кто не слушается, — по поведению. Спрашиваю: «А его можно довести?» «Ни разу не видела», — отвечает уверенно десятиклассница. Она же неожиданно по-взрослому объясняет: «Я не знаю, как у него это получается, но лучшего индивидуального подхода я не видела ни у одного учителя. Может к каждому подойти, объяснить его ошибку. При этом ошибку не распространяет на всех». Девочка эта из волейбольной команды, которую тренирует Дмитрий Коленецкий.

И на волейбольных тренировках, и на уроках он гнет свою линию, которую нельзя назвать технологией или методикой, скорее это подход, философия, система принципов.

Лучше всего эту философию объясняют сами дети: «Он заставляет нас размышлять, почему нужны те или иные упражнения и как применить то, что делаем на уроках, в жизни. Учит не унывать, поддерживать друг друга. Мы учимся общаться с людьми».

На уроке в 10-м классе, куда мне повезло попасть, Дмитрий Николаевич дал девочкам четыре мяча и рассказал, что в 1999 году столько мячей и было — на всю школу. И что он поехал на конкурс «Учитель года России», чтобы показать, что можно сделать на уроке физической культуры, если есть всего четыре мяча. Дмитрий предлагает девочкам после занятия объяснить, какую пользу они извлекли из этих мячей? Девочки одна за другой назвали, чему учились: быстроте, реакции, координации движений, точности, распределению внимания, развивали боковое зрение. А благодаря четким вводным педагога и вопросам после каждого упражнения еще и думать приходилось.



О конкурсе


О том, как Дмитрий Коленецкий готовился к конкурсным испытаниям, надо написать отдельную статью. Она была бы весьма полезна будущим участникам состязания. В ней были бы, например, такие мудрые советы: «Когда я просмотрел прошлогодние записи разговоров с родителями, то четко выявил одну проблему. Ошибались те конкурсанты, которые позволяли родителям говорить много и не по теме. Никто из родителей сам на проблему выйти не может. Они начинают рассказывать о своих детях. И разговор получается ни о чем. Надо вытянуть родителей на проблему. Во время конкурса «мои» родители выбрали тему «Подростковые группировки: миф или реальность?». Я им говорю: «В чем главная трудность?» — «Мы не хотим, чтобы наши дети были в этих группировках». Дальше я предложил им поразмышлять — что надо делать, чтобы дети не попадали в группировки? Разговор получился».

А вот что касается конкурсного урока, тут Дмитрий явно рисковал. Легко было бы провести занятие с шестиклашками, где все будут прыгать, бегать с горящими глазами, — показать физкультуру, к которой привыкли. Но вместо этого он пригласил на урок девушек-десятиклассниц и предложил им непривычный подход к физической культуре — с рефлексией, глубоким пониманием того, что они делают. И не прогадал — ученицы искренне заявили, что урок им понравился. А дальше сработала идея другого вологодского учителя года, победителя всероссийского финала-2008 Николая Белозерова. Дмитрий Коленецкий сказал, указывая на портрет Петра Францевича Лесгафта на слайде: «А ведь урок вам понравился во многом благодаря этому человеку!»



О лучшем институте физической культуры


Знаменитый создатель научной системы физического воспитания Петр Лесгафт дал свое имя институту физической культуры в Ленинграде, куда Дмитрий Коленецкий поступил после размышлений, где учиться — в педагогическом или медицинском? Несмотря на то что выбор пал на педагогический, Дима первое время хотел быть вовсе не учителем, а спортсменом. Все изменилось после практики. Только школа, так решил студент Коленецкий. Конечно, это не значит, что сразу родилось понимание, как надо преподавать, понимание физической культуры как предмета, где надо работать не только руками и ногами, но и головой. Но базу в известном на весь мир вузе Дмитрий Николаевич получил отличную.

В 90-е годы Дмитрий Николаевич провел эксперимент — преподавал в 11-х классах предмет «Теория физкультуры» и заметил, что после таких занятий уровень практических результатов вырос в разы. «Этот час я использовал, чтобы достучаться до ребят», — рассказывает Коленецкий. То есть теория ему нужна была для мотивации.

Постепенно Дмитрий стал понимать, что все те идеи, которые несут образовательные реформы, есть у его любимого Петра Францевича. Лесгафт давно все придумал и описал, только разве что другими словами. И сегодня, когда образование живет по ФГОС, это значит — просто вспомнили, о чем говорил биолог, анатом, педагог, просветитель больше ста лет назад. У Лесгафта тот же системно-деятельностный подход.

Важный момент: Дмитрий Коленецкий выделяет в физической культуре два компонента — мотивационно-ценностная ориентация и специальные знания. Если их нет, то у ребенка нет и физической культуры. Педагог приводит пример: «Девочка бегает быстрее всех в классе на лыжах. Нормативы выполняет. Оценка какая? Казалось бы, «пять». Она дистанцию пробежала, одноклассницы еще на полпути. А девочка за угол школы заезжает — покурить. За выполнение норматива надо ей поставить «пять». А за физическую культуру?»

Опыт и, конечно, Лесгафт помогают Дмитрию Николаевичу иметь обо всех, в том числе о признанных, казалось бы, педагогических приемах, свое особое мнение. Так, он совсем не согласен, что надо оценивать ребенка, отслеживая рост его личных результатов. Во-первых, это нереально, когда ты учишь одновременно 270 школьников, не будем лукавить. Во-вторых, результаты зависят от целого ряда факторов — погоды, условий, настроения, состояния здоровья. Гораздо важнее, уверен Коленецкий, научить самого ребенка рефлексии, наблюдению за собой и окружающими условиями в специальном дневнике. «И тогда я оцениваю не результаты, которые выдал тот или иной ребенок, а степень его умения рефлексировать».

Согласитесь, такой философский подход требует создания книги или диссертации. Но за нее Дмитрий вряд ли возьмется в ближайшее время. Немногое свободное время он тратит на трехлетнего сына.



О любви, семье, друзьях и рубленом доме


Открытый своим 270 ученикам во время рабочего дня, дома Дмитрий Коленецкий больше всего ценит тишину и покой, ухоженный дом, привычный и верный круг друзей — в первую очередь членов клуба «Учитель года». Все время моей командировки в Вологду они были рядом и очень помогали мне — воспоминаниями, умными вопросами. Елена Сидорова, лауреат всероссийского финала 2005 года, учитель музыки, с которой Дмитрий много лет проработал в 16-й школе. Лауреат 2007 года Евгений Вирячев, который задавал самые каверзные вопросы. Мне порой казалось, что это не интервью, а мастер-класс Дмитрия Николаевича…

Стол, за которым мы собрались вечером и опять говорили о конкурсе, уроках и Лесгафте, конечно, красиво накрыт, все так вкусно, что оторваться невозможно. Супруга Дмитрия Елена не только первоклассная хозяйка, но и коллега — учитель химии, заместитель директора в школе №17, а еще, не поверите… тоже участница конкурса «Учитель года». Супруги растят самого юного Коленецкого по имени Кирилл.

«Журавли», участники клуба, с улыбкой вспоминают, как встретились два учителя года. Произошло это на областном конкурсе «Учитель года» в 2007 году, когда он впервые проходил в Великом Устюге, вотчине Деда Мороза. Как раз во время экскурсии в терем волшебника-дедушки и состоялось знакомство, позже завершившееся свадьбой.

На каверзные мои вопросы о перспективах развития и роста Дмитрий в домашней обстановке отвечает искренне. Да я и сама понимаю: он не захочет менять школу, где к нему относятся уважительно, знают его подходы и стараются отвечать минимальным его требованиям. Хотя директор 16-й школы Нелли Рыстакова морально готова ко всему: «Конечно, терять такого хорошего учителя не хотелось бы. Но я понимаю, что для мужчины важно строить карьеру. На сегодня Дмитрий Николаевич как очень хороший учитель состоялся, получил все звания, разве что кроме народного. И если он примет решение, что хочет реализоваться на руководящей должности, я пойму и поддержу».

Но такое решение Дмитрий, как и много веков назад римский император Диоклетиан, вряд ли примет. Он предпочитает «выращивать капусту», то есть воспитывать детей, которые приходят к нему на уроки и тренировки. Он пытается до каждого донести «философию Лесгафта», понимая, что, конечно, это невозможно. И все же верит, видит по результатам прошлых лет, что большинство детей уходит с пониманием не «физры», но физической культуры.

А мечта у Дмитрия Коленецкого, конечно, есть. Выстроить двухэтажный рубленый дом в Сямже — одном из красивейших мест Вологодской области, чтобы отдыхать там с семьей.

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 07 от 18 февраля 2014 года



Гущин Д. Д.