На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Форма женщине к лицу

Уроки обществознания — это разговор обо всем на свете

Учительская профессия в ее судьбу вошла как-то сама собой, просто не захотелось расставаться со школой, и все. Говорит, не представляла себя без школы, впрочем, сейчас еще больше не представляет. Нравится, как живет школа, нравится готовиться к новому учебному году. Ведь когда старый год заканчивается, его, как большую, толстую, исписанную тетрадь, можно закрыть и отложить в сторону, чтобы опять, в который раз, начать новую: что-то необычное подготовить к наступающему 1 сентября, что-то изменить, придумать, улучшить. «Есть в этом какая-то приятность для меня», — говорит, улыбаясь, Елена Валерьевна Клейменова, учитель истории и обществознания Многопрофильного кадетского корпуса города Тамбова, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Тамбовской области.

С первых минут знакомства, увидев ее в летнем светлом сарафанчике, такую мягкую, улыбчивую, ласковую, определяю Елену Валерьевну как очень женственную, нежную и чрезвычайно обаятельную молодую женщину. А чуть позже прихожу в полное изумление от того, как все эти замечательные женские черты соотносятся с командирским, когда надо, голосом, стремлением к полному порядку как в отдельных конкретных делах, так и в целом в жизни, а самое главное — любовью и уважением к воинской дисциплине и всему военному. Говорит, если бы была мужчиной, то наверняка стала бы военным. Хотя в семье профессиональных военных нет, зато учителей несколько. Но бабушка с дедушкой прошли войну, и, как думает внучка, она, наверное, в бабушку, которая тоже всю жизнь боевая и активная. «Я люблю построить, организовать! А мальчишкам это нравится...»

Когда Елена Клейменова впервые переступила порог кадетского корпуса, впечатление испытала потрясающее: перед ней вытянулся в струнку старшеклассник в форменном берете: «Здравия желаю! К кому вас проводить?..» Вокруг все было так строго, по-военному, и в то же время спокойно, основательно, аккуратно и чисто. В то время по телевизору как раз шел фильм «Кадетство», кадры из фильма словно наложились на реальную действительность — получилось довольно романтично. И хотя приглашали ее в кадетский корпус всего на полставки историка на время замещения ушедшей в срочный отпуск учительницы, Елена решила, что постарается здесь остаться надолго. По окончании учебного года так и вышло: директор корпуса Николай Егорович Хворов, человек уважаемый и опытный, предложил Елене Валерьевне остаться на полную ставку. Для молодой учительницы это стало и похвалой, и победой над собой, потому что очень нелегким оказался ее первый учительский рабочий год. Выпускной 11-й класс, ни одной девочки — только ребята, предмет — не история, по которой у нее квалификация, а обществознание, а это означает изучать все практически заново. Предмет не из легких, включает пять наук — социологию, политологию, экономику, право, философию, но: «Я уже все свое время посвящаю обществознанию, — говорит Елена, — и это очень меня интересует и очень нравится!»

Но тогда, в первом своем выпускном одиннадцатом, она по вечерам плакала дома, оттого что не получалось, а один раз даже в школе не выдержала. Попросила одиннадцатиклассников оценить таблицу на доске, на что ей тут же ответили, что уже все оценили, и оценкой довольны: «90-60-90!» Она на тот момент была на шесть лет старше своих одиннадцатиклассников-кадет и на такой комплимент, произнесенный некстати, обиделась. Потом, конечно, помирились, но мальчишки весь год не оставляли ее своим вниманием: то домой предложат проводить, то цветы подарят. Теперь они уже оканчивают военные училища, некоторые до сих пор звонят, рассказывают о своих успехах и поздравляют с 8 марта.

А ее сегодняшние выпускники вспоминают, как пять лет назад, когда Елена Валерьевна первый раз зашла к ним в седьмой класс, они боялись ее — строгую, серьезную. Пришла и сразу: «Отставить! Смирно!..» Но так уж заведено в кадетском корпусе: военный язык, рапорты. Все в форме, и взрослые должны соответствовать, даже у преподавателей своя форма. Утро начинается с приветствия. Звенит звонок, на середину класса выходит дежурный: «Группа, встать!» Все встают. «Становись!» Выстраиваются в затылок. «Смирно!» Потом дежурный рапортует: «Товарищ преподаватель, 53-я группа к уроку по обществознанию готова! Дежурный — кадет такой-то». В корпусе не классы, а группы, 7-й «А» — это 11-я группа, а 11-й «В» — 53-я. Преподаватель поворачивается к классу: «Здравствуйте, товарищи кадеты!» Они в ответ: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» — «Вольно, садись, начало занятия».

Не в тягость ли парням весь этот военный антураж? Даже наоборот, они еще и обижаются на тех преподавателей, кто общается с ними без необходимой военной нотки. Например, Елене Валерьевне говорят, что, несмотря на молодость, она поступает правильно и соблюдает всю эту «военщину», и это очень хорошо. Потому что за этим они сюда и учиться пришли. Точнее, в том числе и за этим тоже.

— Я себя не представляю в другой школе! — говорит Елена Валерьевна. — Мне здесь все нравится, особенно этот военный уклад.

Ее главный комплимент: «Отлично организовано, почти по-военному!» Говорит, да, действительно, это ее любимое выражение. Нравится ей, когда все четко, во всем порядок.

— Я сама люблю планировать, даже, возможно, чересчур сильно все планирую, — рассказывает Елена Клейменова. — Что делать, если не срабатывает и запасной план? Там идет импровизация. Но у меня чаще получается, когда действует запасной план, а не импровизация. У учителя обязательно должен быть запасной вариант! Например, если часть детей снимают с урока, что будем делать с оставшейся половиной класса? У нас отличное компьютерное оборудование, интерактивная доска, мы включаем ноутбук и смотрим, например, серии «Романовы» или видеоролик о том, как проходят выборы. Учитель не может позволить себе плыть по течению. Запасной план должен быть, даже лучше несколько планов. Потому что в одиннадцатых классах в параллели все четыре класса разные. Кто-то, как печка, в которую надо постоянно подбрасывать поленья! У нас «пограничники» в этом году такие были, 53-я гуманитарная группа: им постоянно подавай что-то новое, и мы очень много с ними успевали! Этот класс традиционно курирует ФСБ, и мальчишки туда служить уходят. А вот 11-й «Б», то есть 52-я, больше нацелены на физику и математику. Там общий кругозор надо расширять, обществознание в соответствии с базовым уровнем, и больше примеров из жизни. А 51-я — очень сильный класс, хотя официально математический, но не меньше способны и к гуманитарным наукам, им можно дать и теорию на уровне, и практические задачи по праву, и анализ ситуации. Вводим политминутки, обсуждаем ситуацию в мире... Обществознание — предмет, на котором можно говорить обо всем на свете, что мы и делаем.

Елена Клейменова родом из Ржаксинского района, это в ста километрах от Тамбова. Оканчивала сельскую школу, поэтому, как сама говорит, отлично понимает молодых кадет: как это — ездить домой на один выходной или как жить, подолгу не видя родителей. Мальчишки на учебу в корпус поступают в седьмой класс, довольно еще маленькими, приезжие из районов живут в кадетском общежитии — и на обед строем, и на самоподготовку, потом спортивные секции, а по желанию музыкальные занятия. К десятому классу вырастают в настоящих орлов-молодцов, которые, между прочим, не постесняются озадачить молодую учительницу каким-нибудь заковыристым вопросом (а как же иначе!). Например, вы за смертную казнь или против, или почему президент не применяет военную силу на Украине, когда там наших русских убивают?! А потом, выслушав ее ответы, обязательно упрекнут, что она им отвечает с позиции правоведа, хотя сама, как обычный человек, думает по-другому. Дети сегодня смелые, откровенные, а уж парни, которые собираются поступать дальше учиться Родину защищать, тем более. Правда, и за это им можно многое простить, они еще умеют сочувствовать и сопереживать. Когда Елена Валерьевна в конкурсе участвовала, сначала на области, а потом на России, они ее ни на день не забывали: «Как вы, как ваши успехи? Мы за вас! Мы с вами!..»

А для нее тогда, на конкурсе, самым сложным оказалось суметь провести урок в чужом классе, мало того, в классе, где за партами сидят не только мальчики, но и девочки. Оказалось, что там все по-другому! Областной этап проходил в Мичуринске, и она сначала решилась поговорить с мальчишками из местного лицея для одаренных, где потом проходили конкурсные уроки: как у них принято вести себя, как приветствовать учителя. Оказалось, что в обычном штатском учебном заведении никто при появлении учителя по стойке смирно не вытягивается, хором «Здравия желаем!» не кричит, а просто все молча встают. Елена чего-то такого ожидала, но очень удивилась молчанию: почему молча? Это же неудобно, неправильно! Ведь когда перед началом урока кадеты хором произносят: «Здравия желаем, товарищ преподаватель!» — сразу все видно, кто в хорошем настроении, а кто каши мало ел с утра! А если все молчат: молча встали, молча сели, — тут не поймешь, в каком настроении ребенок.

— А приходилось ли вам как-то сдерживать или переделывать себя, когда вели урок в смешанном классе? Покомандовать по привычке не хотелось?

— Нет, со всеми трудностями более или менее справлялась, жюри, конечно, виднее было. Наверное, излишне мягковата была, со своими я все-таки построже. Но вообще я адаптируюсь быстро и подстраиваюсь под любую ситуацию. Считаю свою стрессоустойчивость плюсом. А минус — сильно растворяюсь в детях и иногда забываю про время на уроке. Стремлюсь все объяснить так, чтобы они обязательно запомнили!

У меня, кстати, после конкурса изменилось немного отношение к преподаванию. Мне стало страшно подвести моих ребят, мой класс, и я стала больше за них переживать. Теперь мне главное, чтобы они поступили, чтобы у них сложился удачно выбор жизненного пути, и в этом я вижу свою задачу. Самой что-то сделать просто, но труднее научить другого!..

Говоря о плюсах всероссийского этапа, проходившего сначала в Подольске, Елена Валерьевна с теплотой вспоминает то положительное отношение, которое испытали на себе все участники.

— Там мне все очень понравилось — настолько четко организовано! И в то же время с большим вниманием и заботой. Очень дружественная обстановка, я смогла пообщаться почти с 50 участниками, и это здорово! Там была организована комната отдыха, где все мы могли попить чай, поговорить, обсудить наши проблемы и посоветоваться.

За время нашего с Еленой разговора мы не раз возвращались к теме, каким должен быть современный учитель. Если суммировать, получилось у нас вот что. На первом месте — гибкость, умение реагировать по ситуации. Нельзя один стиль выработать для всех, нужно видеть класс, но для этого нужен опыт. Второе — разговаривать с детьми на понятном им языке. Это тоже бывает сложно, особенно для возрастных учителей. Несмотря на то что все мы сегодня много говорим о том, как учитель должен учить ребенка добывать знания и обрабатывать информацию, первое дело учителя — уметь объяснить, донести до ребенка материал. Третий момент — опережать своих учеников в знаниях. Особенно это касается современной техники. Если ты знаешь, что такое и для чего айфон или айпад, значит, ты из их поколения, значит, тебе можно довериться и даже рассказать о какой-то своей проблеме.

Конечно, это далеко не все, что необходимо современному учителю. Каждый может добавить что-то свое, так что добавляйте.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 25 от 24 июня 2014 года



Гущин Д. Д.