На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Вечное движение

Владимир Кильдюшкин предпочитает не останавливаться на достигнутом

«Владимир Михайлович — хороший наставник, отличный учитель и самый лучший классный руководитель!» — ни секунды не раздумывая, заявили Андрей и Таня, влетев в учительскую и едва услышав мой вопрос. Это мнение разделяют не только ученики Владимира Кильдюшкина, но и его коллеги. А главное, точно так же отнеслись к молодому педагогу 121-й самарской школы члены жюри конкурсов «Учитель года Самарской области – 2013» и «Учитель года России».

Директор 121-й школы Татьяна Владимировна Моргунова, а с ней я встретилась раньше, чем с Владимиром, рассказала начало победной истории. Шесть лет назад Владимир попросился к ним в школу. Никто тогда не предполагал — ни руководство школы, ни сам молодой человек, — что из дополнительного заработка работа в школе превратится в дело всей его жизни.

— Началось все с районного конкурса. От нашей школы в этом этапе принимали участие три учителя. Среди 30-40 педагогов Владимир стал лучшим, показав блестящий открытый урок. Затем последовали городской и областной туры, в которых Владимир тоже проявил себя с лучшей стороны. Мы видели многие конкурсы, болели за него, но победы, честно сказать, не ожидали, — признается Татьяна Владимировна. — Понимали: мало шансов, что лучшим учителем признают молодого педагога. Чаще призерами становятся опытные учителя. Но жюри увидело во Владимире большой потенциал, чему мы невероятно рады. Конечно, гордимся этой победой.

Я спросила у Татьяны Владимировны, чем, на ее взгляд, Владимиру удалось завоевать симпатию жюри, уважение и поддержку коллег? Ответ был для меня неожиданным: «Как ни странно, в первую очередь во Владимире привлекает его скромность. Он удивительно трезво себя оценивает, рассчитывает свои силы, правильно реагирует на замечания, в том числе критического характера, и старается извлечь из всего уроки. Кроме того, Владимир самостоятельно осваивает горы литературы по методике преподавания истории, анализирует их, потому и добивается высокого результата. Настойчиво идет к своей цели, не наступая при этом на головы окружающих».

Из беседы с Владимиром выяснилось, что его родители не имеют отношения к образованию. Мама — программист, папа — строитель. Детство и школьные годы Владимира прошли в Тольятти. Сначала он учился в школе по месту жительства, в старших классах перешел в 35-ю гимназию, одну из лучших в городе. Гимназия в то время имела валеологический профиль. В параллели было три класса, два из них — медицинские. Многие выпускники без проблем поступали в профильные учреждения и сегодня успешно работают в медицинской сфере. Сестра Владимира, окончившая гимназию двумя годами ранее, тоже стала врачом.

Владимир же учился в классе гимназической направленности, который никакого отношения к медицине не имел. Среди предметов, которые особенно нравились Владимиру, кроме истории и обществознания оказалась математика. Он и сегодня относится к математике с большим уважением: «Ошибаются те, кто считает гуманитариев нулями в точных науках».

— С учителями мне очень повезло, — признается Владимир. — Большое влияние на меня оказали учителя по истории как в школе, так и в гимназии. И вот такое совпадение: и ту и другую зовут Ольга Павловна. Ольга Павловна Степанова, кстати, теперь уже не учитель 35-й гимназии, а директор колледжа при Волжском университете имени В.Н.Татищева. Став преподавателем, я часто вспоминаю уроки моих учителей — они являются для меня неким эталоном, стараюсь к нему стремиться.

Будучи абитуриентом, Владимир не думал об учительской карьере. Выбрал истфак (и, кстати, еще ни разу о выборе своем не пожалел), хотя не представлял, где могут пригодиться его исторические знания. Родители были удивлены: им хотелось, чтобы сын получил более прикладную специальность, с которой было бы легче устроиться на работу и получать достойную зарплату. Удивились, но отговаривать не стали — уважали выбор сына. Владимиру же так понравилось учиться, что, окончив истфак университета, он поступил в магистратуру Самарского филиала Московского педагогического университета по специальности «управление образованием» и в мае этого года успешно ее окончил. Сейчас учится по президентской программе «Управленческие кадры». Занятия каждый день с половины седьмого до половины десятого вечера. Домой Владимир приходит около десяти. А на работу уезжает в семь утра. Признается, что времени едва хватает на сон.

— Конечно, хочется уделять больше внимания детям. Однако учебу оставлять не планирую. Уже сейчас я знаю, где буду получать следующее, четвертое по счету, образование, -делится Владимир.

— Вы из тех людей, которые всю жизнь предпочитают учиться?

 — Безусловно. Но меня привлекает не сам процесс учебы. Он-то как раз требует много сил и времени. Но результат того стоит. Хотя и университетская жизнь мне нравилась. Это было веселое время. С моей женой мы учились в одной группе. Жили вместе в общежитии, а в начале пятого курса решили пожениться.

Поработать вместе супругам Кильдюшкиным пока не удалось. Когда окончили университет, родилась старшая дочка. Через три года — вторая. Несмотря на то что по специальности Вера — так зовут жену — еще не работала, она активно помогает Владимиру во всем, что касается их общей профессии, да и весь дом держится на ней. Владимир благодарен жене за чуткость и понимание.

Если б не мудрость Веры, неизвестно, как бы все сложилось. Тяжелее всего было первые три года. Владимир разрывался между школой и спортклубом (работал тренером по фитнесу), но денег катастрофически не хватало. Лишь когда его назначили заместителем директора по воспитательной работе, появились какие-то надбавки. Сейчас Владимир зарплатой доволен, считает ее достойной и адекватной нагрузке. А вначале, как и всем молодым педагогам, ему было трудно во всех отношениях.

Задаю Владимиру традиционный вопрос о том, каким ему вспоминается первый урок.

 — Первый урок запомнился на всю жизнь. Он получился довольно комичным... Тогда мне поручили вести занятие по предмету с каким-то размытым названием, основы жизненного самоопределения, что-то вроде того... Я очень плохо представлял, о чем вообще я должен говорить, в учебнике по этому предмету рассказывалось про вступление в половую жизнь. Я был старше учеников года на 4, и рассказывать про половое взросление мне совсем не хотелось. Представьте всю неловкость моего положения, когда я обнаружил, что в классе сидят только девочки. Минуты через три мальчики все-таки подошли, но урок и правда получился казусным...

Как многие начинающие учителя, Владимир столкнулся с полным неумением выстраивать урок. Методика в университете преподается, но только теория. Практики не хватает. Владимир уверен, что практика, которая дается студентам даже педагогических вузов, совершенно недостаточна для того, чтобы прийти и уверенно себя чувствовать в классе. По его мнению, период адаптации затягивается именно вследствие недостатка практики.

— Когда пришел в школу, вообще не понимал, что такое урок, как его построить. То, что было у самого в школе, уже позабылось, новых же знаний не хватало. Поэтому первые уроки были больше похожи на лекции. Такого быть не должно.

Вот здесь как раз пригодились уроки любимых школьных учителей. Владимир чувствовал: то, что делает он, далеко от совершенства. Это заставляло его двигаться дальше, искать другие подходы к преподаванию. Сначала он просто штудировал литературу по методике, потом начались конкурсы, которые много дали в методическом плане. Пришлось обдумать и сформулировать свою систему, презентовать ее.

— Безусловно, сыграло большую роль, что я попал именно в эту школу. Специалист Департамента образования по кадрам посоветовал мне 121-ю, потому что там была вакансия историка и потому что там (цитирую) «замечательный директор».

Владимир убедился в справедливости этих слов в первые же дни работы. Он действительно получил неоценимую методическую помощь и от Татьяны Владимировны, и от других коллег, которые приходили на уроки и тактично направляли, по-доброму советовали. По мнению Владимира, молодые люди уходят из школы, когда не получают должной помощи от опытных учителей. Ведь не важно, есть опыт или нет — спрос с учителя всегда высокий. Не интуитивно же искать верное направление?

Несмотря на то что кураторство отменили, в 121-й школе оно негласно действует. По решению педсовета к молодому педагогу прикрепляется учитель, который контролирует деятельность новичка. Делается это отнюдь не для того, чтобы искать недостатки, а для того, чтобы помогать и подсказывать. Для начинающего педагога организационные вопросы становятся проблемой в первую очередь. Непонятно, как работать с журналом, где и что записывать, даже самые элементарные вещи требуют помощи. Владимир теперь и сам охотно помогает молодым коллегам, потому что знает, насколько важна помощь на первых порах.

Участие в конкурсе стало важным этапом в жизни Владимира, заставило о многом задуматься. В том числе о том, что в жизни необходимо постоянно расти, учиться, познавать новое. Прошлая весна оказалась для молодого учителя довольно напряженной: заключительный этап конкурса, защита диссертации по магистратуре, конкурс Министерства образования. Но останавливаться Владимир не собирается. Планы на будущее у него грандиозные.

— Столько идей, которые хотелось бы реализовать! Конкурс дал возможность посетить многие московские учебные заведения, в том числе школу Ямбурга, которая произвела на всех нас огромное впечатление. Евгений Александрович не только заразил своей харизмой, но и указал правильный вектор развития. Захотелось тоже создать то, что бы действительно отвечало запросам современного общества, было актуальным и востребованным. С одной стороны, неплохо, что школа консервативна. С другой стороны, в чем-то она стала архаичной. Меняется общество, меняются социально-экономические условия жизни, а школа как была, так и остается во многих чертах советской. Необходимы новые подходы к ребенку. Не кнут и пряник, а совершенно абстрагированный от этого подход. Появляются определенные мысли на этот счет. Уверен, что образование, которое сейчас получаю, поможет мне создать какой-то интересный проект. Надеюсь, у меня будет возможность этот проект реализовать.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 02 от 14 января 2014 года



Гущин Д. Д.