Достояние Колымы
Конкурс — это маленькая жизнь
Фразы «приезжайте к нам на Колыму» от Наталии Леонидовны Карповой я так и не дождалась. Преподаватель истории и обществознания магаданской гимназии «со счастливым» номером 13, победитель областного тура «Учитель года – 2013», она неисправимая оптимистка с прекрасным чувством юмора и, конечно, человек гостеприимный. Как и большинство жителей Колымы. Но избитых шуток про свой край не любит.
Шутки в сторону
Что приходит на ум большинству россиян при слове «Колыма»? Лагеря, холода... А Наталия Карпова слышит, как журчит главная река Магаданской области, видит, как она красива — особенно за городом, где холодная вода по берегам образует многолетние наледи, которые небо красит в ослепительно синий цвет.
За городом, это совсем недалеко. Население Магадана, до которого можно добраться только самолетом, всего 100 тысяч жителей. Обойти его несложно за час-два, а сопки вот они — за домами. С друзьями Наталия Леонидовна забирается в самые дальние уголки области: путешествия по краю ее хобби. Давно убедилась: только в Магаданской области можно увидеть самые большие на побережье птичьи базары. А где есть еще такой экзотичный водоем, окруженный горными лиственными склонами, с таким романтичным названием — озеро Джека Лондона? Осталось на Колыме, понятно, «наследие» советской эпохи — заброшенные лагеря с сохранившимися бараками и смотровыми вышками. Но сохранились и удивительные древнекорякские поселения Атаргон, Варганчик, Орочан.
Правда, туда учитель истории детей в походы не водит, лишь по окружающим город сопкам: колымские медведи как раз не шутки. Рожденная на Украине, Карпова ничуть не завидует тем, кто живет в теплых краях. Из окна ее дома тоже видно море — Охотское, самое холодное в Тихом океане. Причем видно его круглые сутки — в Магадане, находящемся почти на той же широте, что и Санкт-Петербург, тоже ночи белые. А про вечные холода даже обидно, на Колыме, конечно, нередки «морозные каникулы»: младшим школьникам дозволяется не посещать занятия при минус 50 градусах мороза. Зато летом бывает до 35 градусов жары!
Но самое главное достояние Магаданской области — конечно, люди: знаменитые и не очень, большие и маленькие. Видимо, они и сумели внушить южной девочке любовь к вечной мерзлоте, оказавшейся благодаря им такой теплой. Наташа училась в трех школах, и во всех ей везло с учителями. Особенно с учителями истории — науки, которая ее интересовала с детства. Почему, откуда взялась эта тяга? (Она единственный гуманитарий в семье!) Наверное, земля такая — историческая и таинственная. Поступая в Северо-Восточный государственный университет, Наталия выбирала науку, а не профессию. Но, проведя урок краеведения на первой же практике, поняла, что все-таки лучшие люди на всех землях на свете — дети. Студентку, слегка трясущуюся и заикающуюся от страха, они встречали с такой радостью и слушали с такой благодарностью, что другого места работы, кроме школы, она уже и представить себе не могла. За восемь лет работы было, конечно, разное, но никогда — разочарование. Всегда спасали все те же неистребимый оптимизм и чувство юмора. Отличнице Карповой, которой университет до сих пор гордится (весть о ее победе на конкурсе «Учитель года» до сих пор висит на его сайте), поначалу казалось, что все вокруг нее должно быть идеально.
— Я же пришла в школу, чтобы сделать лучше детей и детям, — говорит Наталия Леонидовна. — Но не сразу поняла, что «лучше» — у каждого свое. Даже если десяти человекам мой урок нравится, для одиннадцатого надо искать другой подход. Главное — не только понять каждого, но и суметь договориться с каждым. Это трудно — почувствовать, принять и полюбить всех, но к этому и должен стремиться учитель.
Недостаток ребенка — его достоинство
Нынешние одиннадцатиклассники 13-й гимназии — первые для Карповой. С ними она проводила свои первые уроки, уже будучи не студенткой, а учителем. Они же стали ее «классными детьми». Успеваемость хромала, и Наталия Леонидовна стала разбираться с каждым.
Оказалось, что проблемы в учебе в основном обусловлены трудностями жизненных ситуаций. Павел стал прогуливать уроки, потеряв отца, с которым поддерживал отношения после развода родителей. В семье матери готовились к появлению второго ребенка, и мальчик ощущал себя ненужным. Катя из-за образа жизни родителей оказалась в приюте, где прожила почти два года, продолжая учиться в том же классе. Не могла больше слышать, когда окружающие рассказывали про дом, которого не было у нее, — начались ссоры, конфликты.
Наталия Леонидовна встречалась с родителями Павла, привлекла психологическую службу гимназии: психолога, специалиста по семейным вопросам. У Кати вместо мамы были воспитатели приюта, и классный руководитель проложила дорогу туда. Сейчас девочка живет в детском доме постоянно, но Наталия Леонидовна звонит и навещает свою, казалось бы, уже бывшую воспитанницу.
— Что значит бывшую? — удивляется. — Это мои дети. Основной задачей своей работы как классного руководителя считаю педагогическую поддержку подросткам в их социальной адаптации. Личностно ориентированный подход стимулирует развитие и саморазвитие личностных качеств ребенка на основе общечеловеческих ценностей. Я стараюсь придерживаться правила «Недостаток ребенка — это такое его достоинство, которому мы не нашли применения». Для ребенка важно услышать от педагога «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рад, что ты попробовал это сделать», «У тебя все получится».
Ежегодно с психологической службой гимназии Наталия Леонидовна проводит анкетирование, выявляя «точки» тревожности. Вместе мониторят социальную зрелость школьников: изучают уровни проявления формирующегося характера подростка — любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели. Диагностируют мотивацию учебной деятельности.
— Благодаря этим исследованиям у меня есть возможность совместно с учителями-предметниками создавать ситуацию успеха для моих воспитанников, смягчать отрицательные эмоции, связанные с учебной деятельностью, — объясняет классный руководитель. — Кроме того, мы делаем диагностику успешности воспитательной работы в классе. Это помогает мне правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значит, вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала достижению поставленной мною цели.
Наталия Леонидовна уверена, что каждый учитель хоть раз в жизни должен поработать классным руководителем. Вместе со своим классом она растет и учится у него. Учитель ведь, по ее мнению, это не просто предметник. Цель и уроков, и классного руководства одна: воспитать гармонично развитую личность, способную к саморазвитию. Важной частью своей работы считает развитие навыков самостоятельности, умения сделать выбор и нести ответственность за него.
Наталия Леонидовна считает, что ее задача не учить, а помогать детям учиться. Одно из любимых выражений — слова английского политика Бенджамина Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства». Собственное богатство учитель передает не только детям, но и будущим педагогам, сотрудничая с Северо-Восточным государственным университетом: студенты проходят практику под ее руководством. Наталия Леонидовна, впрочем, уверена, что все это заслуга родной школы, в которой работает, в которой училась. Как выяснилось, традиция наставничества в педагогическом коллективе 13-й гимназии сплачивает и детей. Одиннадцатиклассники Карповой давно перемешались с параллелью, где классным руководителем Наталья Васильевна Юрченко — у нее она перенимает опыт управления классом на совместных праздниках, мероприятиях и просто посиделках.
На уроках Наталии Леонидовны дети не зубрят даты. Они спорят, доказывают, выдвигают версии — оттачивают умение высказывать собственное мнение.
— История развивает ум и сердце, — считает она. — Моя задача — добиться единения мыслей и чувств ребят. Это значит научить анализировать, размышлять и... действовать.
Ребята придумывают веселые праздники, спортивные и интеллектуальные состязания, участвуют в общешкольных мероприятиях и фотомарафонах. Для каждого учитель старается создать свою минуту славы. Впрочем, почувствовав себя успешными людьми, они не ищут фанфар — хотят помогать людям. Каждый год ученики Карповой участвуют в научных исследованиях и олимпиадах, пытаясь внести свою лепту в историю страны и родного края, открывая новые грани в судьбах земляков. Урок с участием героев блокадного Ленинграда растянулся на три с половиной часа, и ребята его не забыли — многие теперь ходят в гости к ветеранам. А недавно юная художница Юля Гудкова, посмотрев из своего окошка, как рабочие закрашивают надпись на соседнем доме, пришла в ЖЭК с предложением разрисовать изуродованные фасады собственными рисунками. Юля собирается быть педагогом. И хотя Наталия Леонидовна считает, что в этом нет ее заслуги, наверняка тут сыграло роль и ее отношение к профессии.
— Я поняла, что лучшее в нашей профессии: возможность изменить мир. Пусть не весь, пусть только его маленькую часть, но я могу помочь детям стать добрее. Они помогут другим. А вдруг кто-то из них станет президентом?
Может быть, странно, но Наталия Карпова не мечтает стать не только президентом, но и директором школы. Она хочет быть учителем, видя в детях отражение своих мыслей и радуясь их успехам, которые, конечно же, и ее успехи. Она не охает по поводу нынешнего поколения, считая окружающих ее детей хорошими и думающими людьми. В своих коллегах Карпова не сомневалась, но конкурс «Учитель года» помог и в них открыть новые грани — творческие и душевные.
— Конкурс — это маленькая жизнь, перевернувшая мою, — говорит она. — Я увидела множество людей, любящих свое дело. А это значит, что мы действительно можем сделать мир лучше.
|