Энергия счастья
Критическое мышление помогает стать совершенным
Ученики Оксану Станиславовну обожают, родители ценят, коллектив уважает, сыновья слегка опекают. Рядом со своими взрослыми мальчиками Леонидом и Станиславом мама смотрится совсем юной. Возраст за ней просто не успевает. Сидеть без дела в ее присутствии невозможно, хочется строить, созидать, немедленно улучшать мир. Она входит в состав управляющего совета школы, занимается экспертизой аттестации педагогов и олимпиадных работ учеников района, работает в Шелеховской территориальной избирательной комиссии, администрирует и наполняет контентом школьный сайт, участвует в учительской команде КВН, в профессиональных конкурсах: премия губернатора Иркутской области за высокие достижения в педагогической деятельности — лишь малая толика ее трофеев.
Ничто человеческое...
Успевает еще заниматься фитнесом. Говорит, спорт не только возможность поддерживать себя в хорошей форме, но и общаться с новыми людьми. Теперь Горностаева еще и заядлый автомобилист — за победу на региональном конкурсе «Учитель года – 2013» правительство области наградило ее новеньким автомобилем «Hyundai», который она немедленно освоила. И так дома бывает редко, а теперь и вовсе ищи ветра в поле! Все время что-то придумывает со своими ребятами из 6-го «Г», где она классный руководитель. Они заядлые путешественники — были и в Темной Пади, и в Большом Голоустном, и в экологическом центре Большого Луга. Ее прошлый выпуск — сплошь театралы, не пропускали ни одной премьеры Иркутского драматического театра, поддерживали местные спектакли, и своим участием в том числе, народного театра миниатюр «Чапля». Его звезды Сергей Новосад и Михаил Аргунов ныне стали один — студентом Школы-студии МХАТ, другой хоть и учится в Высшей школе МВД, но активный член ее команды КВН. Ну и, конечно, без детей Горностаевой не обходится ни один праздник — ни школьный, ни городской.
— Мы просто поражаемся силе и выдержке, вниманию и пониманию Оксаной Станиславовной каждого ребенка, — говорит Алина Ситникова, мама одного из выпускников Горностаевой.
На самом деле и фейерверкам ничто человеческое не чуждо. Бывает грустно, скучно и все не так...
— Иду на работу мрачная... Но вот одно детское «Здравствуйте», второе, третье... И я уже другая — энергичная, позитивная и готовая к выполнению самых трудных задач. На мой взгляд, дети — лучшее, что есть на этой планете. Веселые, жизнерадостные, умеющие прощать и удивляться. Я понимаю свою ответственность за каждого из них и все время повторяю слова Дугласа Мэллока: «Если ты не можешь быть сосной на вершине холма, будь маленьким деревцем в долине. Но только самым лучшим деревцем. Будь кустиком, если не можешь быть деревом. Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику... Если ты не можешь быть капитаном, кто-то должен быть и матросом. Для всех найдется работа на корабле жизни, только найди свое дело... и старайся быть лучшим!»
Голограммы не хватает
Оксана Горностаева, где она работает 20 лет, тоже не сразу нашла свое дело. Окончив школу, выбрала перспективный путь экономиста. Но, проучившись год в Иркутском институте народного хозяйства, поняла, что всю жизнь считать деньги скучно. А историю она всегда любила, потому, не сомневаясь больше, отправилась в государственный университет. Причем сначала попала в группу истории КПСС — традиционно выпускники истфака этой специализации становились резервом для формирования чиновничества. Но уже через год коммунистическая партия перестала существовать. Поэтому чиновником Оксана Станиславовна не стала тоже, о чем ничуть не жалеет. Попробовала, несколько лет назад выиграв конкурс на замещение должности директора информационно-методического центра, — и не смогла: захотелось домой, в школу, чтобы жизнь кипела и бурлила. К любимому учебному заведению, куда пришла сразу после вуза, привязана нежно. В анкете конкурса «Учитель года» в строке «Если бы я был министром образования, то...» Оксана Станиславовна написала: «Обязательно бы отремонтировала бассейн в нашей школе».
Успеваемость и посещаемость за три последних учебных года по ее предметам 100%. На ее уроках спорят до хрипоты, размышляют о будущем и плачут о судьбах мира. Единственное, чего там не бывает, — скуки. Она использует самые разные активные и интерактивные методы — дискуссии, мозговые штурмы, кейсы, проектирование, дебаты, оргдеятельностные игры, делиберацию.
— Воспитание компетентного человека — главная конечная цель образовательного процесса, — говорит учитель. — Поэтому и стараюсь воспитать личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию. Развиваю у школьников креативное мышление, навыки самоанализа, рефлексии, критической самооценки. На уроках часто использую групповую форму работы, потому что считаю совместное изучение темы эффективным средством получения знаний. Как учит нас известная китайская мудрость: «Я слышу — и забываю, я вижу — и запоминаю, я делаю — и понимаю».
Одна из любимых технологий развития критического мышления — «Дебаты». Ребята сходятся в словесных сражениях на самые разные темы: «Нужен ли комендантский час для несовершеннолетних?», «Обязательно ли голосование?», «Взрослые всегда правы?», «Аборты: за и против».
— Эта технология позволяет сформировать свое мнение по самым разным актуальным проблемам, учит цивилизованно отстаивать свою позицию, слушать и слышать своих оппонентов, — объясняет Оксана Станиславовна. — В 2012 году, представив ее на районной педагогической конференции, я получила диплом лауреата.
Еще один активный вид деятельности с детьми — проекты. Творческие чаще носят воспитательный характер, исследовательские — учебный. Социальный проект «Сад моего детства» разработали пятиклассники, превратив пришкольный участок в оранжерею. Любовь учителя к школе отражается в ее детях. Один из них, Глеб Майоров, написал в эссе «Школа моей мечты»: «Вдруг перед доской появляется голограмма, и мы с ее помощью становимся участниками Бородинского сражения, о котором повествует нам преподаватель... Мы смогли проследить за ходом всего сражения и увидеть, чем оно закончилось. Изучение материала с помощью голограммы очень поможет ученикам, ведь недаром народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
— Вот и я мечтаю, — смеется Оксана Станиславовна. — Интернет-технологии освоила, теперь надеюсь в ближайшем будущем использовать голограммы на своих уроках. Верю, что настоящий учитель, вооруженный только главным нашим ТСО — тряпкой сырой обыкновенной, может многому научить своих учеников, но только в том случае, если он любит профессию и детей, если он снова и снова готов учиться сам.
Мой голос решает все
Став членом Шелеховской территориальной избирательной комиссии, Оксана Станиславовна уже с полным основанием продолжила многолетнюю работу по повышению правовой культуры школьников. Разработала элективный курс «Знай свои права», который стал пользоваться большой популярностью среди детей, ведь он практический — ориентирован на знания, которые необходимы в повседневной жизни.
А уж классные часы Горностаевой, о которых знает весь Шелехов! Провела классный час «Мой голос решает все!» для детей и родителей. Такая у нее форма общения «триумвирата» — школы, детей и родителей, которых, по ее мнению, очень не хватает в образовательных учреждениях. В итоге 83% мам и пап, побывавших на этом мероприятии, приняли участие в выборах в Государственную Думу!
— Могу с уверенностью сказать, что мои дети — активные, ответственные, чуткие и способные поддержать человека в трудной жизненной ситуации. Они уже сегодня граждане с активной позицией. Горжусь тем, что умеют отстаивать свои права, радуюсь их готовности трудиться над своей жизнью. В работе руководствуюсь мудрым изречением Сократа: «В каждом человеке — солнце». Главной задачей ставлю развитие личности ребенка. Предпочитаю творчески подходить к организации воспитательной деятельности, с учетом личностно ориентированного подхода.
Сегодня Оксана Станиславовна классный руководитель 6-го класса, в 2012 году она выпустила своих первенцев. Малыши, по ее мнению, взрослые современные люди, поэтому жизнь класса строят по-взрослому и современному. Дружный 6-й «Г» свято хранит традиции 11-го «А». Они пока не министры, которые были среди старшеклассников Оксаны Станиславовны, она выстроила систему самоуправления классом в соответствии со школьной. Шестиклашки пока тянутся до «портфелей». Выпускают классную газету, шефствуют над ветераном Великой Отечественной войны, участвуют в волонтерском движении, собирают вещи для детского приюта. И в походы ходят не просто отдохнуть — на Байкале убирают мусор с берега, чистят кострища, мастерят своими руками озерные сувениры.
— Любой поход — это не только экстремальные ситуации, но и обязательное творческое дело, программа на сплочение коллектива. Мероприятия на развитие, командообразование провожу в системе, — рассказывает Оксана Станиславовна. — В день толерантности разработали акцию «Найди друга», в которой приняли участие все ученики нашей школы. Проводим ночные тренинги в школе на сплочение коллектива и повышение толерантности. К Дню учителя все ученики школы под руководством моих ребят рисовали знаки, символизирующие нашу школьную жизнь.
Оксана Горностаева считает себя счастливым человеком. Вокруг нее радостные лица детей. Она их делает такими, считая, что это несложно. Потому что для нее путь к счастью лежит через совершенствование себя. Конкурс «Учитель года» — еще одна серьезная ступень на этом пути.
— Все, что мы сегодня делаем, для чего живем, — это дети, любовь к ним! — считает она. — Очень важно их признание, это то, ради чего мы все пришли в профессию. Но не менее важно признание коллег. В прошлом году я побывала в Японии и убедилась, что наши иркутские школы оборудованы лучше, чем в Стране восходящего солнца! Например, в их классах я не увидела проекторов — вместо них на стенах висят обычные плазменные панели. И это в очередной раз наполнило меня гордостью за нашу образовательную систему.
|