Укрощение «ежиков»
Как оживить литературу?
Нельзя сказать, что Наталья Александровна Головко, победитель конкурса «Учитель года – 2013» Краснодарского края, в детстве любила книги. Она ими жила, она ими дышала среди стеллажей библиотеки, где работала ее мама. Взрослые шутя называли маленькую Наташу книжонком. А в школе ей немедленно дали прозвище Тележурнал «Хочу все знать».
Самый интересный собеседник
Вечная отличница Наталья Головко с детства хотела быть учителем, причем практически всех предметов. Химии и биологии, которыми увлекалась, стабильно выигрывая призовые места в краевых олимпиадах. Иностранного языка — художественные переводы с английского и сейчас одно из ее любимых занятий. А о преподавании русского языка и литературы не мечтала — странно мечтать о том, что всегда с тобой.
— У меня проблемы выбора не было, — рассказывает она. — Вместо детского сада ходила к маме на работу, читала с четырех лет, знала наизусть тьму стихов, учила изо дня в день куклу. Думала, окончу филфак, потом физмат, а естествознание, мой конек, заочно как-нибудь освою... Начала с филфака с правом преподавания английского. Это дало возможность учить детей русскому языку, литературе, русской словесности, английскому, МХК, еще и историю с обществознанием по необходимости вести приходится. Остальные дисциплины пока мечта, но удивляю учеников, помогая им решить задачку по химии или объясняя геометрические теоремы доступным языком... Считаю, что не должно быть узких предметников, в школе нужны люди разносторонние, тогда и ученикам понятнее, зачем столько предметов и заданий.
На филологическом факультете Ростовского государственного университета, который выбрала Наталья Александровна, она же Тележурнал «Хочу все знать», готовят не только словесников широкого профиля, но и журналистов. Ей давно уже не надо про себя ничего рассказывать — все про нее написали дети, ведь вместе с Натальей Александровной в средней школе №1 станицы Кущевской появился профиль «журналистика». Нынче в профильном классе Головко 12 человек, и у всех только отличные отметки. В районной газете «Вперед» ребята вместе со своим учителем раз в месяц делают страничку «Молодежный креатив». Юнкоры участвуют в региональных олимпиадах по журналистике, а одна из ее учениц, Альбина Петрова, два года подряд занимает первое место на конкурсе «Креатив Инициатив» в номинации «Интересный собеседник». Первое интервью у ребят, разумеется, с самым интересным и понимающим собеседником — любимым учителем. Впрочем, как и десятое, и сотое — ученики Головко к ней непременно возвращаются: за советом и с благодарностью. Что важнее — научить читать или научить жить? Такого вопроса Наталья Александровна себе не задавала. В городской школе, где работала студенткой, ей не понравилось, что воспитательная работа была мало кому интересна: действовал принцип «от звонка до звонка».
— То, что нынче дети принципиально другие, — это миф, — говорит Наталья Александровна. — Да, мои ученики отличаются от моих одноклассников — они не живут по принципу «...комсомол ответил: «Есть!». Но к школе они относятся более осознанно, стремятся быть самостоятельнее, иметь право на свое мнение не по шаблону. И на занятия ходят с позитивом, если имеют определенные интересы общения с учителями и одноклассниками. Нравится там, где понимаешь, что и зачем делаешь, приходишь других посмотреть и себя успешно показать — тогда есть интерес и удовольствие!
Уже в первый год работы в станице Кущевской Наталья Александровна успела занять третье место на краевом «Учителе года – 1996» и получить высшую категорию. Но главное ее достижение не в этом.
«Довольно быстро я про себя отметила: а ведь мы с нетерпением ждем уроков Натальи Александровны. Там всегда есть место доверительному разговору и неожиданному повороту событий. Мы никогда не знаем, что нас ждет в ее классе, и привыкли идти на урок с ожиданием интересного, нового, необычного. Визитная карточка ее класса — читающие дети, хоть кому-то это покажется несовременным в век компьютеров. А мы просто не можем не читать, когда у нас такой интересный собеседник!» — написала в статье о любимой учительнице девятиклассница Маша Шевкунова.
Боевое крещение
«Боевое крещение» молодой специалист с красным дипломом получила с помощью 9-го «Е» — двоечников вперемешку с трудными. Учителя называли их «ежиками» не из-за литеры класса, а из-за ершистости. Коллегу откровенно жалели: «Да они же читать сроду не будут! А ведут себя как? Попробуй таких повоспитывай». Наталья Александровна шла в класс, сжавшись, как пружина. Лихорадочно вспоминала что-то из педагогики про сосуд, который надо заполнить, и факел, что надо зажечь.
— Теперь по прошествии лет понимаю, что образование и воспитание — две стороны застежки-«молнии»: чуть где наперекос пошло, можешь больно прищемить пальцы, а то и вовсе разойдется, — рассуждает она.
Тогда на провокационный вопрос самого задиристого «ежика» «И зачем нам ваша литература?» просто улыбнулась. Рассказала им о тех книгах, которые любила в школьные годы: про их ровесников из «Завтра была война» Бориса Васильева и про страдания шекспировского Гамлета, про «Овода» и «Всадника без головы», про романы «Два капитана» Каверина и «Отверженные» Гюго... Читать «ежики» почти не умели. То есть буквы-то в слова кое-как складывали, а понимать и чувствовать никогда не пытались. Зато какие это были благодарные слушатели! Каждый урок она подбирала для них стихотворение, близкое изучаемой теме. Поначалу им понятнее были строки Асадова и Евтушенко, постепенно научились разгадывать ребусы Цветаевой и метафоры Тютчева... Молодая учительница хитрила: читала под конец урока самый интересный фрагмент из произведения, а потом, сетуя на звонок, просила закончить дома. Интрига срабатывала! Часто распределяла интересные эпизоды для домашнего чтения. Как ребятам хотелось прочитать свой отрывок на следующем уроке лучше всех! Готовились, подходили за советом.
Литературных героев «ежики» судили со своей колокольни. Онегин и Печорин им казались чужими и надуманными — приходилось долго рассказывать о мятежном поиске истины, романтическом двоемирии... А вот «Капитанскую дочку» и «Мцыри» приняли без лишних слов. Когда задала любимый отрывок из «Мцыри», мальчик из семьи беженцев сказал, что готов выучить всю поэму, если его кто-то будет слушать. Собрались после уроков, и он читал наизусть почти час. Когда «спотыкался», подключалась Наталья Александровна, но не с подсказкой, а со следующим фрагментом — получался уже диалог чтецов. На «чтение» пригласила коллег, работавших в классе, и многие впервые увидели «ежиков» пушистыми. Учительница химии задала провокационный вопрос: «Так вы осуждаете Мцыри или прославляете?» И читавший стихи мальчик поразил ответом: «Помните, мы недавно сочинение по картине «Христос и грешница» писали? Так вот, кто без греха, пусть бросит в Мцыри камень!»
...«Ежики» давно окончили школу, без медалей, но дружно, горой стоя друг за друга. До сих пор общаются и между собой, и с учителем. Как-то в парке Наталья Александровна слушала стихи местных поэтов. Лирика негромкая, а толпа шумела, суетилась. И вдруг раздался резковатый басок: «Люди, да тише вы, стихи же читают!» Оглянулась — тот самый бывший «ежик», который спрашивал: «Зачем нам ваша литература?..»
Читают все!
— Я не согласна с тем, что большинство школьников не читают книги, — считает Наталья Александровна. — Почему-то при опросах мало учитывают популярность электронных книг, аудиотекстов... Чтение меняет форму, это не трагедия, а штрихи к портрету времени. Что касается содержания чтения, нужно просто воспитывать вкус. К большой литературе надо идти малыми шагами, постигая эффект медленного узнавания, а не «проходить» все в суете школьной программы... Задачей сегодняшнего учителя вижу мудрое сопровождение к заветному пику красоты, при этом должно быть удовольствие от взаимного общения в этом необычном походе. Еще важно учить тому, что любишь и хорошо умеешь сам. Я много лет читаю стихи на разных сценах, на конкурсах всех уровней, люблю мелодекламацию, хорошее сопровождение видеоряда... Мои ученики во всех поколениях, начиная с 1991 года, к стихам относятся как к таинству: кто декламирует, кто сочиняет, а уж слушать точно умеют все. А интригу чтения сею маленькой хитростью: ежеурочными викторинами на знание интересных деталей, которых нет в кратком изложении, и рейтингами читательских талантов. В 5-6-х классах в это играют, в 7-8-х к этому привыкают, а к старшим классам по-другому не могут и не хотят. Ведь каждому интересно, чтобы его мнение было услышано, в нем разглядели нестандартный взгляд читателя, а без знания текста будешь чувствовать себя в стороне интересного действа, которым увлечены товарищи.
Каждый день Наталья Головко старается начинать с мудрых слов Симона Соловейчика: «Самовыражайся, учитель! От точки замерзания до точки омерзения — один шаг». Многодетная мама, заслуженный учитель Кубани, победитель ПНП «Образование», районных конкурсов «Самый классный классный», «Лучший конферансье» и «Деловая женщина», автор собственной методики курса «Русская словесность», одних из лучших во Всероссийском конкурсе материалов родительского собрания «Формула решения школьных конфликтов», Наталья Александровна совершенно уверена, что «в жизни нет таких вершин, что взять нельзя». Потому и пришла на конкурс «Учитель года» во второй раз. Впрочем, для нее важнее не взобраться на пик, а сделать на пути к нему пусть маленькие, но важные открытия.
— Не бояться учиться и меняться — это лучшее в нашей профессии, — уверена она.
Волнует учителя сегодня многое. Одних аббревиатур сколько: ЕГЭ, ГИА, ФГОС, УУД! Надо все время расти самому и в ученике видеть личность. Но Наталью Александровну это не пугает. Шаги на этом пути она давно определила. Расти личность, помогай ее самореализации. Даже терпя неудачи, не опускай рук, начинай новую борьбу за Человека. Буди креатив, любовь к познанию. Учи успешно общаться с людьми и миром. К радости филолога, в основе технологии критического мышления лежит работа с текстом через виды речевой деятельности: слушание, чтение, говорение и письмо. То есть в основе познания мира — текст, книга.
— Главное, — считает Головко, — не жалеть себя, а действовать вместе с учеником, помогая ему быть успешным не только в учебе, но и в жизни. Чтобы был он защищен от грязи твердым характером, чтобы умел сделать правильный выбор — книги, предмета, профессии, друга, семьи.
|