Явный — необязательно верный
Ни один выбор не бывает случайным
Однажды отличницу-старшеклассницу попросили посидеть на уроке у младших. Она и сейчас помнит тот урок. Смех второклашек, собственная неуверенность и облегчение от долгожданного звонка — все это показало, как значительна, трудна и, главное, важна профессия учителя. Ольга поняла — владеть вниманием детей трудно, зато как радостно смотреть в их глаза!
Поэт и математик
В судьбу Ольга Эдуардовна Власенко, учитель курганской гимназии №19, не верит. Верит в людей — жизненные примеры у нее были замечательные. Ее мама, заслуженный учитель РФ, вела физику, старшая сестра — математику, причем была еще и классным руководителем младшей. Они и сейчас работают в системе образования. От них Ольге Эдуардовне передались потребность в общении с детьми, желание видеть их горящие глаза в момент узнавания нового, а также стремление показать нужное направление движения по жизненному пути для тех, кто его пока не видит...
— Я учитель математики, — с гордостью говорит она. — Представляясь на первой встрече, произношу это всегда с хорошим настроением, стараясь вызвать ответную реакцию у ребят, увлечь их на первых порах собой и только потом своим предметом. Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: учитель знает, чего он хочет от учеников сегодня, завтра и в будущем. Ученик не подчиняется учителю, а становится под его влиянием самим собой, то есть личностью.
Она получает массу удовольствия от простых слов «я понял!», от неожиданных находок, которыми хочется поделиться с людьми, пусть далекими от математики, которую очень любит. Почему? Наверное, потому что, как говорил Альберт Эйнштейн, это единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. И еще потому, что в математике много... поэзии. Великий персидский поэт Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Михаил Лермонтов всегда возил с собой учебник математики, а Николай Гоголь выписывал «Ручную математическую энциклопедию». Александру Пушкину эта наука не давалась, но он изучал труд великого французского математика Лаппаса «Опыт философии теории вероятностей», пытаясь понять соотношение необходимости и случайности в истории.
Был ученый из Самоса — город
в Греции такой.
На любые он опросы даст ответ.
Кто он такой?
Математик и ученый, музыкант
и астроном.
Кто таблицу умножения нам
придумал?
Это он.
Такие стихи пишет Ольга Эдуардовна для своих учеников — рифмованные строки запоминаются легче. Впрочем, поэзией это не называет.
— Закономерности чисел, запись формул, перевод текста задачи на математический язык — это своеобразная интерпретация полета мысли на бумаге. А как же без творчества на уроке? — считает она. — Детей, которые не хотят учиться математике, на мой взгляд, не очень много. Но, приходя на первые уроки в пятые классы, я всегда стараюсь заинтересовать детей своей личностью, пою (!) задания по таблице умножения, рассказываю интересные истории, связанные с математикой, провожу ассоциации с жизненным опытом ребят. Но каждый раз говорю, что без старания, прилежания они хорошего результата не добьются, привожу примеры тех ситуаций, когда школьник, успешный в математике, чаще всего успешен и в изучении других предметов, а также и в жизни.
Научить нельзя. Научиться можно
Еще студенткой Ольга Эдуардовна услышала фразу, поразившую своей абсурдностью, как ей тогда показалось: «Научить нельзя! Научиться можно!»
— Мне потребовалось несколько лет, чтобы понять до конца всю глубину этой фразы! — рассказывает она. — Самые ценные знания и умения — это те, которые человек приобрел сам. Самое важное — то, что для ребенка естественнее, и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому, чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде. То есть проводить собственные исследования, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения. Путем поиска, эксперимента, анализа pro и contra, тренировок — многократного повторения уже освоенного и постепенной наработкой нового — человек обязательно добьется результата. Поэтому очень важно научить ребенка не бояться своих ошибок, осознавать, что любой труд делает счастливее. Мой опыт работы доказывает, что глубокие, прочные и осмысленные знания могут получить все школьники без исключения, если развивать у них логическое мышление. На своих занятиях я предлагаю задания, иногда не связанные с математикой, но требующие применения мыслительных и исследовательских операций при поиске ответа.
На уроках Власенко дети узнают, что Краеведческий музей в городе открылся в 1951 году, пытаясь при этом высчитать, когда распахнул двери Музей истории молока. Зашифровывают слово «Тобол» с помощью букв русского алфавита и заменяют их числами, скрывая под ними названия родных озер. Выясняют, что площадь Курганской области равна площади территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, вместе взятых, и переводят ее в тысячи квадратных километров. Преподавая пятиклассникам элективный курс «Учимся учиться», Ольга Эдуардовна отметила, что они активно проявляют себя на занятиях, стараются мыслить гибко и креативно. А на уроках, когда их целью становится оценка, а не поиск самостоятельного и оригинального решения, те же ребята ведут себя гораздо тише. Предположила, что снять противоречие можно, если внедрить на уроках элементы, общие для всех дисциплин, но позволяющие развивать креативность, продуктивность, мобильность и системность мышления.
— В основу моего опыта положена идея ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, обоснованная Генрихом Альтшуллером во второй половине ХХ века, — объясняет учитель. — ТРИЗ-педагогика предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыслительной деятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. На уроках с использованием этих инструментов знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы учеников с информацией. ТРИЗ-педагогика дополняет своими методиками решения задач любую систему обучения, и традиционную, и развивающую. Кроме того, она делает традиционную педагогику развивающей.
Морфологический анализ, мозговой штурм, анаграммы, логогрифы, ментальные карты и инверсии — лишь небольшая часть методов, используемых учениками Власенко для решения учебных задач. Это не только помогает лучшему усвоению материала, но и вносит творческое начало, что повышает интерес школьников к изучению математики, а значит, работает на личностный результат образования. Достоинством своего опыта Ольга Эдуардовна считает его технологичность: каждый учитель при желании может пойти по этому пути, причем и в урочной, и во внеурочной деятельности.
Получать, отдавая
В 2010 году Власенко отправила в большую жизнь свой первый выпуск, которым гордится по сей день. Как, впрочем, и вторым, выпуском 2013 года, сложным классом, в котором из 23 человек было 16 мальчиков. Двое ее выпускников выбрали профессии, связанные с педагогикой, восемь — с техникой. Может быть, немного для классного руководителя-математика? Но Ольга Эдуардовна никогда не действовала в угоду амбициям, помогая ребенку найти настоящее место в жизни. Она много занималась с ребятами и их родителями профориентационной работой.
— Счастлив тот выпускник, который точно знает, что может только шить и больше ничего. А если человек обладает такими разносторонними способностями, что не знает, какое профессиональное сообщество осчастливить? Родители настаивают на овладении ремеслом, которое прокормит чадо, а тут еще навязчивые пятерки по математике подталкивают к поступлению в экономический вуз... Пятерки по математике не всегда свидетельствуют о наличии таланта бухгалтера. Явный путь не обязательно верный, — честно объясняла она мамам и папам, разрабатывая специальные анкеты, проводя тесты, беседуя по душам и на собраниях.
Никто из ее ребят не подвел ни учителя, ни себя — ни один выбор не оказался случаен. Сейчас у Ольги Эдуардовны новый класс — 7-й «А». Общий язык с детьми и родителями она нашла с первых дней классного руководства. Наверное, потому что подошла к этому делу, как и ко всем другим, основательно — в прошлом году, когда вела в 6-м «А», тогда еще «не своем», математику, познакомилась с каждым учеником и каждым родителем. А может быть, потому что нет такого ребенка в ее классе, чьего настроения она бы не видела, нет такого дня, чтобы она не поговорила с ними на очень нужные для ребят темы, а кого-то не отозвала в сторонку: «Пойдем пошепчемся». Поездки в аквапарк Екатеринбурга, в боулинг, классные вечера с игровыми программами, школьные мероприятия помогают сплотить и без того дружный коллектив класса. Дети любят, когда «самая классная классная» поет для них, играя на гитаре и фортепиано. И мечтают, что когда-нибудь Ольга Эдуардовна тоже напишет стихи о каждом из них, как о тех выпусках, которыми гордится. И они понесут с собой нехитрые строчки как награду: «Скромный, добрый парень Дмитрий не сдается никогда...», «Красив, ухожен, щегольски одет Антон наш славится как женский сердцеед», «Будут все учителя помнить Настины глаза...»
— Все мои ученики, да и вся гимназия, очень поддерживали меня в период конкурса, — признается учитель года Курганской области-2013. — Спасибо директору Елене Геннадьевне Смирновой, заместителю Вере Сергеевне Котиковой, коллегам-математикам. Конкурс — это прежде всего преодоление себя. Расти, творить, преодолевать — для этого и нужно участвовать в «Учителе года».
А еще рядом был, как все эти 18 лет, «самый лучший муж на свете, мужчина мечты». И такая же вдумчивая, энергичная, беспокойная, как и мама, дочь-шестиклассница. Тоже Оля, но не вторая, а, разумеется, лучшая.
— Я думаю, что каждый из нас хоть раз задавал себе вопрос: что мне нужно для счастья? — размышляет Ольга Эдуардовна. — Для себя я открыла простую истину: чтобы получать, надо отдавать, не думая о признании и вознаграждении. В этом, мне кажется, и есть главная миссия учителя и мамы.
|