Неправильная карьера
Сидеть за компьютером с 9 до 6 — это скучно
Если бы я была хедхантером, охотником за привлекательными кадрами для крупных процветающих компаний, меня, пожалуй, заинтересовало бы резюме Валерии Балтачевой. Два высших образования, полученных в Удмуртском государственном университете, — историк и лингвист, два иностранных языка — английский и испанский, участие во всероссийском финале конкурса «Учитель года России – 2013» — опыт, сравнимый с полетом в космос... Такая барышня может сделать карьеру! Вот только какую? Я знаю, что сегодня Валерия Владимировна вряд ли откликнется на привлекательное денежное предложение, исходящее из офиса. Не из интеллектуального снобизма, отнюдь.
Мы выбираем, нас выбирают
Валерия получила диплом о первом высшем образовании в 2005 году, и не захотелось новоиспеченному историку работать в школе. «Я пошла зарабатывать деньги, — улыбается Балтачева. — Трудилась почти два года менеджером по продажам в фармкомпании. Это была пермская оптовая компания, которая продает лекарства аптекам, больницам. А потом мне надоело сидеть за компьютером с 9 до 6, принимать заявки. Скучно. Уволилась, полгода не работала. А 1 сентября решила, что хочу в школу. Поняла, что, если не попробую, всю жизнь жалеть буду».
Почему поступила на исторический? Тут все просто. В 10-м классе появилась новая преподавательница истории — Юлия Григорьевна Васильева, молодая, общительная, уважительно относящаяся к своим ученикам, и Лере, которая раньше больше «4» по этому предмету не получала, вдруг стало интересно. Оказалось, что не надо зубрить факты и даты, что может не портиться настроение перед уроком. Наоборот, занятия превращались в интереснейшие словесные баталии, обмен мнениями, и не всегда, кстати, учительская точка зрения побеждала... «Мы начали думать, стали понимать историю», — вспоминает Валерия.
Так как все эти события происходили в старших классах, естественно, что изучать в вузе старшекласснице Балтачевой захотелось историю. Учиться в университете оказалось интересно, но трудно. Историку надо по определению очень много читать — предмет ведь широкий, глобальный, требует немалой эрудиции. «Я столько всего прочитала в студенческие годы! Море литературы. Я вообще благодарна университету за то, что приучил меня трудиться. Не школа — там я к учебе проще относилась».
Нет, никаких претензий к школе, она хорошая у Валерии была, ижевская гимназия №56, гуманитарный класс, состоящий исключительно из девочек — 24 красавицы. Но ведь в школьные годы так бывает — не живешь, а как будто готовишься к жизни. В гимназии этой Валерия училась не с первого класса. Она вообще в Ижевск попала только в 11 лет. Родилась и раннее детство провела в Мурманске. Мама и папа Леры — преподаватели английского языка, мама — школьный учитель, папа — вузовский, уехали на север молодыми людьми, отца пригласили туда работать. Но остаться навсегда не смогли, душа не лежала, все родные в Удмуртии, там дом, родина... Вернулись. Для Валерии это было испытание. Отвыкала первое время от Мурманска с трудом.
Конкурсная мистика
Кстати, очень обрадовалась, когда встретила на всероссийском финале «Учителя года России – 2013» в Подольске среди коллег-конкурсантов не просто участницу из Мурманска, но одноклассницу сестры, которую знала с детства! Конкурс — мистическое мероприятие, на нем еще и не такое случается... Например, само участие Валерии во всероссийском финале почти чудо. Должна была поехать другая учительница, победительница республиканского конкурса. Но неожиданно отправили Балтачеву, которая победила в номинации для молодых педагогов (теперь она называется «Педдебют»). Валерия не была готова ни морально, ни методически... Но побывала на установочном семинаре летом, приободрилась. Люди кругом замечательные. День рождения у нее 13 августа, так соседки по комнате — Наталья Федотова из Костромы и Светлана Колесниченко из Ростовской области — букет роз подарили. Было приятно, и уже не казался конкурс страшным и чужим.
Помогала готовиться к выступлению «на России» коллега по школе, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2007» Юлия Варламова, человек в «Учителя года» влюбленный, да и Юлию многие заметили, отметили и полюбили во время педагогического испытания. Высокий профессионал — Юлия Валерьевна стала автором одного из сборников серии «Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России», которую выпускает наш издательский дом... Хотя у Юлии Варламовой другой предмет, английский язык, она дала немало полезных советов, особенно по методической части. «Вместе придумали «айсберг», — вспоминает Валерия. Я понимаю, о чем она говорит, помню ее выступление на этапе «Методический семинар» во время всероссийского финала. Валерия Владимировна говорила сначала о том, как работает с детьми на уроке, о проблемно-диалогической технологии, о принципах креативности и метапредметности, о продуктивном чтении, о технологии оценивания и многом другом. И вот на слайде появилась иллюстрация айсберга, и оказалось, что все сказанное касается его надводной части. А вот подводный фрагмент — как водится, мощный, основной — это внеклассная исследовательская работа. Она порой не так заметна, но очень важна для развития школьников, формирования мировоззрения.
Всероссийский финал был очень непростым, насыщенным ежедневной многочасовой работой. Хорошо, что рядом с Валерией была Юлия Варламова, каждый день они встречались, обсуждали прошедшие и предстоящие испытания... Юлия уехала раньше. Валерия к концу конкурса очень устала, хотелось домой, но из ритма старалась не выпадать. Можно было, когда не вышла в «пятнашку», отдохнуть в гостинице, отоспаться, наконец, но ижевский историк сама себе сказала: «Что, я сюда спать приехала, что ли?» — и стала внимательным наблюдателем мероприятий для лауреатов. Кстати, очень правильная тактика!
Наконец, вот он, поезд домой. Выйдя на перрон, Валерия не поверила своим глазам — ее встречали целый автобус детей и Юлия Валерьевна! Прием был оказан такой, словно она привезла сразу трех Хрустальных пеликанов. Добрались до школы, тут праздник, День учителя, сразу на сцену выпустили, слово дали. Директор тоже очень поддержал.
Школьная судьба
Но тут нужно сказать, что со школой Валерии Балтачевой не просто повезло — они нашли друг друга, похоже, раз и навсегда. Седьмой год здесь работает Валерия и уверена, что давно бы, возможно, и профессию сменила, если бы не ее потрясающее учебное заведение — ижевская школа №97 с полным пребыванием детей. Не элитная, не специальная, не профильная, но в городе у нее отличная репутация, что важнее статуса лицея, гимназии, тем более что такие названия иногда скрывают за собой пустоту... Дважды 97-я получила звание «Лучшая школа России», а директор Ахтам Чугалаев стал победителем первого Всероссийского конкурса «Директор школы». Одни интерьеры чего стоят — с необычным дизайном и мониторами, на которых транслируются школьные новости и расписание. Мобильные уроки для учеников проходят в Лондоне и Стамбуле. А по субботам ребята учатся... дома, потому что это день дистанционной работы для учителей и школьников. Педагоги рассылают задания, дети спокойно, без нервотрепки их выполняют.
Валерия, между прочим, заметила, что второе образование получила для пользы дела родной школы, сейчас здесь внедряется в качестве эксперимента элективный курс по обществознанию на английском. Конечно, вести этот курс поручили учителю года — они, как правило, не боятся экспериментов...
А Валерия вообще из тех людей, которые очень любят учиться. Она бы и сейчас с удовольствием пошла третье образование получать... Балтачева признается, что может часами смотреть видеозаписи конкурсных уроков и мастер-классов. Это дает вдохновение, настраивает на проведение нестандартных уроков. Впрочем, уроков-лекций в ее арсенале никогда не было. Только придя работать в школу, она познакомилась со Светланой Михайловной Давыдовой — историком, которая занимала нынешний кабинет Валерии. Коллега очень многому ее научила, и не словами, а собственным примером, Балтачева просто сидела у нее на занятиях. Училась важному умению — ставить перед учениками проблему. Светлана Михайловна была методистом «Школы 2100». Эта образовательная система предполагает, что дети, приходя на урок и принимаясь за изучение той или иной темы, отвечают на вопрос: зачем мы это делаем? Вместе с учителем они видят перед собой противоречие, коих в истории немало, проблему и пытаются ее решить. Не важно, что она в науке уже решена, написаны умные книжки и диссертации. На уроке ребята, даже пятиклассники — настоящие ученые-первооткрыватели.
История — это спичка
Я попросилась на урок, конечно. 9-й класс, история. Валерия объявляет: «Тетради вам не пригодятся. Урок не такой, как всегда». Глаза детей загорелись. О чем думают? Учиться не будем — будет развлечение, спрашивать не будут, двойку не получу, никаких домашний заданий... Современные дети умные, но иногда и они бывают наивными. После иных «веселых» уроков, на которых, казалось, учитель просто болтал с учениками, происходит такое мощное развитие, такое продвижение в понимании предмета... Как ни на одном традиционном занятии.
Итак, девятиклассникам предлагаются цитаты о том, что такое история. Одни цитаты убеждают нас, что это просто мусорная свалка какая-то — сплетни, слухи, вранье. Другие утверждают, что это серьезная наука, причем единственная в своем роде. Как же быть? Кому верить? А можно ли доверять науке физике? Почему? Ребята с учителем выходят на тему урока — «Правдива ли история, которую мы изучаем?». Чтобы понять это, школьники начинают работу с историческими источниками времен холодной войны. Письменными — записями речей Черчилля, Сталина, вещественными — американскими и советскими агитационными плакатами той поры. Потом раздаются новые письменные источники, и задача девятиклассников — понять, какие из них содержат знания, какие — оценки, какие — интерпретации. Оказывается, везде сплошные оценки и интерпретации... Валерия говорит: «Человеческий фактор неизбежно присутствует. Но нужно стараться опираться на факты в комплексе». А заканчивается урок так. Учительница показывает детям спичку и объясняет, что в переводе с английского «спичка» — это еще и «пара», «соответствие». Во время холодной войны мир балансировал на грани, любой неправильный шаг мог нарушить равновесие. «Для меня спичка, — объясняет Валерия Балтачева, — символ истории. История сгорает, как спичка. Глядя на ее остов, трудно сказать, какой она была. Поэтому надо хранить то, что есть...»
Интересный образ, правда? И все-таки каждый день такие уроки проводить невозможно. Учительских сил не хватит. Но даже дело не в этом. Слишком часто такие уроки просто не нужны, нецелесообразны. Нужно накопление информации, знаний, умений, фактов — и вот прорыв, обобщение, урок-вдохновение, праздник.
Учителя, которые способны создать урок-праздник, обычно окружены детской любовью и уважением даже в будни. От них ждут чуда. По-моему, здорово быть учеником Валерии Балтачевой!
|