От семечки до оранжереи,
или Надежная прививка от звездной болезни
Не над детьми, не вместо них, а вместе с ними — так выразила свое педагогическое кредо Юлия Анчиполивская (Высиканцева), учитель английского языка Николаевской школы Камчатского края. Что стоит за этими простыми словами, можно было наглядно увидеть на ее конкурсном уроке. У девочки, вызвавшейся ответить на вопрос у доски, картинка никак не хотела вставать на нужное место. Было видно, как сильно ребенок волнуется — надо же, подвела молодую и обаятельную учительницу. А Юлия Сергеевна улыбнулась ободряюще, взяла в свою руку ладошку девочки и, что-то приговаривая, стала ее легко потряхивать, чтобы снять напряжение. Непокорная картинка вскоре заняла свое место. «А вы еще к нам придете?» — искренний детский вопрос стал лучшей оценкой урока.
Юлия — Джулия
Стать учителем ей было суждено. Мама Татьяна Валентиновна Ревенок — завуч по учебно-воспитательной работе в Николаевской школе. Здесь же работала учителем начальных классов бабушка Лидия Ивановна Муханова. В школу Юля пошла с шести лет. В классе всегда ходила в лидерах. И не то чтобы стремилась быть главной, просто само собой получалось. Без всякого шума и крика ей удавалось разрешать возникающие в маленьком коллективе споры и раздоры. Умела дружить и хранить чужие тайны. Недаром в выпускном классе на шутливый вопрос «К кому бы вы обратились в первую очередь, если бы потребовалось списать задание?» весь класс единодушно написал в графе имя Юлии.
Самостоятельная в суждениях, она научилась не зависеть от общего мнения. Хотя чего греха таить, учительским детям приходится несладко в коллективе. С них, как правило, всегда особый спрос. К тому же они заложники родительского авторитета. Если что, незамедлительно следует упрек: надо же, а ведь сын или дочь педагога...
— Юля с ранних лет отличалась самостоятельностью, — рассказывает Татьяна Валентиновна. — К примеру, в пятом классе записалась в музыкальную школу. Нет, вовсе не за компанию с подружками, что было бы вполне объяснимо. Сама решила, одна. Потом пришла домой и поставила перед фактом: буду учиться игре на пианино.
Татьяна Валентиновна признается, что тогда вопреки своим принципам, не сказав ничего дочери, решила сходить к преподавателю музыкальной школы. Поделилась сомнениями: мол, не замечала особых талантов. Мудрая и опытная преподавательница успокоила: девочка не без способностей, научим, главное, что налицо большое желание, а это много значит. И действительно, Юля успешно окончила музыкальную школу по ускоренной программе за три года. Доводить любое начатое дело до конца — это у них семейное. Вот мама и опасалась тогда, вдруг дочь переоценила свои способности, возникнут слишком большие трудности. Рада, что ошиблась.
В девятом классе Юлия снова удивила не только взрослых, но и своих сверстников. Она одержала победу в краевом конкурсе на знание английского языка, и ее ждала полугодовая стажировка в Америке. Правда, тут не обошлось без влияния тети, которая увлеченно преподавала детям Николаевской школы английский язык. Свою племянницу Наталья Валентиновна Шадманова влюбила в английскую речь буквально с пеленок, обнаружив у девочки способности к языку. Справедливости ради надо сказать, что Наталья Валентиновна не только у своей племянницы открыла этот дар. Ученики Шадмановой так же, как и Юля, благодаря победам в конкурсах получали возможность совершенствовать свой язык за рубежом. Но Юля была первой ласточкой. Чтобы поехать на полгода в чужую страну, она заранее сдала многие школьные предметы, чтобы не отстать от своих сверстников по возвращении. Усердия и трудолюбия ей не занимать. В группе из пяти человек, отобранных со всей Камчатки, Юлия, или — как ее стали звать потом — Джулия, была самой младшей, все остальные — уже студенты.
Компромисс
Известно, в любой педагогической династии есть свои правила, передаваемые из поколения в поколение. У происхождения Юлиного кредо «Не над детьми, не вместо них, а вместе с ними», как видно, глубокие корни. Шутит, что в общении с собственным сыном Данилой она никогда не прибегает к «позе коршуна». То есть не стоит над ним строгим ментором, не контролирует каждый шаг. Данила, а в этом году мальчик пойдет в пятый класс, своими отличными успехами подтверждает — доверие приносит добрые плоды.
Вспоминая о своем «американском периоде», Юлия Сергеевна отмечает несомненные плюсы той самостоятельной жизни. Как и все ее заокеанские сверстники, после учебы ходила работать в магазин. Научилась с пользой распоряжаться полученными за труд деньгами. И много других ценных для взросления личности качеств подарили ей эти полгода. Нет, она не «зазвездилась», как можно было ожидать по возвращении в родные пенаты. Прививка от этой болезни уже была. Это у них семейное — с себя спрашивать строго, а за все свои достижения и успехи благодарить обстоятельства и окружение.
Конечно, на свои честно заработанные деньги Юлия-Джулия обновила гардероб. Кто упрекнет в таком естественном желании симпатичную старшеклассницу? Но одна из учительниц, придерживающаяся строгих нравов, не могла не сделать замечание, увидев девочку в модных джинсах и рубашке у себя на уроке. Мама Юлии на совет авторитетного, уважаемого педагога отреагировала мгновенно. Вместе пришли к компромиссному решению, что вовсе не трудно на уроки учительницы два раза в неделю надевать что-нибудь попроще. Зато на выпускном вечере хранительница строгих нравов, едва сдерживая слезы, призналась, что покорена обаянием личности своей любимой ученицы.
В гостях у сказки
Николаевская школа хорошо известна не только в Елизовском районе, но и далеко за пределами Камчатского края своей инновационной деятельностью. Новой высотой для коллектива стала экспериментальная программа «Саморазвитие ученика и учителя в полисубъектном взаимодействии». Создание образовательной среды, которая обеспечивала бы процессы гуманизации образования, повышения креативности педагогов, создавала условия, максимально способствующие саморазвитию личности, если говорить научным языком — цель этой долгосрочной программы. И коллектив, поставив высокую планку, уверенно идет к успеху. На мой взгляд, самым важным достижением стало то, что здесь сумели соединить учение с увлечением. Это когда взрослым интересно учить, а детям нравится учиться. И наоборот, детям интересно учиться у взрослых, а взрослым нравится учиться у детей. Чему можно научиться у детей? Многому! А для начала хотя бы непосредственности и умению удивляться. Недаром опытный психолог, методист районного управления образования Алена Алексеевна Давиденко темой одного из обучающих семинаров для педагогов взяла корякские сказки.
В простых сказаниях взрослые учились открывать глубинный смысл. То, что для детей очевидно и легко, их умудренным опытом наставникам удается увидеть не сразу. Трудно избавляться от стереотипов мышления. На занятиях «В гостях у сказки» взрослые учились проявлять свои творческие способности. Они позволили каждому из педагогов наметить точки роста. Все победы начинаются с победы над самим собой, над собственным нежеланием менять и меняться.
Для Юлии Анчиполивской не представляло труда в 2011-м решиться на конкурс «Самый классный классный». Второе место в крае — отличный результат. Но для молодой учительницы он не самоцель. Более интересен процесс познания себя и своих возможностей — стимул для постоянного самосовершенствования.
За восемь лет работы в школе Юлия Сергеевна практически каждый год находит возможность для обучения на курсах, участия в семинарах. Три года повышала свой профессиональный уровень в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Специальность выбрала актуальную — государственное и муниципальное управление. Шутит: мол, теперь знает, как управлять людьми по науке, а не по наитию. Хотя в педагогике все-таки важно доверять своему чутью. Ведь не просто так Юлия Сергеевна на родительском собрании, прежде чем говорить о проблемах взаимоотношений в семье с детьми, дала каждому взрослому в руки пластилин. Почувствовала, только таким образом она сумеет разговорить людей намного старше ее, снять их зажатость. Что мы хотим от своих чад? Какими хотим видеть их? Податливый пластилин в руках навел на многие раздумья. Лепим по своему разумению. А какой отдачи ждем? Непросто расстаться с мифом о своем всемогуществе. Начни с себя — вот и первое ценное признание. Откровения мам и пап о своих проблемах во взаимоотношениях с детьми и желание преодолеть это непонимание дорогого стоят. Как сумела хрупкая учительница, которую не сразу и отличишь в толпе старшеклассников, добиться доверительной атмосферы? Завуч по инновационной работе Инна Анатольевна Соколова, которая присутствовала на конкурсе «Учитель года» в Москве, говорит о несомненном педагогическом таланте своей коллеги, таланте, уже помноженном на мастерство.
Вместе с детьми
Со своими подопечными Юлия Сергеевна претворила в жизнь немало замечательных проектов. И инициаторами, как правило, выступали сами дети. Один из них «С памятью в сердце, с добром в делах» родился после бесед со старожилами села. Николаевка получила свое название в честь царя Николая I, по приказу которого на Камчатку приехали крестьяне-переселенцы и основали село в благодатном месте, богатом и дичью, и рыбой, и различными лесными дарами. А почему до сих пор в селе нет памятного знака об этом событии? Работа над проектом объединила и ребят, и взрослых. Камень с надписью решили установить в центре села на площади. В октябре 2010 года к 167-летию основания села состоялось торжественное открытие памятного знака. Верно замечено, что у добра цепная реакция. Вскоре школьники задумали проект «От семечки до оранжереи», чтобы украсить место на площади красивыми цветами. Задумано — сделано. Проектная деятельность позволила объединить общей задачей учителей, учеников, родителей. Представьте, что каждый год претворяется в жизнь не менее шестнадцати проектов. Столько сейчас в школе классов-комплектов. Быть созидателем, участвовать в изменении окружающего мира — процесс увлекательный. В Николаевской школе растят творцов.
|