На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Физрук. Перезагрузка

Скромность города берет, подтверждает пример Сергея Алиева

Про таких говорят — настоящий мужчина. Мужик! Сейчас надежные, сдержанные, сильные потомки Адама в большом дефиците. А уж в школе, чего греха таить, их и вовсе пора заносить в Красную книгу. Так что желание директоров всех школ Ельца заманить к себе Сергея Алиева, даже не будь он признан лучшим учителем Липецкой области прошлого года, более чем понятно. Это физрук новой формации — в придачу к своей мужественности безукоризненно вежливый, интеллигентный, владеющий интерактивными технологиями, с постоянным желанием учиться чему-то новому. И чуть не забыла — скромный. Его скромность высокой пробы. За ней стоит чувство собственного достоинства и нетщеславность, и вопреки всеобщему убеждению она ему больше помогает, чем мешает. Заметили же его сначала в школе, затем в городе и области. В результате Алиев из учителя школы №24 превратился в директора старейшей в Ельце детско-юношеской спортивной школы №1.

Вы уже, наверное, поняли, что его простота имеет свою тайну и не один сюрприз. Каждое звено в цепи его биографии, кажется, исключает друг друга: боксер, филолог, рабочий. Правда, без этого он вряд ли стал бы учителем и директором.

Он всегда восхищается суперпрофессионалами — будь то коллеги, наставники, соперники по конкурсу (которых он таковыми вовсе не считает), политики или спортсмены. В их числе Владимир Владимирович Путин, Александр Александрович Демахин, Алексей Васильевич Овчинников. Но первым в списке значится школьный учитель (конечно, физкультуры) Эдуард Павлович Фроликов.

— Он повлиял на мой выбор профессии и вообще на мое становление, — признается Сергей Сергеевич. — Я до сих пор использую его методы и приемы. Но главное — Эдуард Павлович для меня всегда был примером воспитателя настоящего человека. Он проработал в школе 38 лет, сейчас его уже нет, но его традиции и опыт живут и помогают мне.

Сережа рос спортивным, но не особенно целеустремленным — как все мальчишки, пробовал себя и в футболе, и в дзюдо (оба увлечения остались на всю жизнь, и он их активно внедрял в учительскую практику), и в других секциях. Вот и из бокса, куда его в 10 лет привел отец, наверное, вскоре ушел бы. Но отец настоял, и сын сначала подчинился, а потом и сам зауважал себя за упорный труд. Стали появляться первые успехи — Алиев неоднократно побеждал на областных соревнованиях, занял второе место на всероссийском турнире. Из чего Сергей Сергеевич сделал вывод: родители в этом возрасте должны помочь ребенку определиться с выбором. А уж секции и кружки — и для закалки характера, и для нормального физического развития — просто необходимы.

Казалось бы, его ждала сборная России — многие товарищи Сергея попали туда, а друг даже стал бронзовым призером чемпионата Европы. Однако помешали то ли скромность, то ли чувство, родственное призванию (они в нем сложно перемешаны). Удивительно, но с детства Алиев мечтал не о карьере спортивной звезды, а о тренерской работе, хотя обычно тренерами становятся вынужденно, по завершении карьеры.

— Мне хотелось доносить до других то, что сам умею, — признается мой герой.

Так что, поступив в Елецкий госуниверситет имени Бунина на уникальный факультет с дополнительной специальностью «физкультура» — литфиз, наш кандидат в мастера спорта без особых сожалений профессиональные отношения с боксом прекратил. Но закалка и умение держать удар остались с ним навсегда и в жизни не раз пригодились. В учебе-то им спуску преподаватели не давали — как и другие филологи, литфизовцы учили старославянский, языкознание, методику преподавания литературы и русского языка в школе и т. д. Так что с Пушкиным Сергей Сергеевич с тех пор на дружеской ноге.

И вновь неожиданный поворот судьбы: Алиев женился, еще будучи студентом, вскоре родилась дочь, молодой семье понадобились деньги, и он пошел на Елецкий гидроагрегатный завод оператором ЧПУ. Словом, поступил по-мужски. Отработал, между прочим, четыре года. Затем еще и отслужил год в армии. И вот уже вернувшись, решил — надо как-то приближать свою мечту — учить других тому, что знаешь сам. В родной школе как раз открывали кадетский класс, он и пошел туда воспитателем, вскоре и учителем физкультуры стал. Затем, как водится, добавились ведение секции и классное руководство.

Работа классного руководителя и воспитателя кадетского класса, в общем-то, схожи. Тем более что класс ему дали профильный — оборонно-спортивный. Так что Алиев весь день проводил в школе. В первой половине дня — физкультура, во второй — занятия (строевая подготовка, спортивные часы) и сопровождение кадетского класса, внутришкольные секции. И те и другие дети постоянно пересекались — в его же кружке «Турист-спасатель», который, будучи подразделением детского (юношеского) центра «Детский парк имени Бориса Лесюка», действовал в 24-й школе.

— Это близко и к экстремальным видам спорта, и к специфике МЧС, — пояснил Алиев. — Поэтому и мне, и ребятам было интересно.

Как учитель физкультуры, не упускал он из виду и другие виды спорта — баскетбол, волейбол, самооборону. На последней Сергей Сергеевич вместе со школьниками изучал единоборства. Те же дзюдо и самбо — по примеру президента. Приглашал коллег, мастеров в этих видах спорта, показывал фильмы.

Результаты труда не заставили себя ждать, тем более что Алиев с учениками не пропускал никакие слеты и соревнования.

— Не важно, проиграем мы или выиграем, — гнет Алиев свою линию. — Проигрывать тоже нужно уметь.

Хотя выигрывали больше. Его кадеты не раз становились победителями и призерами городских и региональных соревнований, а в сентябре 2011 года на Всероссийском слете кадетских классов были признаны лучшими в номинации «Кадетский бал». В том же году ученики Алиева стали призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре.

Ребят он учил постоянству, идти спокойно, уверенно, без рывков. Потому что по опыту знает, что в спорте, как и в жизни, важен не только талант, а умение владеть собой, справиться с собственной слабостью, нервами. Поэтому неудивительно, что на Алиева сделали ставку не только в его школе, но и в области, признав победителем на конкурсе «Учитель года», — силы у всех вошедших в пятерку, как признает Сергей Сергеевич, были равны. Помогли, как видно, выдержка и спокойная вера в себя.

На областном конкурсе, кстати, физрук показывал мастер-класс, посвященный возвращению в школы норм ГТО.

— Современные дети, которые проводят много времени за компьютером, обычно недостаточно развиты физически, — говорит Сергей Сергеевич. — Раньше все-таки занятия спортом были более массовыми, школьники сдавали нормы ГТО. Хорошо, что они возвращаются. Мне кажется, это очень здорово и надо вводить их еще в младших классах.

Всероссийский финал «Учителя года» стал для Алиева непростым испытанием — как он сам признается, не справился с нервами, перегорел. А может быть, просто опыта не хватило — он ведь в школе-то работал всего около трех лет, в отличие от своих сверстников, которые пришли туда сразу по окончании педвуза. Зато с жадностью и благодарностью впитывал все впечатления от выступлений коллег. Искренне восхищался педагогическим мастерством Светланы Колесниченко, темпераментом и искренностью Ахбердило Ахбердилова, эрудицией Андрея Сиденко, с которым жил на конкурсе в одной комнате. Подружился с физруком из Москвы Юрием Шендоновиным. После конкурса его ждало эмоциональное опустошение и... новые надежды.

И вот новый виток судьбы. Хотя и не вдруг  — кажется, все обстоятельства жизни подводили его к спортшколе. Так что когда этой весной после ухода из ДЮСШ №1 директора это место предложили Алиеву, наш герой не очень-то долго и раздумывал.

— Так, для приличия взял паузу, — улыбается Сергей. — И хотя мне многие говорили, что там трудно и зря ухожу из школы, я почти не сомневался.

Спортшкола ему тоже не чужая: в детстве, занимаясь боксом, он ходил сюда «подтягивать прыжки и разные легкоатлетические умения», потом работал совместителем.

Но это не значит, что он легко распрощался с родной школой: его ребята, особенно те, что ходят в туристическую секцию, упрашивали остаться. До сих пор горюют. Но сложнее всего было с дочкой:

8-летняя Соня так мечтала поскорее вырасти и перейти в среднюю школу, чтобы папа преподавал у нее физкультуру, а теперь... И все-таки он принял подарок (а может, новый вызов) судьбы.

— Потому что я потом жалел бы, что даже не попробовал и упустил такой шанс научиться новому, продвинуться дальше, — признается Сергей.

Он осознает свои риски: в своей школе он умница, герой, победитель, а здесь — полная неизвестность, ведь административная работа нечто совсем другое, чем учительская ноша. Хотя не сказать, что она ему совсем незнакома. В какой-то степени подготовкой к ней стала немалая общественная нагрузка, которая на него упала после победы в областном конкурсе: Алиева выбрали в члены Ассоциации молодых педагогов Липецкой области и зам. председателя Комитета по физической культуре и спорту «Молодежного парламента» Ельца.

И все-таки представительская работа и реальная ответственность — разные вещи. Это Алиев почувствовал, когда пришел 1 июня в свою уже спортшколу, заваленную стройматериалами, пахнущую свежей краской — ему досталось трудное наследство в виде капитального ремонта: школе-то уже 70 лет. Зашел в кабинет директора и опешил — кипа документов, с которыми ему теперь предстоит работать, и нет даже секретаря. Пришлось воевать и разбираться с бумажками. Главная проблема, как выяснилось, — получить лицензию на образовательную деятельность. Сергей Сергеевич не сомневается, что вскоре ее решит, тем более что молодого директора знают и поддерживают в областных структурах власти.

Других проблем тоже хватает. Ни в коем случае не жалуясь на предшественников, Алиев говорит, что нужно выводить школу на новый уровень.

— Для начала на областной, чтобы мы больше не проигрывали Липецку, — признается наш герой. — Липецкие ребята и на российских соревнованиях призовые места занимают, а наши пока нет. Хотя у нас есть талантливые спортсмены — взять хоть моих ребят из 24-й школы.

Планирует новый директор и расширить число направлений. К существующим уже отделениям бокса, легкой атлетики (которыми и славилась школа), шахмат, плавания и баскетбола добавить волейбол, карате киокусинкай, художественную гимнастику. Надо набирать квалифицированных тренеров, омолаживать их состав — многие уже в предпенсионном возрасте. Задач много. Нужно держать удар и побеждать.

— Трудностей я не боюсь, работать люблю, — говорит Сергей Сергеевич. — Стараюсь наблюдать за знакомыми директорами, учиться у них общению с людьми — как не обидеть их, но и не расслабить, вдохновить общими целями.

И возможно, именно на директорском месте его скромность как раз и сослужит ему службу — не выдвигая себя на передний план, он будет холить и взращивать таланты коллег и юных спортсменов, которых, он надеется, у спортшколы станет еще больше. А если сюда придут его ребята из 24-й и дочка Сонечка — в ту же художественную гимнастику, к примеру, он и вовсе будет счастлив. Его прошлое объединится с настоящим и будущим.

Татьяна Ефлаева, «Учительская газета», № 35 от 2 сентября 2014 года



Гущин Д. Д.