Поддержка сайта:
[email protected]
Поддержка конкурса:
Консультационная линия
Группа ВКонтакте
|
Оглавление:
В целях дальнейшего развития движения творчески работающих педагогов, поощрения талантливых работников образования, повышения престижа учительского труда, распространения лучшего педагогического опыта приказываю:
1. Объявить конкурс «Учитель года России — 97».
2. Утвердить по согласованию с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и редакцией «Учительской газеты» Положение о конкурсе «Учитель года России» (Приложение).
3. Управлению экономики (Белякову С. А.) предусмотреть в централизованной смете расходов на 1997 год средства на проведение Всероссийского конкурса «Учитель года России — 97».
4. Признать утратившим силу Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. №163 "Об утверждении Положения о конкурсе «Учитель года России — 96».
Всероссийский конкурс «Учитель года России» (далее — конкурс) проводится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, «Учительской газетой», ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.
Главные цели конкурса:
— выявление талантливых работников образования, их поддержка и поощрение;
— повышение престижа учительской профессии;
— распространение педагогического опыта.
Принять участие в конкурсе могут педагогические работники образовательных учреждений всех типов. Преподаватели высших учебных заведений, работающие по совместительству в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, также могут принять участие в конкурсе. Стаж педагогической работы, возраст участников не ограничиваются.
Выдвижение кандидатов на муниципальном уровне и уровне субъекта Российской Федерации может осуществляться:
— посредством самовыдвижения;
— любым лицом, группой лиц или организацией, непосредственно знакомых с педагогической деятельностью претендента и ее результатами.
Устанавливаются следующие этапы конкурса:
— уровень образовательного учреждения;
— муниципальный;
— субъекта Российской Федерации;
— Всероссийский (финал и суперфинал).
Учредителями конкурса в территориях могут выступать соответствующие органы управления образованием, комитеты профсоюза работников народного образования и науки, ИПК, методические службы, творческие ассоциации и т. д.
Каждое образовательное учреждение, принимающее участие в конкурсе, самостоятельно решает, какую процедуру взять за основу выбора своего представителя на следующий этап конкурса.
Функцию жюри может взять на себя педсовет, совет образовательного учреждения.
Выбранный представитель учебного заведения участвует в муниципальном конкурсе или сразу на уровне субъекта Российской Федерации.
На муниципальном и субъекта Российской Федерации уровнях создаются соответствующие оргкомитеты конкурсов, которые действуют на основании положений о них, утверждаемых территориальными учредителями.
В положении оговариваются формы проведения конкурса, порядок представления документов для участия, распределение обязанностей учредителей. Победитель муниципального этапа участвует в конкурсе на уровне субъекта Российской Федерации. Во Всероссийский финал от каждого субъекта Российской Федерации направляется только один участник — победитель конкурса на уровне субъекта Российской Федерации.
В случае, если победитель конкурса на уровне субъекта Российской Федерации по каким-либо причинам не может принять участие во Всероссийском финале, соответствующий оргкомитет, обосновав в письме на имя председателя Всероссийского оргкомитета сложившуюся ситуацию, вправе направить на финал в качестве участника конкурсанта, занявшего второе или третье место. При этом материалы такого участника будут проходить экспертизу в Экспертной комиссии, после чего принимается заключительное решение о его участии во Всероссийском финале.
Оргкомитет конкурса на уровне субъекта Российской Федерации, представляющий свою кандидатуру во Всероссийский оргкомитет, берет на себя обязательства выполнять условия, обеспечивающие единство механизма отбора конкурса, прежде всего, использование общих критериев. В свою очередь Всероссийский оргкомитет гарантирует победителю этапа на уровне субъекта Российской Федерации участие в финале и награждение его знаком «Учитель года». Совместными усилиями оргкомитеты добиваются максимального участия педагогических работников в конкурсе.
Расходы по командированию участников Всероссийского финала берут на себя соответствующие органы управления образованием субъектов Российской Федерации или организации — спонсоры.
Каждый оргкомитет или организация, выдвигающая участников финала, имеет право направить одного сопровождающего, сообщив его данные по форме анкеты Всероссийского оргкомитета, не позднее 1 июня.
В ходе проведения конкурса выявляются творчески работающие учителя, имеющие высокий профессиональный рейтинг в образовательных учреждениях, среди учащихся, родителей и общественности.
Проведение конкурса на всех уровнях предполагает:
— оценку системы работы учителя и степень владения им техникой и методикой урока, а также научно — методической проблематикой на современном уровне;
— анализ содержательных и технологических методик и изобретений, новых приемов и подходов к передаче знаний;
— мероприятия, раскрывающие коммуникативные качества конкурсантов.
Финал конкурса включает:
— открытый урок в соответствии с прохождением программы на момент конкурсного испытания (класс выбирает сам участник конкурса);
— творческую самопрезентацию (защита педагогической концепции и материалов, представленных на конкурс);
— пресс — конференции, ток-шоу, «круглые столы» (форму свободного общения определяет жюри конкурса);
— задания, раскрывающие профессиональные и творческие способности (по решению жюри конкурса).
В результате всех конкурсных испытаний жюри определяет победителя конкурса, называет четырех финалистов и десять лауреатов. Их имена объявляются на торжественной церемонии награждения.
Проведение суперфинала проводится по отдельной программе.
В целях достижения максимальной объективности в процессе выбора победителей на всех этапах конкурса, а также разрешения возникающих при этом споров создается Экспертная комиссия.
В ее задачу входит:
— экспертиза материалов, представленных участниками;
— экспертиза заявлений участников конкурса, опротестовывающих какое-либо из решений жюри.
Члены и председатель Экспертной комиссии утверждаются совместным решением учредителей конкурса.
Членами Экспертной комиссии могут быть ученые, педагоги, психологи, социологи, директора учебных заведений.
На каждом этапе конкурса избирается (утверждается) жюри.
Его состав, порядок работы, система судейства и прочее утверждаются учредителями в территориях.
Членами жюри могут быть представители общественности, работники образовательных, научных, методических учреждений, органов местного самоуправления, творческих союзов и центров, деятели искусства, культуры и науки. Жюри конкурса оценивает качество представленных материалов каждого финалиста. Члены жюри присутствуют на открытых уроках конкурсантов, формируют задания, раскрывающие их профессиональные и творческие способности.
Члены жюри конкурса работают во взаимодействии с жюри по предметным номинациям.
Для организации и проведения Всероссийского финала создается Всероссийский оргкомитет. В его задачу входит координация деятельности всех территориальных оргкомитетов, осуществление согласованной политики в проведении этапов конкурса.
Всероссийский оргкомитет определяет порядок и формы, место и дату проведения Всероссийского финала, список участников, утверждает его жюри.
Состав Всероссийского оргкомитета — председатель, три сопредседателя, ответственный секретарь и другие его члены утверждаются учредителями конкурса. В его состав также входят руководители оргкомитетов конкурсов на уровне субъектов Российской Федерации.
Официальный список Всероссийского оргкомитета и его ежегодный отчет публикуются в «Учительской газете».
Решение Всероссийского оргкомитета считается принятым, если за него проголосовало более половины списочного состава. Решение оформляется протоколом за подписью председателя или его заместителя.
Исполнительная дирекция конкурса создается для обеспечения финансово — организационной подготовки мероприятий конкурса, а также для создания имиджа конкурса, пропаганды его результатов, выпуска и распространения информационных материалов — брошюр, книжных изданий, съемки видеофильмов и телепередач, публикации работ лауреатов в научно — методических журналах, «Учительской газете», создание банка данных и видеотеки.
В состав исполнительной дирекции входят: директор программы, административный директор, хозяйственный директор, коммерческий директор, художественный директор, руководитель пресс-центра и их службы.
Исполнительная дирекция нанимает творческую группу для проведения финала — сценаристов, художников, режиссеров и так далее, обеспечивает питание, проживание, транспортное обслуживание, культурную программу, ведет переговоры со спонсорами, взаимодействует со средствами массовой информации и т. д.
Для обеспечения финансирования Всероссийского финала исполнительная дирекция объявляет благотворительный счет для пожертвований и спонсорских взносов.
Ежегодно объявляется конкурс среди заинтересованных организаций на звание генерального спонсора.
Спонсорам, организациям, оказавшим материальную помощь конкурсу на всех этапах, создаются благоприятные условия для рекламы.
Для контроля и поддержки деятельности Всероссийского оргкомитета создается Попечительский совет конкурса.
В состав Попечительского совета входят: первые руководители организаций — учредителей, представители педагогической общественности, известные деятели науки, культуры и искусства, политики, предприниматели, поддерживающие образование.
Состав Попечительского совета утверждается совместным решением учредителей.
Для регистрации участника финала во Всероссийский оргкомитет представляются следующие документы:
— справка — объективка;
— фотографии (одна цветная любого размера и две черно-белые 4 x 6);
— видеоматериалы «Визитная карточка учителя»;
— представление, в котором дается описание общественно значимых действий претендента в течение прошедшего учебного года;
— описание системы работы участника конкурса;
— творческая работа — эссе на темы «Роль образования в современном обществе», «Моя педагогическая философия», статья в научно-методический журнал, этюд-педагогическая зарисовка с урока (по выбору участника конкурса);
— дополнительные материалы.
Все материалы представляются на русском языке. Претенденты из национальных учреждений образования могут представить материалы на родном языке с приложением перевода на русский язык. Документы направляются в адрес Всероссийского оргкомитета до 1 июня.
Ответственный секретарь Всероссийского оргкомитета регистрирует поступившие материалы и направляет их в Экспертную комиссию.
Материалы, поступившие (по почтовому штемпелю) позднее 25 мая, не рассматриваются.
Материалы, поступившие в оргкомитет конкурса, участнику не возвращаются.
Официальной эмблемой конкурса является пеликан, распростерший
крылья над своими птенцами.
Девиз конкурса «В подвижничестве учителя — будущее России».
Главный приз — «Хрустальный пеликан».
Победители областных, краевых и республиканских конкурсов награждаются знаками Правительства Российской Федерации «Учитель года».
15 лауреатов конкурса получают премии Президента Российской Федерации, размер и порядок вручения которых устанавливается соответствующим нормативным актом.
Учредители конкурса, спонсоры и другие организации и частные лица могут устанавливать свои индивидуальные призы лауреатам и победителю.
|