Финалисты конкурса «Учитель года России – 2024» поделились своими переживаниями и впечатлениями
Неделю в Саратове идет первый тур заключительного этапа конкурса «Учитель года России». Все 90 финалистов прошли первое испытание – «Урок». Сегодня, 27 сентября, первая группа педагогов «отстрелялась» на «Педагогическом интервью». Сетевое издание «Учительская газета» поинтересовалось у конкурсантов, как прошли открытые уроки, какая царит обстановка на конкурсе, и что они думают о жюри.
Анастасия Бобрякова: «Мы волнуемся, но мы готовы»
Учитель технологии с правом преподавания химии, средняя школа № 4 поселка Ключи Камчатского края
– Анастасия Михайловна, все финалисты дали открытые уроки. Ваше впечатление об этом конкурсном испытании?
– Очень волнительное мероприятие для любого конкурсанта. Каждый из нас отдает себе отчет в том, что мастерство учителя будет оцениваться как раз на этом этапе. Поэтому каждый старается показать то, на что способен – все самое лучшее, но при этом сделать урок рабочим, не просто выставочным. Поскольку урок мы даем в незнакомом классе, то очень важно наладить связь с детьми. И это иногда происходит не с первых секунд урока, на это нужно время.
– Дети подготовлены к общению с конкурсантами?
– Я думаю, что с детьми была проведена соответствующая работа в плане их эмоциональной настройки, чтобы они психологически были готовы к общению с чужими для них учителями, с членами жюри, которые тоже сидят в классе. Конечно, дети тоже волнуются.
– Жюри очень строгое?
– Жюри строгое, но объективное. Для конкурса такого уровня это правильно. Но хочу сказать, что, общаясь с жюри во время обсуждения урока, анализа урока все проходило достаточно тактично и на принципах взаимоуважения.
– В Саратове собрались 90 сильнейших учителей России. Что скажете об атмосфере конкурса?
– Казалось бы, конкурс – это мероприятия, которое подразумевает соперничество. Возможно, оно и существует глубоко внутри у каждого, а в целом – это мероприятие, где ты чувствуешь себя рядом с единомышленниками. Неоднократно говорили, что «слетелась пеликанья стая». И это действительно так. Ты чувствуешь поддержку, что твои коллеги готовы прийти на помощь. Я нашла много друзей из разных регионов, и мы делимся опытом, эмоциями, которые надолго останутся с нами.
– Как думаете, после конкурса вы продолжите общение?
– Думаю да. Это же возможность и дальше обмениваться тем самым ценным опытом, делиться впечатлениями о своем крае. Возможно, кто-то захочет приехать в Камчатский край и поделиться своим опытом. Думаю, мы обязательно продолжим общение.
– Помимо испытаний, чем еще занимаетесь вместе с остальными конкурсантами, удается ли отдохнуть?
– В целом времени на пассивный отдых очень мало, потому что помимо конкурсных мероприятий у нас большая экскурсионная программа. Мы побывали в очень интересных местах – это и пешеходная экскурсия по Саратову, и музей Радищева, и чудесные школьные музеи, и музеи «Саратовского калача», и Парк Победы, и Парк Покорителей космоса – знаковые места для каждого гражданина нашей страны. И если остается какой-то час на отдых, то мы стараемся проводить его в общении, обсуждать какие-то вопросы.
– Сегодня началось второе конкурсное испытание «Педагогическое интервью», готовы к нему?
– Да. Мы, конечно, волнуемся, поскольку в рамках этого испытания мы остаемся один на один с вопросами и жюри. И как раз это испытание продемонстрирует наше умение общаться, формулировать и доносить свои мысли. Мы волнуемся, но мы к нему готовы.
Максим Храмцов: «Все участники помогают друг другу»
Учитель физкультуры Ново-Ямской средней общеобразовательной школы имени адмирала Ф.С. Октябрьского города Старица Тверской области
– На данный момент завершилось испытание «Урок». Ваши впечатления от этого испытания?
– Конкурсное испытание «Урок» прошло на одном дыхании. Я получил искреннее удовольствие от процесса. Идея туристической тропы получилась отличной: она позволила сочетать полезное с приятным. На протяжении всего занятия ребята преодолевали различные препятствия, показывая командный дух и взаимопомощь.
– Сильно волновались? Жюри очень строгое?
– Волнение может быть полезным, если мы используем его для достижения наших целей и максимизации наших возможностей. Я рад, что смог преодолеть его и дать детям лучший урок, который они заслуживают. И надеюсь, что они будут помнить его и применять полученные знания в своей жизни.
Я очень благодарен жюри за их высокий профессионализм и стремление помочь конкурсантам. Их поддержка и оценка моей работы дали мне еще больше уверенности в том, что я на правильном пути и могу дать детям много полезного и интересного.
– Какая обстановка в целом царит на конкурсе?
– Прекрасная! Все участники помогают друг другу. Недавно мы побывали в тренинг-лагере «Мастерская успеха», где конкурсанты смогли не только улучшить свои навыки и знания, но и подружиться. Это позволило нам чувствовать себя еще более уверенно.
– Понятно, что на конкурсе насыщенная программа, удается отдохнуть?
– Организаторы конкурса сделали все возможное, чтобы участникам было комфортно и интересно. Они подготовили разнообразные мероприятия и предоставили достаточно времени для отдыха, чтобы конкурсанты могли отдохнуть и подготовиться к дальнейшим испытаниям. Кроме того, многочисленные экскурсии позволили участникам более подробно познакомиться с самим городом и его достопримечательностями.
– У вас впереди «Педагогическое интервью», готовы к новому испытанию?
– Готов и жду его с нетерпением. Наблюдая, как мои коллеги уже прошли первый этап и набираются сил, я чувствую в себе силы и уверенность. Для них этот этап закончился успешно, а для меня он только начинается. Я готов принять вызов и показать свои лучшие качества. Уверен, что смогу справиться с любыми трудностями и достичь поставленных целей. Вместе с коллегами мы сможем преодолеть любые препятствия и добиться успеха.
Светлана Великова: «Обстановка на конкурсе великолепная»
Учитель русского языка и литературы средней школы № 7 города Майкопа Республики Адыгея
– Сильно волновались перед открытым уроком?
– Волнение – привычный спутник любого конкурсанта. И причины его понятны. Каждый хочет провести свой лучший урок, показать свои лучшие и сильные стороны, удивить, вдохновить, но главное – найти контакт с детьми. Смею предположить, мне это удалось. Спасибо гимназии «Авиатор» за чудесных учеников, которые очень помогли мне во время урока своим активным участием, искренностью, заинтересованностью. Считаю, что урок получился и благодаря им. Жюри очень доброжелательно и всегда на стороне участника. Это тоже вселяет оптимизма!
– Вы сегодня прошли уже и второе испытание – «Педагогическое интервью». Как вам оно?
– Два испытания, которые мы прошли, совершенно разные. Не скажу, что перед интервью волновалась меньше. Скорее, наоборот. «Урок» – это все-таки сценарная заготовка, какой-то намеченный заранее маршрут. «Педагогическое интервью» – чистая импровизация, где велика вероятность растеряться, что-то забыть, перепутать и т.д.
– Как в целом обстановка на конкурсе?
– Обстановка на конкурсе великолепная! Попасть в эпицентр такого большого сообщества единомышленников – огромное счастье! Мы все такие разные, но у нас общие, понятные другим, мечты, проблемы, идеи, вопросы. Невзирая на соревновательный момент конкурса и формальную конкуренцию, в конечном итоге мы все делаем одно важное и общее дело – несем свет знаний! Уверена, покидая Саратов, каждый будет знать, что теперь у него есть как минимум один хороший друг в каждом регионе нашей необъятной страны!
– Удается ли отдохнуть?
– Помимо испытаний организаторы подготовили для нас очень насыщенную программу. Мы знакомились с городом, посетили Парк Космонавтов, прогулялись по набережной Волги, совершили речную прогулку на корабле, побывали в гостях у нескольких образовательных организаций города. Думаю, что каждый увезет домой частичку саратовской души. И калач, конечно (смеется).
Екатерина Косенко: «У нашей группы было потрясающее жюри»
Учитель истории средней школы поселка Искателей Ненецкого автономного округа
– Ваши впечатления от конкурсного испытания «Урок»?
– Перед уроком очень волновалась! Меня не страшили камеры и жюри, в первую очередь думала о детях: заинтересую ли я их, будут ли выполнять задания? Но когда увидела своих шестиклассников перед уроком, то страх исчез! Я поняла, что все получится! На уроке ребята активно работали, отвечали на вопросы, улыбались. Был момент, когда я совсем забыла о том, что у меня открытый урок – вот как общение с детьми затягивает (улыбается).
– Жюри строгое?
– У нашей группы было потрясающее жюри: справедливое, доброжелательное, вопросы задавали по существу.
– После первого испытания добавилось уверенности или, наоборот, появилось больше страхов и волнения?
– После первого испытания появилось чувство спокойствия и уверенности. Думаю, в таком конкурсе нужно быть самим собой, делать то, что знаешь, и верить в свои силы!
– Какие складываются впечатления в целом о конкурсе?
– Обстановка на конкурсе крайне дружелюбная. Я познакомилась с множеством коллег из разных регионов. Все всегда готовы помочь и поддержать! У нас насыщенная культурная программа: мы гуляли по городу, посещали музеи, катались на теплоходе, ездили в парк Покорителей космоса! Саратов – потрясающий, красивый город со своей особенной атмосферой и культурой.
27.09.2024
|