Быть солнцем
Василина Созоник знает, что нужно ее ученикам больше всего на свете
О чем думала Василина Витальевна СОЗОНИК, расставаясь с коллегами по «Учителю года» и уезжая из Москвы в родной город Магадан? О том, что лет через пять снова попробует себя в конкурсных испытаниях. И снова постарается победить в муниципальном и региональном этапах, чтобы опять приехать на всероссийский конкурс. Конечно, дважды войти в одну и ту же реку нельзя, она это прекрасно понимает. Поэтому попробует вернуться с другим опытом и другими шансами на победу.
Нынешний конкурс Василина Созоник, учитель русского языка и литературы магаданской школы № 30, восприняла как подготовку, репетицию к главному своему испытанию. Что же, поживем — увидим. Василина еще молода, она всего шестой год работает в школе, и у нее, конечно же, многое еще впереди. От всего сердца желаю Василине Витальевне будущих побед. Не просто так пишу об этом, не ради вежливости, а потому что вижу в своей героине большой потенциал, характерные черты и свойства победителя.
Попробую их обозначить.
Василина Витальевна ничего не боится, ни перед какими препятствиями не отступает. То есть даже не так. Нет ничего, что бы воспринималось ею как препятствие. Все проблемы представляются ей решаемыми. К любому ребенку, даже очень непростому и избалованному, она находит подход. Если не сразу, то на следующий день или через день. С любым родителем, даже взбалмошным, подозрительным и недоверчивым, умеет находить общий язык, хотя признает, что иногда это очень непросто. Любую тему, даже очень сложную, может преподнести так, чтобы она показалась детям простой и понятной. Не случайно на ее уроки ученики ходят с особенным удовольствием и желанием. Они знают, что им не будет скучно, ведь Василина Витальевна использует на уроках все имеющиеся новинки — она с техникой, что называется, на ты, как немногие в школе, поэтому ее уроки по-настоящему интерактивные.
— Почему вы так много внимания уделяете техническим средствам? — интересуюсь у героини, потому что самой мне это кажется не то что бессмысленным или лишним, но довольно-таки хлопотным делом.
— Нельзя, чтобы дети намного опережали учителей в освоении гаджетов. Время идет вперед, и мы должны стараться говорить с учениками на их языке, иначе они будут воспринимать нас не как учителей, а как отсталых и надоедливых нянек. И еще, если хочешь, чтобы тебя уважали, будь на шаг впереди.
Конечно, Василина Витальевна использует технические средства не только с целью психологического воздействия. Она понимает, что с их помощью намного легче заниматься развитием творческих способностей учеников. А именно в этом видит одну из своих основных задач.
— Мы, учителя, должны прежде всего работать над развитием творческих способностей, научить детей творчески подходить к любому делу. Это сделает их счастливее. И самим им будет интереснее жить, и людям вокруг будет лучше. Я уже не говорю о том, что креативность выпускников существенно повышает их конкурентоспособность.
Еще очень важными качествами личности Василина Витальевна считает самостоятельность, инициативность, способность принимать решения. Все это тоже воспитывается с детства, причем главным образом закладывается в семье. Василине Владимировне повезло в этом отношении. Мама всегда поощряла ее самостоятельность, не препятствовала, когда в девочке пробудилось желание помогать по дому, убирать, готовить. Такое желание в определенном возрасте появляется у всех, но мало кому близкие взрослые доверяют вымыть полы, окна, тем более проявить себя на кухне. Взрослым легче и проще все делать самим, оставив ребенку роль наблюдателя. В семье Василины все было иначе. Мама и бабушка терпеливо ждали, когда девочка неумелыми ручками сделает ответственное дело. При неудачах не сокрушались, а подбадривали. Бабушка всегда учила свою взрослую дочь, маму юной Василины: «Главное — не убить желание что-то сделать самому от начала до конца». То, как важно бабушкино наставление, Василина Витальевна поняла, лишь став педагогом. Теперь не только на уроках, но главным образом во внеурочной деятельности она стремится поощрять инициативу, доверять ученикам, не давить их лишним контролем. И ученики это ценят, не могут не ценить.
Подлинным воплощением ученической самостоятельности и инициативы можно считать школьную газету «Промокашка», издание которой курирует Василина Витальевна с самого начала своей работы в школе. Газета в школе № 30 существовала давно, но именно с приходом молодого словесника стала не по названию, а по сути печатным органом учащихся. Все решения по содержанию, форме и дизайну газеты принимаются редакционной коллегией, педагог не вмешивается, его задача — помогать или подсказывать, когда его спросят. Все задумки дети воплощают с помощью руководителя, но никогда руководитель не берет на себя право решения.
— Мне очень важно, чтобы дети с самого начала брали на себя ответственность за порученное дело. Тогда они научатся продумывать свои шаги и принимать верные решения. А если нет ответственности, не будет и продуманных шагов. В начале учебного года, например, наши юные журналисты сами предложили продумать электронный вариант нашей газеты, начали разрабатывать его дизайн. Мне очень дорого, что они сами могут организоваться, не ждут, когда их соберут.
Своего восьмилетнего сына Василина Витальевна тоже учит самостоятельности, доверяет ему так же, как когда-то доверяли ей мама и бабушка.
Василина росла в 90-е годы, которые сегодня принято ругать. Но сама она с теплотой и благодарностью вспоминает те годы: «Мы много времени проводили на свежем воздухе, учились дружить, придумывали разные игры, мы всегда были заняты, нам было очень интересно вместе. Родители много работали, искали способы выжить, поэтому мы росли свободными и креативными». Это контрастирует с сегодняшним тотальным родительским контролем. «Сегодняшние мамы и папы стремятся все решать за детей, и это очень недальновидно, на мой взгляд. К хорошему такая гиперопека вряд ли приведет», — считает Василина Витальевна. Она в отличие от многих взрослых помнит себя ребенком, и это дает ей возможность понимать детей, верно оценивать их эмоциональное состояние. И помогать, когда кому-то из учеников требуется помощь.
Не случайно ученики делятся с Василиной Витальевной своими проблемами и радостями, они ей полностью доверяют и не сомневаются, что она их поймет. Это притом что никакого панибратства Созоник никогда не поощряла в своих классах. Наоборот, дети могут сказать о ней, что она строгая, но справедливая. У нее никогда не было никаких любимчиков, со всем классом складывались открытые и ровные отношения. Доверие и честность проявляются в том, что Василина Витальевна всегда может сказать ученикам о том, что они сделали плохо и в чем проявили себя хорошо. Она не бывает равнодушной к тому, что происходит, и дети это тоже очень ценят.
Еще Василине Витальевне интересен внутренний мир учеников. Не случайно она довольно часто использует в своей работе просмотр кинолент с их последующим обсуждением. Ей важно научить подростков видеть главное, формулировать собственные мысли, облекать чувства в слова — сначала устно, а потом и письменно. Когда дети видят, что учителю интересно то, что они чувствуют и о чем думают, они охотнее пишут, так повышается их мотивация. Желание делиться и высказываться у ребенка появляется только тогда, когда он видит заинтересованные и внимательные глаза взрослого, об этом Василина Созоник тоже отлично помнит.
В ее отрочестве таких внимательных глаз было много. Она окончила ту же самую тридцатую магаданскую школу, в которой работает теперь. С теплотой и благодарностью вспоминает сегодня своих любимых педагогов: учителя начальных классов Марину Борисовну Истомину и Владимира Петровича Карабайкина, который вел у них английский язык. Когда Василина Витальевна вернулась в школу в качестве педагога, она увидела учительский коллектив изнутри, и он ей тоже очень понравился. На первых порах ей очень помогли педагоги, у которых она училась в свое время, огромную поддержку во время подготовки к конкурсу оказали завуч Наталья Николаевна Софийская и директор Татьяна Викторовна Фризон. Без помощи всего коллектива, в этом Василина Витальевна уверена, не было бы победы на региональном конкурсе.
А вот в том, что Василина выбрала филологию, большая заслуга ее мужа Александра. Сама она до последнего колебалась между математикой и словесностью (такое сочетание, вопреки бытующему мнению, встречается довольно часто), но будущий муж, с которым Василина Витальевна начала дружить в 16-летнем возрасте, посоветовал идти на филфак. «Это твое», — сказал он ей твердо, и она послушалась. И не пожалела об этом, потому что смогла реализовать многие свои способности именно в роли учителя русского языка и литературы. А муж с первого дня работы Василины Витальевны в школе во всем ее поддерживает, всегда помогает, хотя сам далек и от литературы, и от школы — работает полицейским. Трудится честно и на совесть, во всем являясь примером для их сына, названного Александром в честь папы. Семья у моей героини крепкая и счастливая, а это тоже одно из непременных условий будущих побед.
Интересуюсь у Василины Витальевны, кем она хотела стать, будучи ребенком.
— Вы не поверите, но когда все мои друзья мечтали стать космонавтами, врачами, балеринами и учителями, я грезила о большой семье. Мне хотелось, чтобы в доме слышался веселый детский смех, царило взаимопонимание, чтобы каждый чувствовал любовь и поддержку своих близких. Но я обрела такую семью в школе! Школа стала для меня вторым домом, как бы пафосно это ни звучало.
И правда, дом — иначе не скажешь. Ведь рабочий день Василины Витальевны начинается рано утром, а заканчивается поздно вечером. Даже если она уходит из школы в шесть вечера, дома продолжает думать об учениках, готовится к новому дню. Старается сделать так, чтобы каждый учебный день стал для учеников ярким, новым и неповторимым.
— Я сама не люблю однообразия и понимаю, как важно детям каждый день узнавать что-то новое, участвовать в новом деле, на практике постигать неведомое ранее.
Для подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям Василине Витальевне не жаль времени и сил. Ее тяга к творчеству в школе реализовалась на все сто процентов.
В заключение разговора прошу мою героиню сформулировать главный педагогический принцип.
— Мне особенно дорог призыв Шалвы Амонашвили, которому я стараюсь следовать и который считаю своим педагогическим кредо: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах». В этих словах есть все: и роль учителя в жизни каждого человека, и его безумная ответственность за результаты своего труда, и его награда...
|