Участник о себе: | Из моих пятнадцати лет работы семь с половиной было посвящено русскому языку и последние пять-семь — литературе. Было очень интересно открывать какие-то новые приемы в преподавании русского языка, методы, новые сведения о предмете. Очень много в теории русского языка, в лингвистике сближает его с математикой, с некой системой знаков, поэтому русский язык как школьный предмет в первую очередь направлен на формирование мышления, развитие логики учеников. Когда я почувствовал, что уже много знаю о преподавании русского языка, мне захотелось заняться той областью, в которой у меня было меньше наработок. Тогда я обратил внимание на литературу. Литература — это важная часть мировой художественной культуры; преподавание литературы в школе позволяет работать с эстетическим чувством учеников, с умением создавать образы. Именно образность литературы позволяет дополнить логику русского языка и связать два предмета в единый курс, позволяющий вживую показать ученикам, что такое тот самый русский литературный язык, который нам известен еще со времен великого Александра Сергеевича Пушкина.
Основной метод, который я сейчас использую, — это погружение в эпоху писателя, его личность. Для того, чтобы ребенка заинтересовать, я рассказываю интересные факты из биографии писателя, показываю, что его произведения являются большой частью системы русской литературы. И каждый раз на уроке литературы ученик как будто получает элемент головоломки, с помощью которого мы создаем общую картинку. Знание контекста, в котором создаётся произведение, даёт возможность по-другому посмотреть на произведение, увидев в нем что-то близкое самому ученику. Основной сложностью в данном методе, конечно же, является отбор фактов: постоянно стоит вопрос, что будет интересно для моих юных литературоведов, что даст нам возможность глубже понять изучаемый текст.
Мне кажется, что основная задача курса литературы — давать уроки не как набор разрозненных произведений, а постоянно выстраивать базу для дальнейшего движения. Чем-то это похоже на строительство дома. В пятом классе мы заливаем фундамент, затрагивая разные области детской литературы, в шестом мы знакомимся с более серьезными произведениями, тем самым начинаем формировать стены этого дома. И в одиннадцатом это уже фасад и постройка крыши. Потом дети могут принимать решение: хотят они строить себе новое здание и заниматься литературой профессионально, либо им будет достаточно этого уютного домика.
Учить — это некая миссия. Когда мы работаем с детьми, то формируем свое будущее. Я хочу жить в мире с образованными культурным людьми, читающими и понимающими Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого. У каждого ребенка должна быть возможность сформировать свой набор ценностей и норм, и благодаря литературе он может найти свою модель поведения в сложных жизненных ситуациях. |