Участник о себе: | Как учитель я уверена, что ученик должен развивать в себе способность проникать в корень вещей. Как филолог я понимаю, что корень текста — это слово, а слово — это метапредметная, абсолютная единица, которая является доминантой моей педагогической практики и концептом деятельности.
В основе моих уроков литературы — технология погружения в текст. Цель этого погружения — определение СЛОВА текста, его идеи. Так слово становится ценностью текста, который ученик читает или создает сам.
Работа со словом на уроках русского языка предполагает анализ единицы лексикологии, его орфографической оболочки и функционирования в речи.
Быть учителем для меня то же, что и быть творцом. Я выверяю еще не сказанное слово, продумываю каждый шаг, но не карта урока побеждает, а то, что рождается в совместном творчестве детей и учителя, исход которого далек. Этот исход — откровение ученика. И его недовольство, и отчуждение, и бунт, но чаще жажда нового, непостижимого, что еще может ДАТЬ учитель, жажда новой правды, мысли, жажда знания. Чем же тогда учитель не писатель, ибо читатели его всегда найдутся? Так было задумано: учитель СОЗДАЕТ и ОТДАЕТ урок, а ученик — открывает себя в этом уроке.
Слово «отдавать» — многозначное. Отдавать — значит, во-первых, возвращать. Однако едва ли хорошо брать взаймы. Может ли учитель давать нарочно, ожидая взамен пятерку за контрольную или победу на олимпиаде?
Отдавать — значит предоставлять. Но в этом случае от нас остаются только должности, сухие нормативные составляющие. Мы — лишь посредники, выжатые до одного универсального действия. Мы — номинальные служащие.
Отдавать — значит делать что-то ради важной, единственной цели. И тогда учительские задачи определены в достаточном объеме, остается лишь создать конвейер и выпускать подходящие действительности «продукты» автоматизированного педагогического процесса.
Отдавать — значит продавать, бесчеловечно ставя на себе ценник.
«Отдавать» — это скупое действие. У этого глагола девять значений, но только одно верное, самое последнее. Отдавать — значит жертвовать, освобождать. В конце концов, отпускать своих учеников.
Мое предназначение скромное — ДАРИТЬ свое СЛОВО детям, слово, которое рождает идею, которое определяет время, которое станет уже ИХ уникальным, особенным словом жизни. |