Участник о себе: | «Ух ты! Хорошо-то как!»
Когда-то давно прозвучало такое непосредственное, такое детское восклицание шестиклассника после звонка с урока литературы. И я был рад тому, что мы застыли на местах и растерянно смотрим друг на друга. Мгновение-открытие чего-то важного, не просто эмоционального или интеллектуального. А именно радость познания звучала в этом «ух ты!». И так хотелось, чтобы из восемнадцати моих шестиклассников так восклицали… все. Через 10 лет у меня было уже 80 шестиклассников, потом 170, сейчас 240. Параллели растут, но всё так же ждёшь новых открытий на уроках, ищешь свежие приёмы для этих открытий, изучаешь новые мотивации, окунаешься в новые интересы. Чтобы читать хотелось, чтобы стихи от души. Всем. Ведь читать — это здОрово!
Меня привлекает всё, что может вдохновить: новые веб-сервисы и спортивные соревнования, показ мод и программы олимпиад, идеи древнерусских мыслителей и новые инсталляции на выставках, архитектура старая и новая, 3d-модели и дождь в январе, фотошоп и классический балет, «Матрица» и походы в Кузнецкий Алатау… И всегда сохраняю информацию, фотографирую, записываю, снимаю, параллельно думаю: как занимательные вещи применить в работе?
Тетрадь по литературе у нас всегда «ручной работы». Её нужно иллюстрировать, раскрашивать, в ней будут карты-путешествия, интересные события, деревья-жанры и дворцы-жанры. Открытия великих художников слова помогают понять, прежде всего, мотивы человеческого поведения, синтез внутренних потребностей человека и его устремлений. Тетрадь по литературе — это отражение восприятия художественного произведения на бумаге. Моя задача — чтобы эти впечатления не были разрозненными, а составили логически связанное целое. Новые впечатления, полученные на уроке, не останутся изолированными. Мы сделаем зацепки в тетради, в социальной сети, в литературной гостиной, на сцене…
Систематизировать полученные знания, которые несут подчас компилятивный характер, необходимо всегда. Важно, чтобы у учеников сложилось цельное представление о литературе как процессе. Постепенно обобщаются знания о произведении как этапе творчества писателя, затем как части литературного процесса. Формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные на уроках литературы знания, способствующие построению в сознании ученика общей культурно-исторической картины. Уроки помогают ориентироваться в мире знаний о нравственности, выстраивать целостную картину мира.
И так хочется, чтобы уже сейчас из двухсот сорока моих шестиклассников «ух ты!» восклицали… все.
Для меня конкурсы педагогического мастерства — это обобщение и систематизация накопленного опыта. Значит, пришло время. Пора показать работу учеников в системе. Посмотреть со стороны.
Предметные: «Лучшие учителя России» (федеральный, 2008, победитель), «Мой успешный урок» (региональный, 2015, победитель), «Учитель года — 2022» (региональный, победитель);
Воспитательные: «Педагогические таланты Кузбасса» в номинации «Педагог-воспитатель» (региональный, 2003, победитель), «Самый классный классный (региональный, 2011, победитель), «За нравственный подвиг учителя» (региональный, 2016, победитель);
Социальные: «Педагогические таланты Кузбасса» (региональный, 2012, победитель);
Методические: «Педагогические таланты Кузбасса» в номинации «Педагог-методист» (региональный, 2019, победитель), «Лучший педагог-наставник» (муниципальный, 2022, победитель);
Семейные: «Самая читающая семья» (региональный, 2007, победители, 2013, призёры). |