Учитель и врач в одном лице
На своих уроках биологии Хава Гандалоева не только учит, но и спасает здоровье детей — образование позволяет
Своим педагогическим девизом Хава Гандалоева, учитель биологии школы № 19 села Сагопши и победитель конкурса «Учитель года – 2014» Республики Ингушетия, выбрала слова Конфуция: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем». Вот и в ее собственной жизни традиции тесно переплетаются с современностью, опыт с новаторством, а нелегкие учительские будни с неожиданными радостными находками, которые нередко потом облегчают существование ее ученикам.
Хава Нурадиновна — педагог в третьем поколении, общий педагогический стаж семьи Гандалоевых составляет 400 лет. Из 10 детей в их семье семеро стали учителями, Хава из всех сейчас самая младшая. Когда собираются вместе, шутят, что получается совещание в учительской: здесь и математик, и филологи, и географ, и биолог. А начало всему положил отец Нурадин Идрисович Гандалоев, вернувшийся в конце пятидесятых, после репрессий и высылки в Казахстан, на родину и проработавший потом в сельской школе учителем ингушского языка и литературы более 20 лет. В родном селе практически в каждой семье были его воспитанники, и авторитет он имел такой, что седобородые старцы приходили к нему за советом. Наверняка он и дальше работал бы, но в 56 лет после обширного инфаркта его жизнь резко оборвалась, и случилось это 1 сентября, в День знаний, когда он торопился в свою любимую школу.
В эссе, которое Хава Гандалоева специально написала для представления на всероссийском финале конкурса «Учитель года России», она сравнивает учителя и ученика с двумя радугами: большая — это наставник, а вторая под ней — поменьше, но ярче, это его ученик, впитывающий от своего мудрого учителя свет добра и красоты. Радуга Нурадина Идрисовича Гандалоева оказалась настолько мощной и яркой, что ученики не только впитывали свет от нее, но и сами загорались, став педагогами и продолжая освещать путь уже своим многочисленным воспитанникам.
Казалось бы, в такой семье для юной девушки путь один — педагогический вуз, но Хава сначала решила выбрать другую дорогу и после школы поехала учиться в медицинское училище. Окружающие к ее выбору отнеслись снисходительно: пусть попробует, все равно потом вернется в школу. Так оно и вышло. Училище окончила с красным дипломом, год проработала школьной медсестрой, а потом поступила в Чечено-Ингушский университет на учителя биологии и химии. Сегодня уже 26 лет, как Хава Нурадиновна работает учителем, а когда начинала, ее ученики-одиннадцатиклассники были всего на два-три года моложе своей юной наставницы.
19-я школа села Сагопши хотя и построена в 1969 году, считается новой. Рассчитана она на 320 мест, а учатся в ней 700 детей. И хотя новые стандарты требуют учебы в одну смену, пока для учеников это несбыточная мечта. Неподалеку начато строительство нового школьного здания, но когда его достроят и переселят ли туда этих школьников или ребят из другой, более старой школы, неизвестно. Село Сагопши большое, около 10-11 тысяч жителей, и семьи большие, по 8-9 детей. Для очень многих из них Хава Нурадиновна стала не только любимым учителем, но еще и медицинским работником, готовым оказать каждому первую помощь. Почти 20 лет она совмещала преподавание биологии и работу школьной медсестры — образование позволяло. И еще защитила кандидатскую диссертацию, причем по двум специальностям — «экология» и «зоология». Ставку медсестры пришлось оставить, все сразу было не успеть. Зато увлечение медициной стало не только частью ее жизни, но и вошло в образовательный процесс, в преподавание.
Все началось с трагического случая, когда в селе погиб ребенок. Ему не смогли сразу оказать помощь, потому что не знали его группу крови. И Хава Гандалоева решила, что такого больше повториться не должно, поэтому группу крови нужно определять каждому школьнику. А так как сама она медик, то вполне может с этим справиться даже на уроке!
— Обычно я в своей школе всегда сама беру кровь у детей, — рассказывает Хава. — Они нисколько не боятся и сами потом с моей помощью определяют свою группу крови. Моим ученикам всегда очень интересно, когда берут их кровь. Обыкновенные два предметных стекла, капелька крови, и они уже не будут смотреть, что делает сосед по парте, а только на то, что происходит с их кровью...
Таким же интересным и практико-ориентированным она решила сделать свой конкурсный урок на всероссийском финале в Москве. Но жюри запротестовало: «Вдруг ребенку будет плохо!» Уверения, что за 26 лет работы еще никому плохо не становилось и что она каждый год определяет целому классу детей их группы крови, а тут всем не надо, всего лишь одному и по желанию, не подействовали. Уже и болельщики сдались, начали уговаривать: «Не надо, могут придраться к тебе, сделать замечание». Но разве можно отказываться, когда это главная особенность ее урока, ее находка! Мало того, Хава Нурадиновна еще и дату важную нашла, сумела «привязать» ее к теме своего урока и выявить метапредметные связи с математикой.
В 1900 году австрийский иммунолог Ландштейнер открыл существование групп крови, и в 2014 году его открытию исполнилось 114 лет. Если от 114 отнять число, которое образуют две последние цифры года вашего рождения, то вы получите столько лет, сколько вам исполнилось в 2014 году. Кстати, тот же результат, если из 115 отнимать (в 2015 году открытию Ландштайнера 115 лет) и так далее. Хава говорит, что когда детям объясняешь эту закономерность, они не только потом дома с родителями пересчитывают годы рождения всех родных, но и на всю жизнь запоминают и дату, и автора открытия групп крови!
Она еще несколько дат подыскала, с которыми можно проводить разные несложные и интересные расчеты, приходя к одному и тому же результату. Есть такие числа в математике, это очень интересно детям, и любые даты так запоминаются намного лучше, одновременно пробуждая интерес к «царице наук».
Но вернемся к открытому уроку. Когда окончательно стало понятно, что у детей взять кровь не получится, она решила показать этот опыт на себе, определить свою группу крови. Правда, в начале урока мальчик с первой парты сразу ее огорошил, заявив, что у них вчера была такая же точно тема. Что делать учителю? Она сначала расстроилась: как себя вести, тут же давать другую тему, по своему усмотрению? Это тоже не вариант, жюри не одобрит. Мгновенно собралась с мыслями и решила сказать так: «Да, у вас эта тема была, но такого урока еще не было!» И тут она рассказала детям, что на своем обычном уроке по теме «Строение организма» или «Кровообращение» они с учениками берут кровь из пальца и учатся определять свою группу крови: «Но так как мы с вами недостаточно хорошо знакомы, я не могу у вас брать кровь, поэтому из ситуации мы будем выходить по-другому».
И тут случилась неожиданность: два члена жюри встали со своих мест и предложили взять кровь у них! Хава говорит, что это было совершенно неожиданно и очень приятно, потому что она сразу почувствовала поддержку, даже настроение в классе изменилось, улучшилось!
— Наша тема была «Строение организма», я объясняла, что такое клетка и ткань, а кровь — это разновидность ткани. Поэтому ей такое внимание. Тем более что позже у нас идет тема «Кровообращение», и я таким подходом мотивирую детей на дальнейшее изучение, пробуждаю их интерес к учебе. Главное для учителя — заинтересовать. И биологией, и учебой в целом. Это особенно важно, когда речь идет о восьмиклассниках. По моим наблюдениям, именно в восьмом классе интерес к учебе пропадает. В 6-7-м еще держится, а в 8-м они уже вроде бы взрослые, им неохота учиться, новые интересы появляются, но на самом-то деле они еще дети. Позже, в 17-18 лет, они уже учатся более осознанно, а в 8-9-м классах их обязательно надо мотивировать.
Одним из способов этой мотивации стали схемы, разработанные Хавой Нурадиновной и активно используемые ее учениками. Эту работу она сделала еще в 2008 году, обратив внимание на то, что не все школьники одинаково охотно читают учебник, точнее, много таких, кто что-то пропускает, упускает или просто ленится сидеть над книгой. Поэтому текст каждого раздела она переложила в универсальные схемы и с восьмого класса учит детей делать это самостоятельно. У нее издан методический материал со схемами по всем параграфам и разделам. И вот что интересно: когда начинала эту работу, речь о сегодняшних стандартах еще не шла, а теперь оказалось, что это очень важно и такой метод называется метапредметной схематизацией. На основе ее методической брошюры восьмиклассники учатся перекладывать текст в эти универсальные схемы, и в 9-10-11-м классах уже сами могут для себя переложить в схему весь материал. Им так легче все запомнить и понять. А когда после девятого сдают экзамены, у нее каждый ученик с помощью схем рассказывает весь материал. Точнее, так: если 5 схем в первой четверти выучил — это твердая тройка, 10 схем — «четыре», а 15 — пятерка. То же и в следующих четвертях. К концу года даже самый слабый ученик знает 20 схем. Хотя на других уроках, бывает, рта раскрыть не может. Для слабого сельского троечника 20 схем — это очень много, потому что одна схема — это не одна тема, а один раздел. Учебник целиком не прочитают, а схему выучат. Конечно, тот, кто заинтересован, и учебник читает, и схемы учит. С такими ребятами учитель ведет проектную деятельность, уже двое учеников Хавы Гандалоевой выезжали на заключительный этап Всероссийской олимпиады по экологии. А один проект даже получил максимальное количество баллов, школьница претендовала на третье место, но чуть-чуть не хватило баллов по теории. Это притом что школа сельская и предмет «Экология» даже не стоит в программе. И для учителя, и для учеников это кружковая работа, дополнительное образование, объяснимое повышенным интересом учительницы (вспомните кандидатскую по экологии) и ее учеников.
Еще одна интересная подробность. Считается, что самая трудная и объемная подготовка к ЕГЭ у учителей-филологов и математиков. В 19-й школе поселка Сагопши рядом с ними можно смело ставить учителя биологии: каждый год практически все выпускники выбирают именно этот предмет как профильный для сдачи единого госэкзамена. Здесь все дети уверены, что лучше всего знают биологию! В итоге каждый год Хава Нурадиновна готовит к ЕГЭ по биологии, например, 60 или 63 выпускника.
Проработав 15 лет в старших классах, сегодня она ведет биологию у всех, начиная с шестого. В этом году будет уже третий ее «полный» выпуск, и многие традиционно поедут поступать в медицинские вузы или на биологию, психологию, химию. Сегодня в школе ее ученики — это второй учитель биологии, учитель химии, первый кандидат медицинских наук из их села тоже ее ученица.
Все выпускники для Хавы Нурадиновны как родные дети, школа стала ее второй семьей. Спрашиваю ее, какие же качества характера должны быть у настоящего учителя? И за что ученики любят своих учителей?
— В первую очередь в учителе должна быть любовь к детям! Второе — порядочность во всем. Дети сразу чувствуют всякую ложь, их обмануть никак нельзя. Поэтому учитель должен быть обязательно порядочным, честным — и внутри себя, перед собой, и перед детьми. Учитель должен даже не столько внешне, сколько внутренне быть очень красивым! А еще — очень компетентным человеком, высоким профессионалом своего дела. Тем более это важно в наше время, которое называют мобильным веком. Учитель тоже должен быть очень мобильным, динамичным, креативным, чтобы идти в ногу со временем. А еще — ответственным, самокритичным, дисциплинированным. И всегда полностью отдаваться своей работе!
|