Сильное звено
Евгений Головин из тех, на ком держится школа
Евгений Головин, учитель физкультуры из Иркутской области, на конкурсе в Мытищах больше молчал. Он внимательно смотрел все конкурсные испытания, словно учился у коллег, размышлял, анализировал, сравнивал чужой опыт со своим, благо учителей физкультуры в этом году было, на удивление, много. У каждого из них свои находки, свои сильные и слабые стороны. Евгению было интересно узнать, чем живут и дышат коллеги-физкультурники из других регионов, на что делают упор в преподавании физкультуры, как мотивируют детей.
Сам Евгений — коренной сибиряк, заядлый рыбак и охотник. Тайга с детства — его родная стихия. Все свободное время он проводит на природе — не может жить без леса и реки. В Восточных Саянах природа удивительно красивая и, главное, чистая. От дивных пейзажей захватывает дух. В родном для Евгения Нижнеудинском районе есть и быстрые реки, горы, и скалы, и водопады. Есть даже труднодоступная, почти сказочная земля с таинственным названием Тофалария. Там живет самый малочисленный народ на земле — тофалары, потомственные охотники и оленеводы. В их поселки, как в хорошо всем известной песне, только самолетом можно долететь — от райцентра это 200 с небольшим километров. Такие там внутрирайонные расстояния! А от Иркутска до Нижнеудинска вообще более 500 километров. Человеку, всю жизнь прожившему в средней полосе или на юге, такое трудно даже вообразить!
Леса в Приангарье совсем не похожи на подмосковные, да и климат, мягко говоря, совсем другой. И наверное, не ошибусь, если предположу, что на учителе физкультуры сибирской школы лежит и большая ответственность, и серьезнее задача — воспитать сильного и выносливого во всех отношениях человека, будущего покорителя тайги.
Евгений в отрочестве и не думал, что станет наставником. Мечталось о другом, далеком от школы. С физкультурой, правда, мой герой дружил с детства. В подростковом возрасте благодаря учителю увлекся волейболом. Все свободное время Евгений и многие его сверстники проводили в спортзале. Развлечений в поселке было немного, отцы большинства одноклассников работали в леспромхозе, уезжали надолго, дома и в школе, по признанию Евгения, царил матриархат. Женщины, понятное дело, старались уберечь сыновей от опасных шалостей: вокруг тайга. Как же повезло мамам с учителем физкультуры, сумевшим увлечь их детей спортивными играми!
Именно он, Николай Михайлович Авсюков, педагог Шумской поселковой школы, заменил 14-летнему Евгению погибшего отца. Не только для него, но и для многих сверстников Головина Николай Михайлович стал примером и опорой. Благодаря его влиянию Евгений после 9-го класса поступил в Братский педколледж на отделение физвоспитания, получил диплом учителя физкультуры. Во время учебы стал кандидатом в мастера спорта по волейболу, много раз выезжал на соревнования, посмотрел страну, задумывался о карьере профессионального спортсмена. Но по распределению попал в сельскую школу. Не сказать, что место было для него совсем незнакомое — в поселке Солонцы Нижнеудинского района жили его бабушка с дедушкой. Проработал там выпускник педколледжа всего год. Что-то получалось, что-то не очень. Сегодня Евгений вспоминает свой первый педагогический опыт скорее критически — признается, что тогда еще был незрелым человеком, почти ровесником 11-классников. В ту пору не было не только опыта, но и осознания важности дела. Словом, работал Головин не то что плохо, но как-то механически, без души и большого желания. Неудивительно, что, когда его пригласили в военкомат по поводу призыва в армию, сразу согласился. А ведь как сельский учитель мог бы воспользоваться льготой — не призываться на срочную службу. Но, видимо, Евгению в тот момент армия была необходима. Не только для взросления и возмужания, но и чтобы лучше понять себя.
Именно в армии Евгений осознал, что его призвание — учить, помогать молодым приобретать нелегкие физические навыки. Так получилось, что Евгения благодаря прекрасной физической подготовке взяли в элитные войска специального назначения. Там он был старше и опытнее многих своих однопризывников. Жалел их, помогал осваивать технику рукопашного боя, показывал, как нужно дышать во время бега, как оптимальнее распределять нагрузку во время долгих изнурительных марш-бросков. Незаметно для себя самого стал наставником, заместителем командира взвода. Возвращался со службы в звании старшего сержанта с благодарностями от командующего. Уже перед демобилизацией твердо решил, что вернется в школу.
Евгения направили в поселок Вознесенское, где в основном работали геологи. Многие из них жили тут со своими семьями — для детей геологов была создана небольшая школа. Нагрузка у учителя физкультуры тоже была небольшая. А Евгений на тот момент решил обзавестись семьей. Как человек ответственный, он не мог позволить себе предложить избраннице небольшую учительскую зарплату.
Поэтому нашел совмещение — работу в нижнеудинской школе № 1. Со временем она и стала основным его местом работы, а геологическая осталась дополнительной.
Педагоги 1-й нижнеудинской школы сразу же оценили молодого физрука. «Мы с первых дней увидели, насколько Евгений Александрович надежный и ответственный, как к любому делу подходит основательно. Если берется за что-то, обязательно доводит до конца, старается сделать на совесть. За порученное ему дело можно быть спокойным, никогда не подведет. Про таких говорят: «Настоящий мужчина». Нашей школе повезло, что у нас работает именно такой учитель, ведь образование в стране давно стало «женским» — эти слова сказала о Евгении Людмила Дудченко, заместитель директора по воспитательной работе, но с ней согласились абсолютно все коллеги.
Директор школы Татьяна Генриховна Воронова добавила: «Евгений Александрович — веселый и остроумный человек. Когда он находится в учительской, там всегда звучит смех. Он умеет разрядить самую напряженную атмосферу». Но однажды, по рассказам коллег, остроумие сыграло с ним злую шутку. Дело было так: как-то на перемене дети спросили Евгения Александровича, что они будут сдавать на следующем уроке, имея в виду определенные виды зачетов. Евгений Александрович, сделав серьезное лицо, ответил: «Будем сдавать кровь». На следующий урок, к его удивлению, пришли всего 12 человек. Остальные испугались предстоящей процедуры.
Дети Евгения Александровича не просто уважают, они его обожают, ценят и любят. Коллеги признают, что физкультура — любимый предмет у многих учеников. «Мы это особенно ощутили, когда Евгений Александрович уезжал на областной и Всероссийский конкурсы «Учитель года», — добавляет к сказанному одна из коллег. — Все наши ребята болели за него, а еще все время спрашивали, когда же он вернется и в расписании снова появится физкультура».
«В нашем коллективе он ключевое звено. И советом поддержит, и помощь предложит. Пошутит к месту, да еще и анекдот в тему расскажет», — продолжает рассказ Людмила Николаевна Дудченко.
Учителя 1-й нижнеудинской школы рассказали, как Головин любит свой предмет и как мастерски играет в волейбол. Когда на учительских олимпийских играх, которые ежегодно проходят в районе, играет команда первой школы, за нее болеют практически все зрители. Возглавляет команду Головин. В прошлом году в напряженной, упорной борьбе школьная команда заняла второе место, несмотря на полученную капитаном травму.
Евгений Александрович любит побеждать сам и учит этому своих учеников, гордится их достижениями. Такие люди притягивают к себе. Наверное, поэтому секцию, которую он ведет, посещает больше детей, чем записано в журнале. И в конкурсе он участвовал, чтобы победить. Хотя признается, что не ожидал, что конкурсный марафон отнимет так много времени. Оказалось, что дело это серьезное. Ему даже стыдно было перед учениками, что бросил их надолго. Ведь тренировки требуют постоянства, системы, а тут...
Региональный этап длился почти месяц. «Учебное занятие», «Учитель-воспитатель», «Увлекательные внеклассные занятия», «Учитель-мастер» и «Круглый стол образовательных политиков» — на этих конкурсах Евгений продемонстрировал все свои таланты. Старался изо всех сил, не хотел подводить коллег и учеников. Знал, как все болеют за него в школе. Ребята звонили и переживали, каждый день спрашивали, как дела, желали удачи. «Такая поддержка очень приятна, — признается Головин и добавляет: — Знаете, именно на конкурсе я почувствовал, что все делаю правильно».
За победу в региональном конкурсе Евгений получил автомобиль «Хендай». Подарку искренне обрадовался, ведь своего автомобиля у Головиных до сих пор не было.
Конкурс «Учитель года» — далеко не единственная и не первая победа. В Нижнеудинском районе ежегодно проводится предметная олимпиада среди учителей. Два года назад Евгений Александрович принимал в ней участие и занял первое место. За победу был награжден туристической путевкой в Китай. Кстати, ездил туда со своей семьей: женой и сыном. Надежда Анатольевна Семенова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, просит меня отметить в очерке, что Евгений Александрович отличный семьянин: «Вместе со своей женой Антониной они отлично дополняют друг друга как в семейной жизни, так и на работе». Антонина Олеговна работает учителем английского языка в геологической школе. У супругов-педагогов уже двое детей: старший сын скоро пойдет в школу, а дочке только два с небольшим. Мечта Евгения — построить для своих близких большой хороший дом. И конечно же, дать детям здоровье — это само собой.
Для многих своих учеников он стал примером для подражания, старшим другом, с которым делятся радостями и огорчениями. Как и его наставник, Авсюков, для мальчишек из неполных семей заменил отца. Неудивительно, что за 12 лет работы по его стопам уже пошли восемь выпускников.
Вот что Евгений написал в своем конкурсном эссе: «Трогательно и приятно, когда между уроками на перемене бежишь по территории родной школы из спортзала, чтобы взять классный журнал или порой просто перекусить в столовой, и вдруг слышишь до боли знакомый голос: «Евгений Александрович, здрасте! Как дела у вас? Вы по нам скучаете?..» Вот они, мои бывшие выпускники! Да какие бывшие — это мои дети! Да имею право так сказать! Я их учил, они достигали успехов, вместе мы радовались и переживали, вместе учились, учились жить, учились делать себя и мир вокруг добрее. И это мое! Я учитель, простой учитель физкультуры, и я горжусь этим!»
Евгений не идеалист, он отлично понимает, как сложно в век Интернета и массовой информационной революции вовлечь максимальное количество ребят в спорт, через который легче всего развивать все главные личностные качества человека. Но своим профессиональным девизом он выбрал слова Сухомлинского: «Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого». И самое главное, он следует этому девизу — это можно сказать со всей определенностью.
|