Расправляя крылья
Слова должны уметь летать, парить, садиться на ладони
Анжелика ДОРЖУ человек увлекающийся, она с удовольствием поет и декламирует стихи, выращивает прекрасные цветы на приусадебном участке и замирает в благоговейном предвкушении перед необычными задачами. Ее манит поиск и окрыляют открытия. Как говорит ее любимый мастер рисованных загадок калифорнийский художник-анималист Стивен Гарнер: «Крылья нужны лишь тем, кто летает. Подумай, как живут люди, что они делают, где они? Задержись и подумай, почему одни ходят пешком, другие летают. Некоторые опускают руки, продолжая ткать паутину из сюжета будней. Ход жизни, который никогда не идет ни вверх, ни вниз. Мы просто движемся по кругу. Остальные не стоят на месте, борясь ежедневно против посредственности и идя вперед, отрицая смерть и мертвых. И опять кто-то спрашивает: «Для чего живем?» Некоторые ходят пешком, а кто-то летает».
И Анжелика Чадамбаевна, даже идя пешком по родному Сукпаку, тихонечко напевает: «Я научу слова летать, парить, садиться на ладони. // Я буду их благословлять помочь тому, кто обездолен. // Я научу слова летать, из сердца вылететь позволю, я выпущу слова на волю, я научу слова летать. // К больному на подушку сев, они прогонят боль, страданье и добротою всех согрев, пробудят в людях состраданье. // Пусть исцеляют стариков, и молодых, и одиноких. // Нельзя прожить без добрых слов родных людей или далеких».
Потому что ее окрыляют именно сила и красота слова.
Анжелика Доржу вернулась в Сукпакскую школу после Кызылского пединститута, того, что ныне стал Тувинским госуниверситетом. Она всегда доверяла Виссариону Белинскому, утверждавшему: «Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». И желала убедить в этом и своих земляков.
За годы работы Анжелика Доржу поняла, как важно дружить с родителями, верными помощниками в воспитании подрастающего поколения. Конечно, с одной стороны, это несложно, почти всех мам и пап своих учеников она знает с детства. Но, однако, порой взгляды на то, что ребенку необходимее всего, у них оказываются разными. И тогда приходится искать компромисс.
— Хорошо или плохо идет воспитание — об этом достоверно можно судить по тому, может ли ваш ребенок сказать «Я счастлив!» — считает Доржу. — Советую родителям не слишком надеяться на собственный пример, увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если ребенка уважают. Мы не хозяева жизни своих детей, мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего, поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут влиять на их путь.
Она доверчива. И люди тоже ей доверяют. Такой живой, остроумной, открытой. Но со своей тайной и чувством собственного достоинства. Таким воспитала она и своего сына Глеба.
— Когда-то знаменитый писатель Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», сказал: «Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посеял в этот день», — улыбается педагог из Сукпака. — Мне кажется, в учебе важны даже не оценки-награды, а то, что дети начинают осознавать важность своего профессионального, научного, личного роста. Они обладают настоящими сокровищами: талантом, упорством, работоспособностью. Один мудрец увидел в слове «имя» два слова — «им» и «я». Думаю, человек должен себя отдать другим, и как он это сделает, таким будет его имя. Каждый из нас сейчас фактически стоит на пороге широко распахнутой двери в новое образование. Какое оно — это новое образование? Каково то образовательное пространство, которое предстоит не только осваивать, но и создавать? Ведь за последнее время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».
После конкурса «Учитель года России – 2014» Анжелика Чадамбаевна активно включилась в работу Ассоциации творчески работающих учителей Кызылского района. Хочет строить новую школу современности самостоятельно. Она член Общественного совета при главном инспекторе по русскому языку республики, член Координационного совета по введению ФГОС Кызылского района, член Экспертной комиссии по русскому языку при Главной аттестационной комиссии Республики Тыва.
На ее уроках можно побывать на приеме у королевы и узнать, каково это быть особой королевских кровей. Доржу вообще всегда интересно узнавать, какие они, известные люди, каков у них характер, привычки, семьи. Она составляет свое мнение о них, читая исторические романы. Может ли человек сам выбрать свою судьбу? Об этом всегда можно поговорить на уроках. А ее кредо: «Жить творчески, а иначе зачем?» Ей важно увидеть в ребенке личность.
— Формирование творческой, нестандартно мыслящей личности, — считает тувинский филолог, — важнейшая задача современной школы, решаемая различными путями, в том числе и обновлением содержания образования и расширением палитры методов и приемов работы на уроке. Труд учителя — это творчество. Это беспрестанный процесс слияния мыслей, педагогических и методических открытий миллионов учителей. Учитель вечно изобретает, пробует, совершенствуется, ему необходимо шагать в ногу со временем. Он основная фигура при внедрении в практику различных инноваций. Сейчас важно в школах заниматься проектной деятельностью. Цель проектной деятельности — создать условия, при которых можно приобрести недостающие знания из разных источников, пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, овладевать исследовательскими умениями; развивать системное мышление. Для развития проектной деятельности я стараюсь создать условия. А результаты ученических исследований затем использую и на своих уроках, и делюсь с другими учителями.
Исследования ее учеников бывают весьма любопытны. Например, семиклассница Аюша Сат задалась вопросом о происхождении имен одноклассников: «Имена людей — часть истории народов. В них отражаются быт, верования, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Я хочу проследить, влияет ли имя на характер моих одноклассников». Ее изыскания показали прежде всего то, что в основном ее одноклассников называют тувинскими словами: Чечена — «красноречивая», Сайлана — «прибрежная галька», Алдынай — «золотая луна», Монгунаш — «серебринка», Отчугаш — «огонек», Белек — «подарок». Это и понятно, ведь имена дали родители Тувы. Все они желали, чтобы их дети олицетворяли то значение, которое они хотели бы видеть в своих малышах. А у самой Аюши имя монгольского (тибетского) происхождения, Аюш — имя бога долголетия, поэтому она девочка «божественная». «По крайней мере умненькая точно», — смеется педагог.
Доржу с учениками пишут сказки о подлежащем и сказуемом, размышляют над мифами различных религий, изучают топонимику Сукпака. Все это часть их жизни, все это дает им возможность узнать о русском языке и литературе как можно больше.
Выпускники не устают благодарить свою Анжелику Чадамбаевну за то, какие прекрасные знания она им дала. Дома и в школе они общались на тувинском и даже не думали, как поможет им русский в больших городах, куда разлетелись они после школы.
День республики традиционно отмечался здесь каждый год 15 августа, но в 2014 году празднование решением парламента было перенесено на 5 сентября, в связи со 100-летием единения России и Тувы.
Этническое самоназвание республики — Тыва, Тува — русский вариант. В действующей Конституции наименования Тыва и Тува равнозначны. «Кстати, — говорит Анжелика Доржу, — образование прилагательных и существительных в русском языке производится только от слова «Тува» — «тувинский», «тувинец».
Республика Тыва расположена в самом центре Азии (здесь даже установлен обелиск «Центр Азии»), на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей (на тувинском языке река называется Улуг-Хем — Великий Енисей). Регион граничит с Монголией, Иркутской областью, республиками Хакасия, Бурятия, Алтай и с Красноярским краем.
Освоение этих земель началось еще в каменном веке — более 20 тысяч лет назад. В разное время здесь жили скифские и тюркские племена, гунны, уйгуры, кыргызы. Сами тувинцы как народность тоже имеют очень древнюю историю — их становление происходило в I тысячелетии нашей эры. Под протекторат России Тува, называвшаяся тогда Урянхайским краем и входившая в состав Енисейской губернии, вступила в 1914 году. В 1921 году была образована независимая Народная Республика Танну-Тува (Танну — «высокогорная»), в 1926 году она была переименована в Тувинскую Народную Республику.
11 октября 1944 года Тува вошла в состав СССР как Тувинская автономная область. К тому моменту она была полноправным государством со своими атрибутами: Конституцией, флагом, гербом, золотым запасом, бюджетом и полномочными представительствами в СССР и Монгольской Народной Республике. В октябре 1961 года область была преобразована в Тувинскую АССР, 28 августа 1991 года переименована в Республику Тыва. Тува богата достопримечательностями. Здесь сохранились не только интересные этнические традиции и множество культурно-исторических объектов, есть богатые фауна и флора, необычные уголки природы. На сравнительно небольшой территории представлены почти все природные зоны Земли, за исключением саванн и влажных тропиков. В Туве расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. Туристы едут сюда на аржааны (целебные источники), которых здесь более сотни. В качестве историко-культурного наследия в Туве сохранились традиционные жилища кочевников (юрты), народные промыслы и ремесла, например изготовление фигурок из агальматолита, и национальный вид искусства — горловое пение хоомей.
Свою педагогическую песню Анжелика Чадамбаевна поет уже 28 лет, ее ученики — дети творческие, сметливые, любознательные. Доржу говорит, что воспитание личности — штучная работа. Пока не пробьешься к сердцу ребенка, считай, что ты ничего и не сделал. Пришел такой бука со своим черным ящиком в душе, скрывает чувства, эмоции, а там такое! И никогда не узнаешь, что он талантлив и остроумен, отважен и способен поражать, если осторожненько не растопишь лед, сковывающий его одиночество. Доверительность, справедливость оценки персональных человеческих качеств и общее дело, в котором ребенок не просто участник, а заводила и полноправный партнер, — вот основы, на которых строятся истинные отношения между педагогом и учеником. А еще так важно дать возможность ребенку расправить крылья, чтобы он мог вырваться на свободу и увидеть горизонты, к которым стоит стремиться. И этот полет окрыляет ее саму.
|