На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Аватарка для Печорина

Залина Тепсуркаева помогает классикам находить общий язык с современниками

Литература для ребенка, словно море в шторм, говорит учитель русского языка и литературы грозненской школы № 60 Залина Тепсуркаева. Книги и их герои напоминают детям девятый вал, который вот-вот накроет с головой и утопит. Но на помощь им уже спешит она, педагог, и вскоре ее спасательный круг успокоит всех поддавшихся панике, позволит им ощутить себя в этой стихии в безопасности, а позже даже поможет им понять, что плывут они в самую удивительную страну — познания, любви и свободы. Ведь только книги дают полное ощущение силы и полета, уверенности в себе.

Залина Вахаевна убеждена, что успех — это прежде всего процесс преодоления, процесс внутренней работы, тренировка сердца. И немного обстоятельства, ряд условий, которые складываются в пользу человека. Она теряется порой, по каким критериям оценивать ребенка, его нестандартность, богатство воображения, душевную работу. Ей важнее демонстрации заучивания увидеть те внутренние изменения, которые происходят на уроке и после с его кругозором, с его личностным ростом. И никогда не приходит ей в голову сравнивать детей между собой. «Они в любом случае будут разные!» — восклицает педагог. Залина Тепсуркаева видит свою миссию в том, чтобы помогать своим ученикам быть такими, какие они есть, и раскрыть именно свой неповторимый потенциал. Как сказал Иван Бунин, каждый человек — это целый мир.

А когда-то Залина Вахаевна хотела быть журналистом. Мечта выступать перед публикой, приносить добрые вести или сообщать о невзгодах с достоинством манила ее класса с 5-го. Но в одиннадцатом она почему-то испугалась экзамена по английскому и решила подтянуть его за год, поступив в педагогический. Влюбилась в преподавателей, группу, вуз сразу, и ничего менять уже не захотелось. Ей просто показалась, будто она наконец-то встретилась сама с собой. Преподаватель по педагогике Наталья Гладченкова нередко улыбалась: «Залина Вахаевна, вы станете учителем». Тепсуркаева тогда недоумевала: «Да мы же все здесь для этого и учимся!» И только теперь она поняла, что на самом деле имела в виду ее учитель. Та почувствовала заранее, как ощутит себя нужной в профессии Залина Тепсуркаева, испытав теорию на практике.

Родилась Залина Вахаевна в Ростовской области, где ее родители проживали с 1970 года. Отец был строителем, а мама занималась воспитанием детей, в семье было четыре девочки и четыре мальчика. Залина — самый младший ребенок.

По окончании Андреевской школы она, так же как и ее сестра, поступила в Южный федеральный университет. Залина получила филологическое образование, Зулихан освоила курс биологического факультета. Трудовую деятельность Залина и Зулихан начали в Грозном, в школе № 42, через некоторое время обе перешли в 60-ю, а сегодня Зулихан уже в ней завучем по учебно-воспитательной работе!

Теперь, вспоминая, какие чувства овладели ею, когда она зашла в здание школы № 60, Залина говорит: «Я только открыла входную дверь, еще ни с кем даже не поговорив, а меня обдало каким-то теплом и уютом. Воздух показался легким и приветливым, и некая притягательная сила «понесла» меня по коридору, и я ощутила себя в родном доме».

Залина Тепсуркаева уверена в том, что школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Руководствуясь этим убеждением, строит она каждый свой урок. И при этом главным и особенным считает, что целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма, должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем представить условия для осмысления нового материала и помочь ребенку творчески переработать и обобщить полученные знания.

Педагогическая идея, которую Залина Вахаевна взяла на вооружение с первого дня, — это стремление создать на уроках русского языка и литературы все необходимые условия для развития свободно и творчески мыслящей личности, через используемые формы и методы работы помочь каждому ученику идентифицировать себя в коллективе, помочь ему вырабатывать активную жизненную позицию. Не исправлять, не угнетать внутреннее богатство обучающегося, а пробуждать в нем уже вложенные природой качества и стремления. Говорит, плохой учитель преподносит истину, хороший — учит ее находить.

Залина Вахаевна убеждена, что стать хорошим учителем ей помогли коллеги, в первую очередь Разета Мунаева, у которой она учится с первых дней.

— Посещая уроки Разеты Магомедовны, — отмечает Залина Тепсуркаева, — внимательно и подробно вникая в методы ведения урока, отношения учителя и учеников, обращая внимание на тон и голос, уважительное отношение ее к каждому ученику, я старалась перенять и заметить все. И это мне во многом помогло найти контакт с моими детьми, заслужить их уважение и сделать так, чтобы каждый ученик с радостью и желанием шел на мой очередной урок.

Тепло, с большой благодарностью за оказываемую помощь в постижении ею педагогического мастерства рассказывает Залина Вахаевна о Таисии Арсанукаевой, опытном педагоге, прекрасном учителе, дочери известного чеченского поэта Шайхи Арсанукаева, и о многих других учителях школы, которые стали ее наставниками и советчиками.

Тепсуркаева работает над большим образовательным проектом «Школьная служба примирения — новая практика диалога», в котором утверждает, что имеющиеся методики взаимодействия с подрастающим поколением не теряют своей актуальности. Но в настоящее время в жизни школы и ее участников намечается тенденция необходимости формирования и развития новых форм общения с детьми, которая продиктована новым временем, новыми особенностями нынешнего поколения, имеющими свои особенные черты в характере. А целью своего проекта она выдвигает на первый план содействие профилактике правонарушений среди подрастающего поколения через формирование культуры мирного разрешения конфликтов, мирного общения и умение строить конструктивный диалог по принципу «равный — равному». Для претворения данного проекта в жизнь Залина Вахаевна предлагает создание школьной службы примирения как переговорной площадки для разрешения школьных конфликтов, основанной на принципах толерантности, равноправия, самостоятельности подростков.

— Я не боюсь впускать детей в свое личное пространство, — подчеркивает педагог. — Думаю, что это только сближает меня с учеником, больше располагает его ко мне, у него возникает больше доверия ко мне. Я думаю, что учительская профессия — это жизнь, ее начало, ее дыхание, и это дыхание закладывается в стенах школы, там, где не просто организуются образовательный и воспитательный процессы, а формируются, развиваются и живут души человеческие. Ничего нового в моей педагогической философии нет. Но я рада, что могу хоть малым участием продолжить дело великих, живших до меня, кто воспитывал душой и, «сердце отдавая детям», этим же сердцем любил детей, принимал их такими, какие они есть. Не пытаться переделать полностью ребенка, не подделать его под себя, а работать с тем благотворным материалом, который уже есть. Природное богатство прекрасно, и высшие силы закладывают изначально в человеческой душе все доброе и светлое. Почувствовать бы это, понять, как надо с этим работать — не сбить дыхание жизни, а вместе с ним дышать одним порывом, единым движением. Поэтому главный принцип моей философии «Не навреди!», даже если в тебе остро ощущается желание переделать в ребенке что-то неправильное. Неправильное в ребенке только то, что закладывает в него взрослый. А изначально есть еще благодатная почва — чистое, невинное сердце и гибкое сознание. Вот с чем приходит ребенок к своему педагогу.

Да, самое страстное ее желание — способствовать нравственному развитию, этическому воспитанию тех, для кого она своеобразное зеркало, в котором они видят не только себя, ее, но и весь мир, всю жизнь, всех людей. И кажется Тепсуркаевой, что это зеркало должно показывать благотворное, гуманное, человеческое, чтобы дети даже не мыслили об иных формах, чтобы бесчеловечное, несправедливое и безнравственное для них было невозможным, неприятным, неприемлемым и недопустимым. «Педагог, неси с собой свет — и увидишь, что твой путь освещен светом, который завтра тебе дадут твои ученики», — утверждает Залина Вахаевна.

— Я хочу, — размышляет о своей миссии литератор, — чтобы каждый поступок моей профессиональной этики давал мне и в реальности столько же сил и терпения, сколько я получаю от этого внутренней свободы и спокойствия. И не только мне, но и всем моим коллегам. Если ребенок приходит в восторг, оттого что подсолнух поворачивается вслед за солнцем, — не оборви этот момент едким замечанием, а насладись с ним, восторгайся с ним. Пусть тебе все известно — почему, как, зачем, но сейчас ты должен быть вместе с ним, должен вместе с ним «восходить, радоваться, сопереживать! Будь увлечен своей профессией, наукой, уроками, всем, что ты делаешь во имя будущего этого маленького, доверившегося тебе человечка!». И я хочу в обязательном порядке, чтобы учитель строил свои отношения с детьми не как с учениками, а как с равными людьми, уважая в них личность! Я всегда говорю себе: «Что желаем получить, то и надо отдавать сегодня».

По отношению к детям учитель должен проявлять доброжелательность, вежливость, строгость, мягкость и, конечно же, терпение.

Директор 60-й школы Саид Хаджиев, разглядев в молодой учительнице недюжинный потенциал, порекомендовал ей поучаствовать в конкурсе «Учитель года». Так Залина Тепсуркаева, приехав на установочный семинар, оказалась в Москве впервые. Растерялась, закрутилась, насладиться столицей полностью не успела. А вот ощущение того, что на конкурсе она встретила людей, которые говорят с ней на одном языке, окрылило. И она убедилась, профессию она все-таки выбрала правильно.

Залина Тепсуркаева пишет стихи, обожает Анну Ахматову («каждый день по стихотворению перечитываю») и Марину Цветаеву и коллекционирует диски регги-исполнителей. Ее старенький истрепанный сборник стихов Бродского передается учениками из рук в руки с благоговением: «Аккуратнее, здесь на полях институтские записи нашей учительницы!» Залина Вахаевна ввела в практику обмен друг с другом любимыми книгами, так ей удается посоветовать прочитать подросткам «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и открыть что-то новое для себя.

— Принесла мне как-то Джейна книгу Сергея Михалкова, — вспоминает учитель словесности, — а потом все контролировала: «Что вы сейчас уже читаете?» А я, к стыду своему, хоть и знала о роли этого человека в литературе, но знакома с творчеством была поверхностно, поэтому было интересно, отчитывалась перед шестиклассницей честно. Она же попросила у меня «Белый клык», который я тоже ей дала охотно. Всегда рекомендую ребятам Джека Лондона, у него есть все для всех.

А еще они с ребятами любят создавать виртуальные странички для литературных героев. И вот уже закипел спор, чей статус ВКонтакте круче — Печорина или Андрея Болконского, им интересно: такой глобальный мостик между временами соорудили, закачаешься!

Лора Зуева, «Учительская газета», № 03 от 20 января 2015 года



Гущин Д. Д.