На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Ловушки орнитологу не страшны

Он всегда искренен в отношениях с детьми

По натуре он жаворонок. Встает в 5 утра, чтобы проверить тетради, подготовиться к урокам. Впереди восемь школьных уроков, Олег Чижов преподает биологию и информатику. А на главной странице его сайта гостей встречает сова, как китайцы говорят о ней — «орел с головой кошки»: мудрое, таинственное существо, способное видеть ночью, наделенное даром смотреть вдаль и предвидеть будущее. И Олега Павлиновича коллеги уважают и даже порой побаиваются из-за его таланта проникать в самую суть вопроса и всегда острых реплик о проблемах образования. Но он никогда не критикует попусту, а когда высказывается, это значит одно — у него готово конструктивное решение, он знает, как нужно спасти ситуацию. Пока взрослые раздумывают, опасаться этого неспокойного человека или снять перед ним шляпу, дети безоговорочно вверяют ему свои сердца: на традиционном в школе № 49 конкурсе «Лучшая мама класса» обычно побеждает... Чижов!

Наверное, не зря он биолог. Жаворонок, сова с папой Павлином и фамилией Чижов. Все в его жизни требует глубокого исследования, все в его жизни носит налет научной или кажущейся таковой закономерности.

Как известно, Павлин — римское имя. Так звали гордых консулов древнего римского государства, так звали героя Гражданской войны Виноградова, давшего название типу теплоходов-лесовозов, так звали брата матери Павлина Михайловича, пропавшего без вести в финскую войну. Немудрено, что своего первенца она назвала в его честь.

Павлин Михайлович юрист, был юрисконсультом, руководил юридическим бюро Кохомского завода «Строммашина», сейчас на пенсии. Он часто заезжает к сыну, снабжая того домашними разносолами, и ученики Олега Павлиновича, всегда удивленно расспрашивающие его о странном отчестве, с удовольствием общаются с человеком, носящим такое редкое имя. Родители живут в Кохме, это совсем недалеко от Иванова.

Мама Олега Павлиновича несколько лет по окончании математического факультета Ивановского университета проработала учителем в школе-интернате в Чернцах. Именно там она и познакомилась с будущим мужем. Но свою жизнь с педагогикой не связала, предпочтя манивший тогда новизной мир программирования во Всесоюзном научно-исследовательском и проектном институте автоматизированных систем управления в легкой промышленности. И когда дети не видели еще, что такое компьютер, Олег Чижов, частенько приходя к ней на работу, с огромными машинами, коими были тогда компьютеры, был практически на ты. Она ходила из Кохмы до Иванова пешком, таща в руках огромные бобины с лентами информационных носителей и портфель, набитый перфокартами. Ее нередко звали в школу к сыну на классные часы, чтобы она рассказала детям о фантастическом будущем в эру приближающейся всеобщей автоматизации. Она даже повела их как-то на экскурсию, и уже наигравшийся на ЭВМ Чижов гордо демонстрировал своим товарищам невиданные теми доселе агрегаты.

Но Олег Павлинович жил не только будущим, в большей степени настоящим. Заболела раком кишечника его тетя, прогнозы были самые неутешительные. Чижовы решили, что ей просто-таки необходима коза. На базар в деревню за семь километров отправили восьмиклассника Олега. Тот купил хорошенькую беременную козочку, да вот как ее, толстенную, рогатую, транспортировать до Кохмы? Она, зараза, не идет, не слушается мальчишку. Донес до остановки автобуса на руках, проехались на задней площадке, нужно выходить, а она опять уперлась. Он ее и ударил коленкой под зад... Как же долго и быстро бежал потом, догоняя! Поймал ее только почти уже у дома родственницы. Та, открыв дверь, остолбенела: больно неожиданный был подарочек! А жизнь тетушке эта строптивица все же спасла, после ее молока родственница пошла на поправку. И прожила еще много счастливых лет, занимаясь разведением коз.

Этот эпизод наряду с другими событиями вокруг Чижова заставил задуматься, а что же на самом деле происходит с живым организмом в тех или иных условиях? Он стал анализировать природные явления и процессы, и очень этим увлекся. Выигрывая все районные олимпиады, изучая материалы о живых существах и их взаимодействиях с окружающей средой, наблюдая за этим воочию, он осознал, как это интересно. Отныне Олег Чижов знал: он станет биологом.

Во время защиты диплома биолого-химического факультета Олег Павлинович попал в Озерновскую школу. Ему предложили поработать. У них не было учителя биологии к тому моменту уже года полтора, а тут восторженный студент, завтрашний дипломированный специалист. Уговорили. Ему понравилось, как ловили каждое его слово ученики, как уважительно отнеслись к его знаниям и исследовательскому рвению коллеги. Зацепило. И больше уже не отпускает.

Уроки, классное руководство в 6-м классе, походы, увлечение фотоделом, с которым он с радостью знакомит и ребят. В каникулы подработка по строительству: он умеет все — от внутренней отделки помещений до монтажа воздуховодов, и за золотые руки его ценят строительные компании, всегда готовые предложить ему место в своих бригадах. У него есть невеста Лариса, он увлекается туризмом, рыбалкой, любит авторскую песню, хорошо готовит. Но на первом месте у него дети, школа, а все остальное в свободное от них время.

Современные дети очень практичные. Их не заставишь учить биологию, если они знают, что для ЕГЭ им потребуются физика и математика.

— Это вопрос престижности профессии, — улыбается Олег Чижов. — Кто-то учит биологию, чтобы стать хорошим врачом, а кто-то — чтобы поступить в сельскохозяйственный институт. Педагог должен заинтересовать своим предметом, а не вбивать его в голову ученика. Ребенок действительно должен сам понять, что он в жизни хочет, а моя задача как педагога — помочь ему сориентироваться. Гораздо страшнее, если он придет в вуз за «корочками», а потом вынужден будет начинать жизнь с чистого листа. А вообще мне нравятся нынешние школьники. Они могут позволить себе иметь такие вещи, которых не было у нас. Они такие же добрые, наивные. У них гораздо больше возможностей для самореализации.

Он говорит, что отдача в его профессии колоссальная. Дело не в грамотах или победах в конкурсах, человеческий контакт, который возникает у взрослого и ребенка, — самое важное, что есть. Он убежден, что дает нечто, способное изменить судьбу, и удовлетворение от того, что ты знаешь, это твоя заслуга, несравнимо ни с чем.

— Ребенок сам тебя впустит в свой мир, — говорит педагог, — и раскроет перед тобой свою душу, и позволит прикасаться к струнам ее, и свет знания позволит в ней зажечь. Если ты достоин туда войти. А для этого нужно оставаться собой, нужно быть искренним. Мир ребенка уникален, чист и прекрасен, и каждый день он украшает и обогащает его, наполняет новым содержанием, новыми знаниями и смыслами. Он так любит находить и открывать их для себя! И ты, учитель, проводник в его мире. Я им нужен!

Олег Павлинович с детьми дружит. Ходит с ними в бассейн, считая, что заниматься спортом важно. Пытается раскрыть для них волшебную красоту природы. Говорит о карьере и перспективах, добре и зле, мимолетном и вечном.

Он читает Ницше. Любит Булгакова, историческую литературу. Но времени свободно полистать книжку нет. Телевизор не смотрит вообще. Коллектив у него сейчас сложный, доставшийся от другого классного руководителя, и ему приходится искать пути, чтобы достучаться и до их сердец.

— Я считаю, — говорит Олег Чижов, — что в жизни нашей действительно важна одна вещь — то, как мы влияем на жизни других людей. Это единственный критерий, с помощью которого мы можем понять, чего мы стоим. Я занимаюсь тем, что делает меня счастливым. А деньги и другие ловушки, которые принято считать успехом, — это настолько незначительные ценности, что думать о них — только себя не уважать. Это того не стоит. Мне кажется, что вообще ничего, ни того, что требует денежных затрат, ни того, что требует затрат душевных, не надо откладывать до особого случая. Особый случай всегда сегодня!

Директор школы № 49 Ирина Царева мечтает о предстоящем в кабинете биологии ремонте, победителю конкурса «Учитель года Ивановской области-2014» выделили на это деньги. Ирина Юрьевна хорошая хозяйка, и любая возможность привести в порядок старенькое здание вызывает у нее восторг. А вот Олег Павлинович с тоской обводит исписанные непосредственными детскими пожеланиями стены и вздыхает: ремонт, конечно, нужен, но под новой краской пропадут все эти признания в любви к нему как к педагогу.

В школу № 49 Олег Чижов попал случайно. Как-то летом зашел в управление образования и увидел там милую растерянную женщину. Она оказалась Ниной Алексеевной Розовой, тогдашним директором 49-й, а пришла она в администрацию с просьбой найти ей биолога. С тех пор Олег Павлинович выпустил в свет уже три поколения собственных классов.

Сегодня вокруг 49-й ажиотаж. Выяснилось, что во время войны в этих стенах находился Леонид Гайдай. Здесь располагался эвакогоспиталь № 1386. Будущему режиссеру 21 год, и он ранен осколком. Операции и лечебно-восстановительные процедуры спасли раненого разведчика, прославившегося позднее своими непревзойденными комедиями. А на фасаде школы № 49 в этом году 9 Мая появится мемориальная доска, повествующая об этом эпизоде из его жизни.

Школьная действительность всегда неожиданна. Никогда не знаешь, какие открытия тебя подстерегают. Особенно когда дело касается судеб. И Олег Чижов старается как можно деликатнее обращаться с вверенными ему сердцами.

— Я в ответе за то, что делаю, — отмечает Олег Павлинович. — Педагогика — это огромная ответственность. Каждый урок ваш должен быть для ребенка новым рассветом, началом новой жизни, пробуждением света, перед которым отступает былая тень недопонимания, былой мрак, былые тревоги, страхи, переживания. Каждый новый урок, как и каждое новое утро, как и каждый рассвет, — это маленькое рождение, новый огромный шаг в мир.

В 2005 году он окончил Северо-Западную академию государственной службы. Это помогает взглянуть ему на проблемы образования масштабнее, не только из-за школьной парты, но и с позиции государственного мужа. Он охотно выступает на телевидении, дает интервью, рассказывает о проблемах системы. И в администрации региона прислушиваются к его мнению, видя, как искренне педагог переживает за дело, которому посвящает себя всего без остатка, убеждаясь каждый раз, что в его предложениях всегда есть рациональное зерно.

А он не прагматик, романтик, мечтающий о радости учить и учиться и требующий от себя и других огромной душевной отдачи, для того чтобы сделать своих учеников счастливыми.

Лора Зуева, «Учительская газета», № 16 от 21 апреля 2015 года



Гущин Д. Д.