На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Мы выбираем, нас выбирают

Если все совпало, работа приносит удовольствие

Во время церемонии награждения «Учителя года Кубани» переполненный зал долго скандировал 27-летнему Кириллу Овчаренко: «Молодец!» Педагог стал самым молодым победителем конкурса за 21 год его существования в Краснодарском крае.

Где учился, там и пригодился, говорит о себе Кирилл Овчаренко, учитель истории средней школы № 1 города Новокубанска. Именно эту школу он окончил в 2003 году, и другого места после окончания Армавирского государственного педагогического университета не искал:

— Студенческие годы часто называют одними из лучших в жизни, такими они стали и для меня. Сильнейший преподавательский состав, постоянная практическая направленность обучения, возможность участия в научной работе: все это позволило заложить прочный фундамент знаний. Но кроме традиционной практики на 4-5-х курсах я смог в полной мере испытать на себе, что такое школа с ее реальными ежедневными делами и заботами — совмещал учебу с работой в своей родной первой.

Вполне естественно, что сомнений, куда нести красный диплом, у Кирилла не было. Он гордится своей школой, действительно одной из первых в районе. Совсем не случайно 11 из 47 членов педагогического коллектива тоже ее выпускники, включая директора. Овчаренко считает, что новокубанская школа предопределила его профессию:

— С чувством глубокого уважения вспоминаю своих учителей: Ларису Михайловну Черкашину, Лидию Терентьевну Юшкову, Эмму Семеновну Верба, Людмилу Ивановну Плигунову, Ольгу Петровну Синельникову. Причем это далеко не полный список тех, кто стал для меня примером профессионального мастерства, выдержки, терпения и самопожертвования.

Далекое прошлое, его загадочность, возможность поиска ответов на вопросы минувших дней всегда привлекали Кирилла: античная мифология, романтика рыцарства Средневековья, легенды становления Древнерусского государства, интриганство «эпохи дворцовых переворотов», трагизм XX века... Со временем осознал, что нет более актуальной науки для понимания событий современной действительности.

— Именно с таким видением истории я каждый раз иду на урок. Знание своего предмета и умение влюбить в него учеников — залог успеха учителя, — считает он. — Хотя для меня выбор профессии отнюдь не был простым. Скорее наоборот: профессия выбрала меня. Я шел в педагогику во многом по наитию, по зову души. Оказалось, это именно то, что мне необходимо, потому что профессия педагога полностью отражает мое внутреннее отношение к миру, к людям и к своему месту среди людей.

Он убежден, что работа хороша только тогда, когда приносит удовольствие. А для этого необходимо, чтобы в ней можно было полностью проявить свои лучшие качества, увлечения, пристрастия. Любимая интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» вдохновила Овчаренко на создание школьного клуба, быстро ставшего городской площадкой для подготовки команд к участию на краевом уровне. Свою страсть к волейболу он использовал для организации спортивной секции, и теперь ученики Кирилла Павловича постоянные победители и призеры городских и районных соревнований.

— Мне всегда нравился спорт, особенно спорт командный, — рассказывает Овчаренко. — Для учителя это еще и прекрасная возможность установить контакт с теми детьми, которые испытывают сложности в усвоении учебного материала, но ярко проявляют себя в игре. По-моему, каждый человек способен достичь высот в том или ином деле, проявить свои таланты, чтобы принести пользу обществу, испытать чувство собственной значимости в этом мире. Моя задача — помочь ему в начале этого сложного пути. Помощники и союзники в этом деле, конечно, родители.

Став классным руководителем, Кирилл Павлович первым делом провел среди мам и пап опрос, один из вопросов которого: «Каким бы вы хотели видеть в будущем своего ребенка?» Каждый мечтал о здоровье и счастье для своего дитя. И если здоровье — категория вполне определенная, то, что такое счастье, сами родители понимали плохо. Учителю пришлось искать свои рецепты:

— В моем понимании счастье — это когда человек сумел найти себя в этом мире и свое место в обществе, занимается делом, в котором успешен. Успех — вот та ключевая категория, от которой я отталкиваюсь. Когда он достигается конкретным ребенком в отдельно взятом учебном предмете — хорошо, в спорте — отлично, в коллективе — замечательно. Учителю, к сожалению, не дано определить счастливую жизнь каждому своему ученику, как бы ему этого ни хотелось. Но сделать все возможное, чтобы этому способствовать, я считаю, он должен. Успех коллектива в целом приводит к успешности каждого его члена, как в свою очередь успех каждого приводит к созданию атмосферы успешности всей команды. Поскольку большую часть времени учитель проводит со своими учениками на уроках, успехи учеников зависят во многом от того, как он выстраивает свою работу, какую применяет методическую систему.

Кирилл складывал свою систему, как кубик Рубика — изначально деятельность была многогранной, с разными «оттенками», но бессистемной. Немало времени ушло, чтобы определить, из каких элементов она будет состоять. Основой педагогической технологии Овчаренко стали проблемное и личностно ориентированное обучение, информационно-коммуникационные, игровые, проектные методики. На каждом уроке он стремится совершенствовать навыки учеников во взаимодействии, в управлении собственными эмоциями, в развитии критического и творческого мышления — во всем, что поможет им добиваться целей.

— Каждый видит миссию учителя по-своему. Для меня она в словах Уильяма Уорда, сказанных еще в XIX веке, но актуальных и сейчас: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Я для себя определил, что мне ближе технология критического мышления, проблемное обучение. Именно здесь мне удается зажечь ребят, побудить их сравнивать, анализировать, делать выводы, по-новому взглянуть на известные факты, не бояться высказывать свое мнение и задавать неожиданные вопросы. Ведь я хочу, чтобы моим ученикам было проще воспринимать изменения в обществе, чтобы они лучше понимали историю, творящуюся на их глазах.

Одна из техник, которую применяет Овчаренко, — ПОПС-формула, в которой для большей технологичности каждый из четырех элементов начинается предложением. Этот интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся, создал профессор права Дэйвид Маккойд-Мэйсон из ЮАР, на русский его «перевел» Аркадий Гутников, вице-президент ассоциации «За гражданское образование», первый проректор Санкт-Петербургского института права. В результате получилась аббревиатура ПОПС. Ценность этого технологического приема заключается в том, что он позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Ведь учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал, а опросы, самостоятельные работы, тесты или занимают много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько осознанно ученик воспринял изученное. Поэтому педагог просто предлагает ребятам написать четыре предложения, отражающие позицию, объяснение, пример и следствие. Причем позиция должна начинаться словами «я считаю...», объяснение — «потому что...», пример — «я могу это доказать...», следствие — «исходя из этого, делаю вывод...».

Таким образом появляется возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию не только о степени «погружения» ученика в материал, но и об уровне понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке события, явления, факта. Самое главное — учитель дает каждому возможность выразить собственное мнение.

— Я применяю те принципы педагогической деятельности, которые, на мой взгляд, создают необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка, — говорит Кирилл Павлович. — Это и создание ситуации успеха — на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы. И благоприятная атмосфера для продуктивной поисковой деятельности — доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка с его стороны проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят. Стараюсь, чтобы каждый увидел свой рост, движение вперед. Моим ученикам нравится получать проблемные домашние задания, требующие проявления их самостоятельности и индивидуальности, дающие возможность делать осознанный и ответственный выбор. Стремлюсь формировать в учениках активную гражданскую жизненную позицию, социальный оптимизм и желание добиваться поставленной цели. Сделать это в рамках учебного занятия достаточно трудно, поэтому много времени уделяю внеурочной работе. Учителю, просто дающему знания, в школе места не остается: либо уходи, либо развивайся, учись вдохновлять. Я хочу вдохновлять своих учеников собственным примером, учить практическим методам преодоления трудностей, уметь мотивировать каждого на достижение успеха. Современный педагог не только должен быть компетентным, конкурентоспособным, интеллигентным. Часто он теряет авторитет своих подопечных, потому что неинтересен как личность. Качества личности учителя — важнейший фактор его успешности. Проектная деятельность, привлечение детей к занятию спортом, креативность урока — вот основные направления проявлений свойств моей личности.

В анкете для участия в конкурсе «Учитель года» Овчаренко определил свое кредо: «Я учу и учусь всегда сам. Я учитель!» Решил, что нет лучшей формы повышения учительского мастерства, чем конкурс. Ведь теория вещь хоть и полезная, но не может заменить живого общения между коллегами, демонстрации мастерства учителя, профессиональной атмосферы творческого поиска. Победу свою воспринимает не только как аргумент в пользу правильности выбранного пути, но и как хороший пример для детей.

— Быть учителем — значит всегда быть в центре внимания. Интересно было взглянуть на себя немного со стороны, — признается Кирилл. — Получить обратную реакцию на свои усилия. Убедиться, что твой труд не напрасный. «Учитель года» помог раскрыть качества, неведомые мне самому. Я в хорошем смысле заразился соревновательным духом, духом познания и самосовершенствования. Счастлив, оттого что почувствовал искреннюю поддержку ребят, их родителей, моих коллег и семьи. Судя по поздравлениям, которые получил от них после победы, я на правильном пути. Я многому научился, но еще большему предстоит научиться — мой педагогический стаж всего лишь семь лет. Конечно, для ветерана педагогического труда эта цифра лишь приятное воспоминание о самом начале большого пути. А для меня это период, когда ясно видишь цель. Очень надеюсь, что когда-нибудь и мои ученики на очередном вечере встречи выпускников скажут мне спасибо...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 28 от 14 июля 2015 года



Гущин Д. Д.