На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Как стать влюбленными в жизнь

Этому учит своих ребят учитель биологии Светлана Ермакова

В их группе выпускников Гродненского госуниверситета было 15 человек — 15 несостоявшихся инженеров-биотехнологов. На эту специальность Светлана Ермакова поступила после 10-го класса, подала документы заодно с подругой, а так как училась хорошо, сдавать надо было всего один экзамен. После зачисления прошла рейтинговый отбор и оказалась в группе студентов-везунчиков: впереди их ждала стажировка и обучение в Штутгарте, в Германии. Интенсив немецкого, экзамены на языке — молодых биотехнологов готовили тщательно... Но тут вмешалась судьба, или большая политика. Берлинская стена рухнула, строительство нового завода в Белоруссии заморозили, а инженерам-биотехнологам уже на четвертом курсе сказали, что заграничная стажировка откладывается, и в итоге они окончили университет с дипломом учителя биологии и химии.

Сегодня Светлана Николаевна Ермакова, учитель года – 2014 Республики Башкортостан, говорит, что скорее всего этому нужно было случиться. Во всяком случае, в ее жизни точно, потому что из 15 тогдашних выпускников школьным учителем стала она одна. Ее главным желанием в детстве была мечта стать учителем. Когда в подъезде дома они с мальчишками и девчонками устроили «школу» и она стояла у своей первой «школьной доски», чью роль выполняла крашенная в синий цвет подъездная стена, было так приятно писать по этой «доске» мелом и видеть, с каким вниманием слушают тебя ребята, сидящие на ступенях лестницы с тетрадками на коленях.

— Им нравилось то, что я рассказывала. И однажды мозг пронзила внезапная мысль: «Наступит день, и я стану настоящим учителем». Тогда я впервые прикоснулась к своему будущему, — говрит Светлана Ермакова.

Родилась Светлана в городе Ишимбай, но детство и юность провела в Белоруссии. Окончание университета пришлось на тяжелые девяностые, и даже красный диплом не давал никаких шансов найти работу. Аспирантура особо не интересовала, поэтому молодая учительница биологии и химии уехала в Сибирь и два года работала в Нижневартовске учителем... английского языка. Других вакансий не было. Маленькой дочке не подошел климат, возвращаться в Белоруссию не было смысла, в итоге молодая семья решила перебраться в Башкирию, в Ишимбай, где было много родственников. Нашла работу в школе, сначала все тем же учителем английского, а потом по специальности.

— Мне попались хорошие люди, — рассказывает Светлана Николаевна. — Администрация что-то увидела во мне, поддерживала, вовлекала в разные эксперименты и инновации. Я стала узнаваема в городе. Здесь мои дочь и сын пошли в детский сад, а потом и в мою школу — лицей № 12. В нашем городе все на виду, все обо всем знают, везде есть глаза и уши. Мне нравилось это, потому что была уверенность в безопасности детей. Меня не интересует карьерный рост. Да и какая карьера у учителя? Стать администратором, работать в отделе образования, рваться в министерство?.. В школе у нас есть хоть какая-то свобода — мы можем влиять на развитие учеников, их родителей. Чем выше эшелон власти, тем больше рамок, условностей, оков.

Как говорит Светлана, в жизни учителя школа, в которой он работает, значит очень много. Лицей № 12 — одна из лучших школ в Ишимбае. Сила лицея прежде всего в коллективе учителей и администрации. И хотя из 37 педагогов всего трое мужчин, все они, и женщины, и мужчины, — настоящий сплоченный коллектив единомышленников, где понимание, взаимопомощь, уважение друг к другу существуют не на словах, а на деле. Есть свои учительские традиции и даже свой кодекс чести. Все это, по мнению Светланы Ермаковой, отличает лицей от других школ. Отсюда и большое желание горожан определить своего ребенка в лицей, здесь сегодня обучаются 600 детей. Родители верят в учителей, а те помогают детям стать влюбленными в жизнь.

Светлана считает, что в их лицее сильные педагоги. Их профессионализм, лабильность, человечность позволяют ученикам не только овладевать глубокими предметными знаниями, но и становиться личностями, уверенными в себе, в окружающих людях, в своем будущем и будущем страны. В лицее действует школа лидеров, и стать ее членом большая честь. Есть своя детская организация, которой руководит школа лидеров. Учителя своим воспитанникам помогают, но в меру, в основном своими идеями. Потому что главное — «завести» детей, чуть направить и дать им свободу действий, право выбирать и творить.

В 2012-м Светлана Николаевна выпустила свой первый полный выпуск — класс, в котором вела классное руководство. Дали новый класс, сейчас он уже седьмой. Классный руководитель их хвалит, говорит, ребята хорошие и отношения с ними замечательные. Хотя быть одновременно классной и вести предмет нелегко, качественно совмещать преподавательскую деятельность и классное руководство у Светланы, по ее словам, получается не очень, потому что своя собственная семья получает минимум внимания.

— Я считаю, что функции классного руководителя должен выполнять отдельный человек, который только этим и занимается, и делает это на 100 % во благо всем. Если бы у меня была возможность избежать совмещения, я бы это использовала, я или тьютор, или учитель.

Сейчас дети Светланы Николаевны уже взрослые: дочь оканчивает нефтяной университет, будет инженером-технологом, замужем. Сын учится в лицее в 10-м классе, хочет стать военным. Учиться в школе, где работает мама, детям было нелегко, но для всех — и детей, и их мамы с папой — семья всегда на первом месте, а комфорт каждого в семье — это святое. И если, как говорит Светлана, ее учительство вдруг пытается проявить себя в семье, близкие сразу помогают это заметить и остановить. Самовоспитание и самоконтроль актуальны везде и всегда!

И конечно, в первую очередь на «Учителе года». В республиканском конкурсе «Учитель года Башкортостана» Ермакова участвовала три раза: в 1997 году стала лауреатом, заняла шестое место, в 2008-м вышла в финал и стала второй, а в 2014-м победила! Когда ее спрашивают, зачем ей это — постоянное напряжение, подготовка, дополнительная работа, отсутствие свободного времени, лишние нервы, — отвечает, что иначе не может!

— Это как Олимпийские игры для спортсмена. Я верю в себя, в свои силы, знания. Этот конкурс каждый раз заставлял меня переосмыслить, проанализировать накопленный опыт. Имея развитое стратегическое мышление и будучи хорошим тактиком, я знаю, как надо работать и достигать поставленных целей. Моя локальная цель — помочь каждому ученику поверить в себя, в право быть счастливым. Моя глобальная цель — взрастить такое поколение, которое сделает нашу страну сверхдержавой во всех областях. И даже если мои цели пока расходятся с целями аппарата управления (любого ранга), я буду делать то, что делаю: ежеурочно, ежечасно влиять на будущее страны через становление и развитие наших детей. Хотела ли я победить на всероссийском этапе? Хотела и хочу. Вижу ли я себя среди победителей? Вижу. Но, как мне показалось, в реальности победа на общероссийском этапе — это всего лишь фарс, игра. И мое пожелание будущим участникам конкурса таково: четко определите цель — зачем вам это надо, разберитесь в мотивах ваших желаний. Участвуйте ради участия. Это позволит вам остаться верным себе и уверенным в себе при любом раскладе.

Кстати, про олимпийский азарт Светлана не зря заговорила. В юности она занималась легкой атлетикой, волейболом, дзюдо, даже стала кандидатом в мастера спорта по дзюдо. Сейчас проводит свободное время на лыжной базе, бегает, а еще любит спортивные бальные танцы. Причем танцует не одна, они всей семьей занимаются бальными танцами как видом массового спорта. А летом много времени проводят на рыбалке, тоже все вместе. Любимые книги: в юности — «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова, сейчас — «Алхимик» Пауло Коэльо, любимый фильм — «Офицеры», самый хороший возраст — тот, в котором счастлив. Почему выбрала биологию? Она ближе всего к медицине. А так как все живое Светлане всегда нравилось (особенно лошади и собаки) и не перестает удивлять и сегодня, то кем еще становиться, если не биологом! Но, конечно, особенно интересен человек, его предназначение на Земле, причины его болезней и проблем.

— Для своих близких и друзей, — улыбаясь, говорит Светлана, — я и «скорая помощь», и «ходячая энциклопедия»... Понимаю, что, возможно, для большинства учеников биология неактуальна как предмет, но... Почему одни предметы у детей любимые, другие — нет? Ведь это касается не только биологии... Думаю, решающее значение здесь имеет личность учителя. Когда ученик чувствует себя комфортно на уроке? Когда его понимают, когда его уважают, когда на него смотрят как на потенциального успешного ученика, когда ему дают шанс поверить в свой успех и свою неповторимость и значимость.

Мне приходилось работать в разных школах и в разных классах. Не везде изначальный потенциал детей был высок, но все они хотели быть интересными для других. Найти в них эту изюминку, проявить ее, заставить детей поверить в себя, в то, что у них все получится, причем не только на уроке, но и в жизни, и они станут успешными людьми, — вот моя цель. Мне нравятся слова: «Хорош тот ученик, который превзошел своего учителя». Но это произойдет, если будет реализован постулат «Хорош тот учитель, который помог ученику превзойти себя». Учитель должен быть не просто интересной личностью, профессионалом, он должен быть достаточно мудр, чтобы, сохраняя дистанцию в отношениях, не возвеличивать себя и видеть в детях сотоварищей. Это очень трудно.

По словам Светланы Николаевны, она не считает своей главной целью увлечь детей биологией или химией. Ей хочется, чтобы им просто нравилось учиться. Любовь к предмету приходит потом сама собой, и не только к биологии, но и к другим дисциплинам. Учеба, а потом и работа, начинает нравиться, если у ребенка получается, если его правильно оценивают, если его знания востребованы. Поэтому на своих уроках она много говорит с детьми о здоровье, о человеке как уникальном существе, о жизни. Они учатся читать и видеть, говорить, рассуждать и делать выводы, ставить цели и предвидеть возможные результаты. Есть начальная точка и конечная, но какими путями лучше пройти этот путь, как сделать правильный выбор? Знания без прикладного практического значения быстро забываются и малоинтересны. Все вместе это интересует и учителя, и ее учеников.

За прошедшие годы, как говорит Светлана, в детях сильных изменений не произошло. А вот родители стали другие, и, пожалуй, именно они создают много проблем и детям, и школе. С детьми можно работать, они открытые и хотят перемен. А косность родителей непробиваема. Ученик, как и прежде, ищет в учителе взрослого, верного, внимательного друга. Понятно, что дети сейчас гиперактивны, но ведь и время такое же. Проблема не в детях, а в нас, взрослых, и прежде всего в учителях и родителях.

— Мы должны не догонять детей, а быть на шаг впереди. Почему среди детей суицид, почему решают покончить с собой? Причина всегда одна — внутренняя пустота. Нет искры в душе, погасла. А виноваты мы, взрослые. Детям нужен не столько внешний материальный комфорт, сколько чувство полета в душе. От кого это зависит? Только от нас. Как может несчастный, самовлюбленный, эгоистичный человек сделать окружающих, а тем более своих детей, счастливыми? Поэтому нам, взрослым, надо постоянно работать над собой, а учителям — еще и напоминать об этом родителям.

Татьяна Масликова, «Учительская газета», № 09 от 3 марта 2015 года



Гущин Д. Д.