На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Секреты притяжения,

или Запрет на взросление

«Не собираюсь останавливаться на достигнутом!» — смело заявила со сцены Надежда Александровна КАПРАН, учитель года Вологодской области. — Больше всего хочется завтра войти в любимую школу № 1, в свой класс, чтобы увидеть тех, кого я очень люблю! — призналась она, ступив «с небес на землю».

И ошиблась — идти никуда не пришлось: сломя голову к ней летели пятиклашки, чтобы обнять любимую классную.

— В этимологии слова «учить» для себя я давно уже выбрала подходящий мне вариант — «находить удовольствие», — делилась Надежда Александровна своим «секретом притяжения». — Каждый день с удовольствием иду, скорее лечу на работу, чтобы вновь увидеть моих любимых учеников — моих друзей. Смотрю на них. Воспринимаю такими, какие есть. Совсем не пытаюсь переделать. Такими их создал Бог — для чего-то важного, для чего-то особенного, для чего-то волшебного... Искренность всегда заслуживает уважения. Оно появляется вроде бы из ниоткуда, но каждый день, проведенный с ребенком, — это открытие, заслуживающее бесконечного уважения. Вот вчера ребенок впервые рассказал свой первый диалог. Я слушаю и радуюсь! А завтра подрался, я уже огорчаюсь, и даже злюсь... Узнаю, что заступился, защитил человека. Снова горжусь, уважаю. С каждым днем в каждом из моих детей я отмечаю все больше качеств, которые ценю: человечность и душевность, открытость и доброту. С каждым днем уважаю их еще больше. Вижу их сильные стороны и выделяю их достоинства. Вижу. Слышу. Чувствую каждого сердцем. Понимаю на расстоянии. Обнимаю взглядом. Каждый мой ребенок — один такой на свете, уникальный!

В портфолио Надежды Капран есть страничка «Интервью с учениками». На вопрос ученицы, есть ли чему поучиться у детей, она ответила просто:

— Каждый из учителей в душе ребенок. Если ты взрослеешь, то перестаешь понимать детей. Нельзя взрослеть! В нашей профессии нужно оставаться ребенком!

Перед ней никогда не стоял вопрос: кем быть? С детства знала — только учителем. Читала книги о педагогах, в ее воображении представала героиня Валентина Распутина — умная и добрая, чистая и благородная Лидия Михайловна, бесстрашный и скромный Зимородок Юрия Яковлева, смелый и глубоко порядочный Алесь Иванович Василя Быкова. Она хотела стать учителем, потому что с детства слышала: «Учить, лечить и Родину защищать — самые благородные на свете профессии» — и думала, что однажды будет гордиться тем, что принадлежит к одной из них.

Однако, окончив сразу два вуза — Череповецкий государственный и Вологодский государственный педагогический университет в 2008 году, задумалась: можно ли, получив диплом о педагогическом образовании, стать учителем?

— Принадлежать к виду Homo sapiens — это еще вовсе не значит быть человеком. Нужно что-то еще... — размышляет учитель. — И это «что-то» каждому нужно иметь внутри себя и в то же время находиться в постоянном поиске. Важен процесс постоянного саморазвития учителя, ведь современная школа не стоит на месте. С введением новых ФГОС важность роли учителя как транслятора информации и контролера знаний плавно перетекла на второй план. Учитель теперь больше организатор деятельности, модератор среды, руководитель исследовательской деятельности. Получается, можно самому учителю много и не знать, а важно научить детей ориентироваться в потоке информации. Достаточно ли этого? Сможет ли ребенок ориентироваться в современном мире, если ему только указать дорогу? Мы лишь в начале пути, и увидеть результат инноваций сможем лет так через десять. Не зря говорят: «Учитель — профессия дальнего действия». Вопросы, вопросы... Почему не приходит осознание и понимание? Ответ прост и сложен одновременно: душа не работает, сердце не чувствует, мозг продуктивен только в практически-рациональном направлении у человека нечитающего. А ведь Россия — страна духовная, мыслящая, сострадающая. Слушать звучащее слово! Читать на уроке и дома, во дни радости, сомнений и тягостных раздумий!

Коллеги до сих пор помнят, как Надежда Капран пришла в школу № 1 города Сокола. Она сразу нашла общий язык с коллегами и с удовольствием училась у них, накапливая свой опыт. Как говорит директор школы Елена Альбертовна Шемякина, теперь это знающий учитель, имеющий за плечами тринадцатилетний стаж работы, всегда стремится выработать свой профессиональный почерк, необычность которого кроется в ее характере: она любит петь, чувствует музыку, и для нее важно найти свою «мелодию» урока.

— Урок не может быть скучным, он должен литься как песня, — убеждена Надежда Александровна. — Главное — пробудить в ученике чувство любви к предмету, окружающему миру, своей стране. Основой любой системы образования является культура в самом широком ее понимании. Культура как процесс и как деятельность в единстве ее составляющих — традиций и новаторства. Внедряя новшества, чтобы жить в нормальном спокойном настоящем, нужно уважать свое прошлое, помнить, опираться и переносить наследие советской и российской классической школы в школу XXI века. А мы каждый раз перечеркиваем прошлое и гонимся за очередным невнятным для русского менталитета будущим. Возрождение православной культуры, соблюдение житейских заповедей, труд, честность и порядочность — не эти ли моральные основы здорового общества должны быть ценны сейчас?

В своем профессиональном определении Надежда Александровна выделила технологию развития критического мышления через чтение и письмо как эффективный способ обучения для осмысления, понимания, принятия решений, продуцирования новых идей, развития независимого и оригинального мышления, и как следствие самосовершенствования и достижения успеха. По ее мнению, технология критического мышления дает ученику повышение интереса к процессу обучения, умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими, а главное — желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

— Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Я стимулирую интересы ученика, развивая у него желание практически использовать иностранный язык. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее ценности и точности. На уроках иностранного языка привлекаю информацию, при которой учащийся осознает, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, чем с заданиями учителя.

Несколько лет Надежда входит в сообщество творческих учителей, сообщество учителей Tea4er.ru, возглавляет методическое объединение учителей ИЯ Сокольского муниципального района. С ее легкой руки сообщество «иностранцев» продолжает изучать финский, немецкий, итальянский языки. Она обладает удивительным даром — объединять вокруг себя людей. Уже в четвертый раз с ее подачи в Череповце проходит фестиваль творчества детей и молодежи на иностранных языках под названием «Friendship, Freundschaft, Дружба».

Родителям своих учеников Надежда тоже рассказывает про доброту и толерантность на русском, английском, французском... А уж «британские» физкультминутки, которые старательно выполняют ее ребята и в школе, и дома, заучили даже бабушки с дедушками.

— Никто из нас не может похвастать такими отношениями с родителями учеников, какие умеет наладить Надежда Александровна, — рассказывали ее коллеги. — Два высших образования, имеющих непосредственное отношение к профессии, позволяют ей проявлять лучшие качества, так необходимые в работе педагога.

Перелистывая ее портфолио, можно потеряться среди сертификатов, свидетельств, дипломов, грамот, благодарностей. Среди них и диплом, которым учителя наградил районный конкурс «Педагог года – 2010».

— Работая с детьми, всегда помню о том, что ребята ежедневно, вольно или невольно, отмечают не только мои профессиональные, но и личностные человеческие качества и жизненный опыт, щедрость моей души, — признается Капран. — Уверена, что учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи, должен быть личностью интересной, человеком справедливым и порядочным, искренним и понимающим, уважающим тех, с кем он работает и живет. По-прежнему учитель — это мастер, за которым стоят дети, и, бесспорно, артист, живущий под лозунгом «Глаголом жги сердца людей!». Ученик на уроке — живой участник образовательного процесса, процесса серьезного и долгого, порой утомительного, но с каждым днем все более интересного. А учитель — это исследователь, ежедневно ищущий что-то новое в своем предмете, интересное и глубокое для себя и учеников.

На областном туре конкурса «Учитель года» каждое ее появление встречали дружным скандированием: «Надежда, ты наша надежда!» Она не стала лучшим учителем России, но как настоящий оптимист счастлива:

— Это было прекрасное время интереснейшего общения с коллегами, многие из которых стали поистине хорошими друзьями. Я очень рада новому опыту, новым встречам, эмоциям и событиям. Было нелегко и было здорово! Но я все же не собираюсь останавливаться на достигнутом!

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 37 от 15 сентября 2015 года



Гущин Д. Д.