На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


В предвкушении десерта

Музыка — утешение для гурманов и сокровищница, в которую каждый вносит свое

Говоря об Анне Булик, ведешь разговор о смысле жизни, стиле, ритме и образе. И конечно же, о счастье. Ведь Анне Александровне удалось соединить то, что многие считают абсолютно не совмещаемым: семью, профессию и музыку — самую большую любовь и дело всей жизни.

Заречный, Пензенская областьАнна родилась в Никополе Днепропетровской области. «Никополь» переводится с греческого как «город победы». Ее родители были инженерами, работали на вредном металлургическом производстве. Когда музыкальный руководитель детского садика, в который ходила Аня, сообщила им о выдающихся музыкальных способностях дочери, они честно исполнили родительский долг — отвели ее в класс скрипки музыкальной школы. Ее, разумеется, взяли: попадающие в ноты малыши для педагогов на вес золота. Учеба давалась легко, но уже к третьему классу желание стать скрипачом уступило место другим мечтам. Ане хотелось быть балериной, а чуть позже переводчицей с английского. Сегодня она признается, что, лишь уступив авторитету мамы и ее желанию другой, более легкой судьбы для дочери, окончила музыкальную школу и без особого желания поступила в Запорожское музыкальное училище на скрипичное отделение. Ничего особенного Анна от учебы не ждала, но именно в училище ей повезло: она встретила талантливых наставников — замечательных музыкантов. Они и привили одаренной девочке настоящую любовь к музыке, благодаря которой Божья искра разгорелась и озарила всю ее жизнь. И дело не только в том, что Анна, лучшая ученица курса, стала первой скрипкой филармонического оркестра. Главное, что музыка отныне виделась ей не ремеслом, а священным искусством, служение которому представлялось единственно достойным занятием. Анна хотела и имела все шансы стать большим музыкантом. Впереди уже маячила успешная сольная карьера, но вдруг вмешалась сама судьба... в лице будущего супруга. Вспыхнувшая взаимная любовь и стремительное замужество спутали все карты. С Запорожьем пришлось проститься — местом службы мужа был закрытый город Заречный Пензенской области, один из отечественных ядерных центров, попасть в которые до сих пор, как и раньше, можно лишь по спецпропускам.

Если место работы мужа было заранее определено, то Анне пришлось ломать голову над трудоустройством. Филармонии в городе не было, вакансий в трех музыкальных школах не ожидалось и в перспективе. Где еще работать выпускнице музыкального училища? Не в общеобразовательной же школе? Даже преподавание в музыкальной двадцатилетняя скрипачка считала обыденным и скучным занятием, исключающим причастность к великой тайне музыки. Но, увы, в Заречном нигде, кроме общеобразовательной школы, Анну не ждали.

Испытания начались с первых дней. Во-первых, ученики, педагоги, родители и даже директор искренне считали, что музыка — это всего лишь школьный предмет. Само слово «предмет» в отношении к священному искусству приводило Анну в ужас. К ней самой относились не как к музыканту, а как к «предметодателю». Анна Александровна вспоминает свои первые школьные впечатления: «До сих пор в памяти первый урок, окончившийся полной капитуляцией перед детьми, которые казались шайкой маленьких диких разбойников. Крушение великих планов по поводу собственного предназначения только усугубляло досадное поражение...» Она восприняла первую неудачу как урок самой себе. Этот незабываемый день многое изменил в ее отношении к себе и к жизни. Анна поняла, нужно искать путь к детям и нащупать свой собственный — в новой профессии. Поскольку она могла рассчитывать только на себя и сдаваться не собиралась, ей предстояло найти «потайную дверку», в которую ее любимая музыка смогла бы проникнуть в немузыкальные школьные «застенки». Анна свято верила, что никто не устоит перед преображающей силой музыки. Эта вера помогла ей не только справиться с первым разочарованием, но и добиться, казалось бы, невозможного — благодаря ей общеобразовательная школа (не та, в которой она начинала, а в которую пришла работать после выхода из декретного отпуска в 1995 году) стала по-настоящему музыкальной. Сегодня в ней поют все — от первого до выпускного класса, здесь несколько хоровых коллективов, вокальных ансамблей, есть даже образцовый коллектив «Десерт». Дети выступают на концертах и мероприятиях не только городского и регионального, но даже всероссийского и международного уровней. Наград и дипломов так много, что нет смысла перечислять даже самые значительные. Что особенно важно и показательно — в ответственных выступлениях сводного хора (а они проходят не реже двух раз в год) принимают участие выпускники. Это говорит о многом. О том, например, что задачи, которые ставила перед собой выпускница музыкального училища, перевыполнены, что ее немалые усилия вознаграждены сторицей.

Но что нам даст результат, если мы не узнаем процесса? Он не менее важен. Сама Анна Александровна ценит процесс больше результата, поэтому охотно делится опытом:

— Я напряженно думала, с чего начать, как подступиться к детям. Ответы на эти вопросы подсказала старшая коллега: «Начни с того, что лучше всего умеешь сама, что тебе ближе». Но ведь я же... скрипачка. Не учить же детей играть на скрипке? Может быть, для начала научить их слушать, а для этого пробиться к их душе? На помощь пришли известные слова Николо Паганини: «Чтобы заставить чувствовать других, надо сильно чувствовать самому». Если не зарывать свой дар в землю, а щедро отдавать его, гореть самой, то огонь охватит всех, кто меня окружает. И пусть музыка будет мне в помощь. В ней такая преобразующая сила! Она покажет все лучшее, возвышенное в душе ребенка не только мне, самим детям покажет!

И она начала играть. Смело экспериментируя — благо никто не держал ее под контролем, не требовал выполнения обязательной программы, — каждый урок делала маленькие шаги к детским сердцам. Поскольку молодая учительница владела многими музыкальными инструментами и могла легко на слух подобрать любую мелодию, ей удавалось удерживать внимание детей все дольше и дольше. Но если вначале задача была одна — выжить, к концу урока не сорвать голос, не расстроить нервы, то постепенно на смену этой пришли другие — вовлечь в процесс, объяснить элементарные законы гармонии, ознакомить с музыкальными жанрами и даже рассказать о композиторах. Конечно, Анна тщательно готовилась к каждому уроку, искала самые интересные факты, которых нет в энциклопедиях, хотя никогда не знала, что конкретно из заготовленного ей пригодится. Очень скоро дети почувствовали к молодому учителю симпатию и доверие, уроки стали похожими на уроки. Нет, не скучными — содержательными и наполненными. Жизнь обрела смысл, каждый день стал приносить радость открытий.

«Каждый новый ученик, как молчащий до поры до времени музыкальный инструмент, ждет своего часа. Кто-то подобен нежной, трепетной скрипке, ведет свою партию тонко, проникновенно. Кто-то, как духовые, чувствует музыку физически, всеми легкими, на уровне вибраций. Кто-то, как ударные, испытывает удовольствие от акцентов, ритма, экспрессии. Много требуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки и, может быть, исполнил в будущем свою лучшую партию. Важно, чтобы на уроке не было «молчащих» — глухих к музыке учеников, которых она оставляет равнодушными. Пусть они попробуют свой голос. Вдруг он окажется неповторимым?» — эта цитата из конкурсного эссе моей героини многое о ней говорит. Это результат напряженных раздумий о собственном предназначении, о судьбе каждого ее ученика. Опыт приходил к Анне Александровне постепенно, мудрость не приобретается в одночасье. Но какие-то открытия Булик точно сделала для себя интуитивно, нащупала сама. Будучи человеком, наделенным прекрасным слухом, она прекрасно улавливает оттенки и нюансы. Знает, что гармонию жизни, как и гармонию музыки, невозможно ощутить в одиночку. Поэтому класс представлялся ей своеобразным оркестром. Каждый должен был сыграть свою партию. И она ее находила для каждого ученика. В ее оркестре каждому ребенку, как особому инструменту, удавалось раскрыться.

— У каждого моего школьного выпуска всякий раз новое звучание — своя музыкальная программа, — делится она. — Один «звучит» душевно и просто, как авторская песня. Для другого вся школьная история — шумный и безудержно искрометный джазовый фестиваль. Третий способен отозваться настоящей симфонией переживаний. Музыкальная гармония в классе-оркестре начинается с дирижера, учителя. Педагог всегда должен быть дирижером. Незаметный на первый взгляд, он руководит процессом. От учителя зависит, как прозвучит мелодия: просто, обыденно или неожиданно, ярко. Учитель отвечает за то, чтобы каждый ученик на уроке проявил свою индивидуальность и вместе с тем ощутил себя частью целого творческого коллектива.

По мнению моей героини, педагога подстерегает одна опасность — заменить собой оркестр, заняться самолюбованием. Отступить с дирижерской палочкой в тень и при этом слиться с учениками в единое целое — вот это непросто. Чтобы к этому прийти, надо любить и уважать ребенка, видеть его задатки, чувствовать потребности, становиться его единомышленником. Только тогда урок уподобится стройному исполнению симфонии, а не станет какофонией наукообразных терминов и модных педагогических методов и приемов.

— Все это очень верно. Но ведь у вас, учителей музыки, не так-то много возможностей для общения с детьми. Один урок музыки в неделю, да и то до седьмого класса. А дальше?

— Да, за один урок ничего не сделаешь. И я очень благодарна директору школы, в которую пришла в 1995 году и где работала буквально до сегодняшнего дня, который это понял и, увидев мое желание работать с детьми, обеспечил внеурочной нагрузкой — сначала у меня было полставки педагога дополнительного образования, а потом и целая. В самый первый год, когда часов музыки было мало, мне вообще дали ставку освобожденного классного руководителя и вместе с ней — необозримый простор для творчества. Этот класс и стал моим первым творческим коллективом. Первым хором, который затем пополнился и расширился учениками из других классов. А вообще я могу гордиться своим первым выпуском — в нем было 11 медалистов, помимо хора активно работал театральный коллектив, в старших классах мы создали свой вокальный эстрадный ансамбль «Десерт», который со временем получил статус образцового коллектива.

Музыка звучит в Зареченском лицее с утра и до вечера — сразу после уроков начинались репетиции, подготовка к концертам, конкурсам. Хоров в лицее несколько, у каждого свой репертуар. Еще и ансамбли, и солисты... Понятно, что без помощников не обойтись. У Анны Александровны, конечно, несколько лет назад появились хормейстеры, ее же выпускники. Так лицей, в котором вообще-то естественно-научный уклон, стал, по сути, музыкальным. Ведь Анна Булик убеждена: «Если воспитатель делает музыку своим союзником, он сможет увидеть очень красивый результат».

Администрация города Заречный сегодня утвердила Анну Булик в должности руководителя Дворца культуры «Современник». Все коллективы продолжат работу под руководством прежних наставников, но под крышей нового, более просторного дома.

Вера Кострова, «Учительская газета», № 21 от 26 мая 2015 года



Гущин Д. Д.