На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Часть целого,

или Постичь тайну бессмертия

Многие интересные события происходят с нами, как говорится, на стыке эпох. Пошел в школу при царе — окончил при советской власти. Поступил в вуз еще во времена СССР — окончил уже в РФ. Вот и учитель начальных классов севастопольской билингвальной гимназии № 2 Ольга БИЛЬБОК начала бороться за звание лучшего педагога в одной стране — закончила в другой. А ведь, как известно, все познается в сравнении. Впрочем, ей есть что вспомнить и помимо этого.



Ориентиры


Путь в профессию Ольги Николаевны начался, как это нередко случается, еще в детстве. Несмотря на то что мама работала кондитером, а папа был снабженцем в санатории (то есть к системе образования никак не относились), она очень любила играть с одноклассницами в школу. Почему? А все благодаря дедушке, учителю физики, жившему в Донецке. Когда маленькая Оля приезжала к нему в гости, он охотно брал ее с собой на занятия. Ей тогда было все в диковинку — загадочные схемы, рисунки, аппараты, плакаты... А главное — то, как дедушка общался со своими учениками — на равных, спокойно, уважительно, демократично, хотя и соблюдая дистанцию. Он был влюблен в школу, и эту страсть передал своей наследнице, которая гордилась таким дедом. Еще бы, ведь это был не только выдающийся педагог, но и мастер на все руки. В свое время ездил на ВДНХ с моделью шагающего экскаватора, занял второе место, был награжден именными часами и медалью. И потом, когда она только начинала работать, дед помогал ей изготовить что-то вроде самодельного проектора, чтобы было легче демонстрировать картинки на экране. Словом, ей было на кого равняться, с кого брать пример. Но и о ее собственных учителях также остались самые теплые воспоминания. Кстати, школу она окончила в поселке Форос — да-да, том самом, вы помните!

Папа с мамой очень хотели, чтобы дочь стала врачом. Тем не менее, когда Оля заявила о том, что хочет связать свою жизнь со школой, возражать не стали. Поэтому поступать она уехала в Ялту, в педучилище.



Тест на профпригодность


— У нас была очень хорошо поставлена практика, собственно, этим отличались все училища, — рассказывает Ольга Николаевна. — Было настолько интересно, что я уже тогда пыталась работать не по учебнику, а использовать что-то свое. Помню на практике свой первый урок изо. Честно сказать, рисовать я абсолютно не умею, и когда перед уроком методист прочла мой конспект, то перечеркнула его, поставила «2» и сказала: «Иди давай!» Я зашла и... провела урок в полном соответствии со своим конспектом. После занятия тот же методист поставила мне «5+» и похвалила, сказав, что я сделала все так, как она говорила на занятиях в училище. А я до сих пор не знаю, почему была такая реакция до и после. Может, это какой-то тест на профпригодность, на умение отстаивать собственное мнение, работать в экстремальных ситуациях, держать удар?

Пожалуй, это качество в ней выражено достаточно ярко. И оно не раз помогало ей в дальнейшем.



И швец, и жнец...


Ялта Ялтой, а преддипломную практику Ольга Николаевна проходила в Севастополе, где служил ее будущий муж, офицер-подводник. Попасть в закрытый город простому смертному крайне непросто, а вот жене моряка можно, тем более что молодого и перспективного педагога уже тогда заметили и пригласили поработать в одну из школ. Супруг, по ее словам, всегда очень уважительно относился к роду ее занятий, сидел вместе с ней допоздна, помогая делать дидактические материалы. А когда она решила продолжить образование в вузе, поддержал ее в стремлении к росту и развитию.

— В институт я поступила сразу на второй курс, училась там 4 года, вспоминает Ольга Бильбок. — Научили очень многому — теперь я даже могу преподавать рисование (смеется)! А вообще учитель начальных классов — это на все руки мастер, нам приходится учить всему и знать все предметы. Лично мне ближе математика, я технарь еще со школы. С другой стороны, человек с математическим складом ума может преподавать любой предмет. Главное — уметь преподнести материал, сделав его понятным и интересным для детей того или иного возраста. Маленьким, например, очень важны эмоции, яркие картинки, образы. А мне это совершенно не трудно, я все делаю эмоционально!



Эпоха перемен


Лихие 90-е — время потрясений, которые коснулись и системы образования. Украина и Россия стали самостоятельными государствами, и там и здесь вспыхивали волнения на национальной почве, задержки зарплат педагогам были в порядке вещей. Началась эпоха переименований, смены статусов, переподчинения учреждений. Ольга Николаевна поступала в Крымский филиал Московской педагогической академии на психологический факультет. Но через год на территории полуострова российские вузы и их филиалы были переподчинены украинским образовательным учреждениям. Поэтому она вдруг оказалась студенткой Полтавского государственного педагогического института имени В.Г.Короленко, точнее, его Симферопольского филиала. Конечно, можно было уехать в Москву и там продолжить учебу. Но по семейным обстоятельствам пришлось остаться.

По ее словам, именно тогда ей, технарю по складу ума, пришлось всерьез обратить внимание на преподавание русского языка, который как-то постепенно стали задвигать в угол. Количество часов на его изучение снижалось, качество учебников оставляло желать лучшего.



Язык мой — друг мой


— Можно утверждать, что на тот момент у нас русский язык просто погибал, — говорит Ольга Бильбок. — Его в учебном плане называли «мова национальных меньшинств», которую дети в начальной школе учили 3 раза в неделю, в старших — 1-2 часа. В букварях было очень много ошибок. Например, там писали, что буква «щ» означает два звука — [ш+ч]. С 2012 года на Украине действует новый образовательный стандарт, я получила новые учебники, а там даже нет таких понятий, как подлежащее и сказуемое. Зато рассказывается о том, что такое сложное предложение, и говорится: мол, «иногда в предложении перед союзом «и» ставится запятая». Но когда именно она ставится, непонятно. Подобный сумбур сплошь и рядом.

Она всегда любила российские учебники, и когда приезжала сюда, то скупала все. Но работать по ним на Украине было нельзя. Исключение сделали лишь для разработок Людмилы Петерсон (их используют в украинской программе «Росток», правда, в виде черно-белых перепечаток на плохой бумаге). Поэтому приходилось составлять собственные дидактические материалы, писать карточки. Позже, когда появились компьютерные программы и презентации, возникла идея создать электронное приложение к букварю, чтобы каждая буква сопровождалась не только текстом, но и звуком, видеоизображением. Это значительно облегчает и упрощает восприятие материала, а заодно делает процесс обучения веселым и интересным.



Конкурс


Что заставляет людей принимать участие в том или ином профессиональном конкурсе? В большинстве случаев это не что, а кто — директор или завуч. И не заставляет, а предлагает. Ольге Николаевне тоже предложили защитить честь школы. Ну как тут можно отказаться? Ведь давать открытые уроки она всегда любила, да и есть что показать. Правда, она надеялась сойти с дистанции на первых же этапах, после чего можно было бы вернуться домой с чувством выполненного долга и продолжить работать по-старому. Но судьба распорядилась иначе, выбрав для нее куда более замысловатый сценарий.

Дело в том, что на Украине конкурс «Учитель года» проходит несколько иначе, чем у нас. Там соревнуются не все педагоги, а лишь те, кто соответствует той или иной номинации, установленной заранее. В 2014 году таковых было пять: 1) учитель начальных классов, 2) учитель трудового обучения, 3) учитель украинского языка и литературы, 4) учитель географии, 5) директор школы. Причем участники в каждой номинации проходят испытания в разных городах. Ольга Николаевна вместе с 27 коллегами должна была в апреле ехать на конкурс в Черкассы, где республиканскому жюри предстояло определить единственного победителя, достойного войти в финал украинского конкурса. Однако в результате известных событий дело приняло новый оборот, и лучшего педагога Севастополя делегировали в Москву вместе с учителем украинского языка и литературы гимназии № 9 Симферополя Татьяной Коваль, которая представляла Крым.

Ольга Бильбок вспоминает, что изначально не рассчитывала выйти в финал. Слыхано ль, с корабля на бал, где все так непохоже, так непривычно! Тем не менее она и сейчас абсолютно спокойна, ибо ей и ее коллеге из Симферополя удалось провести блестящие уроки и очень достойно показать себя на других конкурсных испытаниях. Первым всегда быть очень трудно, а они фактически первопроходцы.



На своем месте


За два десятилетия, которые она проработала в школе, ей ни разу не пришла в голову мысль сменить профессию или специальность. Нет, конечно, всякий раз, выпуская ребят из 4-го класса в большую школьную жизнь, ей грустно, хочется остаться с ними и дальше. Но на самом деле они ведь и не расстаются. Пожалуй, самое главное счастье для любого педагога — это когда ребята спустя годы и десятилетия вспоминают тебя добрым словом, говорят спасибо за ту атмосферу радости и творческого энтузиазма, которую ты для них создал, делятся с тобой своими удачами и проблемами. А на смену им приходят другие, совсем маленькие, для которых ты должен заменить папу и маму, стать человеком, который поможет расширить горизонты познания.

— У каждого педагога свои взгляды на свое место в истории, роль и предназначение, — считает Ольга Николаевна. — Одни на первое место ставят родителей, считая, что нужно прежде всего наладить связь с семьей, а уже потом через нее воздействовать на детей. Другим, наоборот, родители только мешают. Для третьих важен сам процесс обучения, а родители и дети воспринимаются как некое средство, приложение. Лично мне кажется, в работе учителя главное, чтобы ученики получали не только знания, но и удовольствие от учебы. Я не жду благодарности за свою работу, но очень хочу, чтобы у детей сохранилось позитивное отношение к школе, чтобы они в выпускном классе не вздыхали бы с облегчением, а помнили только хорошее и о школе, и обо мне. Говорят, что учитель бессмертен, потому что продолжает жить в своих учениках, даря им частичку себя. Думаю, именно поэтому наша профессия — главная на земле.

...Ей до сих пор пишут и звонят дети, которых она выпустила 8, 13, 16 лет назад. Находят, несмотря на то что живут в других городах и даже странах. И это, пожалуй, вполне закономерно. Ведь подобное тянется к подобному. А добрые люди никогда не расстаются. Ведь они часть целого.

Вадим Мелешко, «Учительская газета», № 10 от 10 марта 2015 года



Гущин Д. Д.