На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Живое право

Люди верят только в тех, кто верит в себя

Философия жизни Марины Григорьевны Самуйленко, учителя истории и обществознания дятьковской средней школы № 2 Брянской области, — оптимизм: верить в себя и своих учеников. Когда Марина Самуйленко решила стать учителем, она не помнит. Но точно — в далеком детстве, услышав историю о своем дедушке, которому Октябрьская революция 1917 года дала шанс получить образование.

— Шанс-то дала, а сапог — нет, — рассказывает Марина Григорьевна. — И купить их было совершенно не на что. Но была мечта — стать учителем. И дедушка взял да и написал письмо товарищу Калинину: так, мол, и так — дала советская власть возможность учиться, а ходить в школу не в чем — пришлите сапоги! Вряд ли он был знаком с высказыванием французского дипломата Талейрана: «Люди верят только в тех, кто верит в себя», но в его случае это правило сработало. Прислали, правда, не сапоги, а распоряжение местной власти: обувью Никулина Степана обеспечить. И дедушка стал учителем! Эта история, передающаяся в нашей семье из поколения в поколение, стала для меня первым уроком, примером, каким должен быть учитель — человек, который берет на себя великую ответственность, миссию учить других: верить в себя, быть оптимистом, уметь идти за мечтой.

На уроках истории, больше похожих на спектакли одного актера, которые в Злынковской средней школе ставил замечательный педагог Иосиф Петрович Рутковский, Марина уже точно поняла, чего хочет. А главное — почему. Как заметил когда-то Николай Чернышевский, не знать историю своего Отечества, не любить ее может только человек ограниченного ума! Под влиянием учителя и классного руководителя Марина поступила в Брянский государственный педагогический институт имени академика И.Г.Петровского по специальности «учитель истории и социально-общественных дисциплин». Правда, ощущения, что это дело всей жизни, у нее тогда еще не было. Было желание прикоснуться к мечте, стать хоть чуть-чуть похожей на мастера:

— Иосифа Петровича отличали доброта, общительность, жизнерадостность, эмоциональная открытость, способность дать своим ученикам не только знания, но и душевное тепло. Он в совершенстве знал и любил свой предмет, и эту любовь смог привить и нам, своим ученикам, каждый свой урок стремился превратить в незабываемое и яркое событие. Он учил нас думать, спорить, совершать открытия. Другими словами, он олицетворял, на мой взгляд, то, что в нынешней нормативно-правовой базе обозначено как профессиональный стандарт педагога, который, думаю, следует понимать как образец, идеал, высокую мечту, а не как четкие границы в чем-то, ведь профессия педагога всегда была и останется творческой. Вот вам и роль личности в истории. Моей личной. Велика ли она? Но сейчас, когда уже мои ученики выбирают профессию учителя истории, я думаю о том, что в эстафете передачи этого волшебного огня-любви к предмету, профессии есть и мой вклад.

На четвертом курсе она провела первый самостоятельный урок. До сих пор помнит странное ощущение потока энергии и чувство, что способна им управлять: вместе с нею ее ученики могут радоваться, размышлять, восхищаться, негодовать, творить... Эти первые 5-10 минут урока окончательно решили ее судьбу.

— Ученики не просто класс, это зрительный зал. Учитель — художник своего урока, сценарист, режиссер. Бездарно срежиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный — подарить ему крылья. Однако диплом педагогического вуза — всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Оптимизм, одухотворенность — необходимые ценностные качества современного учителя. Он должен верить в себя, в своих учеников, их успешность, поддерживать во всех сложных и противоречивых ситуациях. Тогда и ученики обретут веру в себя. Каждый ребенок приходит в школу с открытой душой, с искренним желанием хорошо учиться. Если не поддерживать в нем веру в успех, не уметь «проектировать лучшее в человеке, пусть даже с риском ошибиться», огонек жажды знаний гаснет. Ребенок теряет веру в свои силы, но еще хуже, если он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей. И тогда все педагогические поиски и построения терпят крах.

Ищет она уже 17 лет — с тех пор как стала учителем. Ищет форму каждого урока, слова для каждого ребенка, дела, которыми можно увлечь. Как говорят ее коллеги из дятьковской средней школы № 2, Марина Григорьевна в совершенстве владеет современными методами обучения: проводит уроки в форме защиты проектов, презентаций, семинаров, практикумов, учебных игр, использует технологии проектного обучения и критического мышления, дифференцированного и индивидуализированного обучения, информационно-телекоммуникативные, здоровьесберегающие.

— Я увлекалась разными педагогическими теориями, технологиями, что-то принимала, включала в свою деятельность, от чего-то потом отказывалась, разочаровывалась, — признается учитель. — Но неизменным всегда для меня оставался принцип, который считаю краеугольным камнем всей своей педагогической деятельности — каждый ребенок одарен. Педагогическое мастерство учителя — увидеть, в чем заключается его одаренность, и создать условия для его развития. В погоне за инновациями, на мой взгляд, следует помнить, что метод не самоцель, а средство к лучшему достижению наиболее разумным и эффективным путем. А цель — организовать учебный процесс так, чтобы у ребенка возникала потребность и возможность добывать знания. Методы преподавания должны быть разнообразными и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного детского коллектива. Когда бездумно копируешь ту или иную систему, без учета собственного опыта, особенностей своей личности, не пришлось бы потом удивляться, почему «сеешь разумное, доброе, вечное, а вырастает белена и чертополох».

Семь лет Марина Григорьевна была руководителем школьного краеведческого музея и краеведческого кружка. Вместе со своими ребятами они создавали проекты об истории Дятькова и его героях, разрабатывали экскурсии — виртуальные и реальные. Из музея «выросла» подготовленная Мариной Григорьевной команда учеников для поисковых работ по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны при освобождении Брянщины. Она придумала и организовала сначала школьную газету «Двоечка», которая издается уже 10 лет, потом — школьный сайт. Возглавляет НОУ, организует проведение всероссийских олимпиад, в которых ее ученики участвуют активно и успешно.

В 2004 году дятьковская школа стала стартовой площадкой по гражданско-правовому образованию, и Марина Григорьевна разработала элективный курс «Живое право». Рассказывает старшеклассникам, как не стать преступником или его жертвой, как отстаивать свои права. Она руководитель научно-методической работы в школе, один из авторов программы развития ДСОШ № 2. Знакомит коллег с новыми образовательными технологиями, стандартами второго поколения, апробирует новые учебники, организует семинары с использованием интерактивных форм. Проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия на районных семинарах, читает лекции в областном институте повышения квалификации работников образования.

Оба выпуска Самуйленко получили в школе почетное звание «Класс года». Сейчас она руководит 7-м «В». Ее ученики похожи на свою классную — неугомонные, ищущие, стремящиеся изменить жизнь... Вместе они благоустраивают школьный двор и сажают деревья в саду, ходят в походы и шефствуют над памятником, установленным в честь расстрелянных в 1941-1943 годах мирных жителей города. Учатся быть гражданами.

— Какие бы технологии, методы и приемы ни использовал в своей практике педагог, важно стремиться к тому, чтобы опираться на законы естественного развития каждого ребенка, его особенностей, стремлений, потребностей, — считает она. — Не противопоставлять, как пишет Януш Корчак, «мир, зажатый в черной классной доске, миру, плывущему за стеклами». «Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств. Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке» — это его слова, с которыми я полностью согласна.

Конкурс «Учитель года» стал для нее еще одной ступенькой к мастерству, потому что постоянный анализ своей деятельности, умения и желания учиться, на ее взгляд, и отличает настоящего педагога. А если он уже все про всех знает, то перестает быть учителем, считает Марина Григорьевна, вспоминая «Уроки французского» Валентина Распутина: «...Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца... Иной раз полезно забыть, что ты учительница, а то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно с тобой станет. Для учителя, может быть, самое важное не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому».

На всероссийском финале она не вошла во второй тур. Но, по данным областной газеты «Брянские факты», Марина Григорьевна за 2014 год вошла в десятку самых популярных людей, известных в области своими делами и поступками. В ней столько света, что его хватает и на детей, и на взрослых. Может быть, потому что каждое утро она просыпается с ощущением счастья — сегодня в школу.

— Я люблю школу. Люблю, как у Плутарха, учебные занятия; просто здание, эти стены, окна, парты. Люблю ее утром, еще сонную, только наполняющуюся гулом детских голосов. Люблю днем — собранную, шумную, деловую и веселую. Люблю вечером — немного уставшую, но довольную. Люблю длинные тени, которые ложатся на парты, стены, запоздалый звонок, который обиженно звенит, как бы спрашивая: что, никого нет? Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что сегодня был чудесный день, а завтра — еще лучше...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 34 от 25 августа 2015 года



Гущин Д. Д.