На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Гражданин класса

Осознание себя частью общества — повод для радости

Учитель истории и обществознания средней школы № 23 Димитровграда Екатерина ФЕДОТОВА искренне верит: надо окружать себя счастливыми людьми. Только она не ждет, когда жизнь ее учеников и коллег станет лучше — она делает ее сама.

О себе Екатерина Викторовна Федотова рассказывает немного. Но это главное:

— Пришла по собственной воле, надолго и с мечтой. Не зарабатывать богатство, имидж, статус. Всё есть. Самодостаточна. Пришла, потому что мне в школе нравится. Здесь сказочно!

По ее мнению, в пространстве школы по-особенному ощущается стремительность современной жизни. Здесь можно держать руку на пульсе этого самого времени и видеть изо дня в день прекрасное преображение детского и грациозное затухание взрослого. Впрочем, в 2005 году золотая медалистка и краснодипломница Ульяновского государственного педагогического университета иногда все же задумывалась: «Ох и угораздило же меня!» Это позже, вглядевшись в детей, поняла — мир вовсе не изменился и дети не стали другими.

— Нынешние читатели электронных книг — это те, кто раньше читал книги, современные меломаны с наушниками в ушах — те, кто ходит в филармонию, кто различает Шопена и Шуберта; все они активно общаются в социальных сетях, прекрасно могут изъясняться и в живом контакте, — говорит она. — У нынешнего мира просто появились новые инструменты, как когда-то вместо пера появилась шариковая ручка. Суть школьной жизни осталась прежней  — осознать себя, раскрыть в себе человека, стать способным на новые свершения во имя завтрашнего дня человеческого рода. И тогда становится ясным, что школьный предмет истории начинается не с фактов и дат, а с удивления и формирования отношения к историческим событиям. Обществознание же как узнавание общества опирается в первую очередь на способность радоваться осознанию себя частью этого общества.

На одном из уроков пятиклашки спросили учительницу, хочет ли она поменять место жительства и уехать из России. Поговорили по душам, и выяснилось, что дети об этом часто размышляют, ставя на первое место в шкале ценностей материальное благополучие. Екатерина Викторовна всегда считала иначе — чтобы любить Родину, нужно отдавать. Право гражданства, данное по факту рождения, еще не означает, что ты гражданин. Изучив педагогический аспект этой большой проблемы, остановилась на технологии, предложенной кандидатом педагогических наук Дмитрием Васильевичем Григорьевым. Ее смысл в последовательной активизации детей через дискуссию, переговорную площадку, организацию социально-образовательного совместного с взрослыми проекта. Екатерина Федотова эту технологию модифицировала. Во-первых, включила два дополнительных этапа: вводный — погружение в проблему — и завершающий — рефлексивный анализ. Во-вторых, реализует ее не только как системную воспитательную, но главным образом как технологию организации учебной деятельности школьников на уроках.

Например, урок в пятом классе по теме «Семья» начинается с выставки работ  — дети составляли генеалогическое древо своих родов, ощущая себя их «веточкой». Изучая теорию, ребята формируют нравственные образцы идеальной семьи, ее образ. Потом дискутируют о ценности семьи для человека и ее значимости для государства жизни, рассуждают о том, что важнее: карьера или создание семьи.

— Необходимо, чтобы семья как ценность была принята ребенком, — объясняет Екатерина Викторовна. — Особый интерес и эмоциональный подъем вызывает у ребят «переговорная площадка», на которую приглашаю директора детского дома. Беседуя о том, как устроена жизнь детей-сирот, ребята не могут не откликнуться эмоционально, сопереживают. И уже на эмоциональном уровне ощущают значимость и ценность семьи. Включаясь в работу над проектом и формируя поведенческий компонент идентичности, пятиклассники по своему желанию изготавливают небольшие сюрпризы для детей-сирот из детского дома, пишут записки с пожеланиями. Поездка в детский дом и последующий разговор как форма рефлексивного анализа позволяет ребятам осмыслить свое новое отношение к понятию «семья» и скрепить семейную идентичность.

Уроки Федотовой расширили рамки школы  — в рамках «переговорной площадки» соучастниками образовательного процесса становятся депутаты Законодательного собрания, представители мэрии, члены избирательной комиссии, председатель Промышленной палаты, директор центра социального обслуживания, редактор газеты, деятели науки, культуры и спорта. Причем уроками дело не закончилось — завязалось постоянное общение, со многими даже дружба, вылившаяся в большие и серьезные дела. На одной из экскурсий с семиклассниками учительница «случайно» обратила внимание детей на загадочный каменный мостик, который стоит там, где нет речки. Дети с жаром принялись разгадывать загадку. Раскопали, что когда-то через парк протекала речка Мелекесска, на берегу которой располагалась усадьба купцов Марковых. Переговорную площадку решено было провести в краеведческом музее, где они задержались надолго — стали приходить по воскресеньям для работы с архивными документами и посещать занятия клуба выходного дня. В итоге восстановили облик и внутреннее убранство усадьбы Прасковьи Марковой, рассказав об этом другим в своих исследовательских работах.

— В такой работе у ребят формируются не только ведущие универсальные учебные умения, но и основа региональной идентичности как чувство и отношение сопричастности прошлому, настоящему и будущему малой родины, — говорит Екатерина Викторовна.

Ребята на ее уроках не только проходят тему, но и учатся проводить опросы, интервью, составлять анкеты. В прошлом учебном году группа «аналитиков» пришла к выводу, что 44 процента одноклассников не ощущают себя гражданами класса, и сформулировала дискуссионный вопрос «Что значит быть гражданином класса?». Обсуждение привело к созданию классной конституции. Теперь 6-й «А» — это остров сокровищ, где сокровище — каждый. На острове есть свой президент, которого избирают раз в год тайным голосованием. Президент представляет класс, входит в совет лидеров школы, следит за соблюдением законов класса, поддерживает дисциплину, ведет тетрадь пропуска уроков и опозданий. Переговорные площадки с уполномоченным по правам ребенка и председателями родительского комитета выросли в школу вожатых, которая первым делом создала кукольный театр, поставив для малышей из начальной школы сказку о праве. Музей «Фронтовая землянка» вырос тоже из уроков истории и обществознания. Интерактивный выставочный комплекс включает информацию о воссозданном боевом пути 58-й гвардейской стрелковой дивизии, сражавшейся за Берлин. Он быстро стал школьным, а с 2010 года входит в городскую Ассоциацию музеев. Это необычный музей — все экспонаты находятся в открытом доступе для посетителей, их можно не только рассматривать, как в обычном музее, но и трогать, примерять, изучать.

Средняя школа № 23 — экспериментальная площадка развития инновационных процессов. И хотя ее окружают лицеи и гимназии, родители стремятся отдавать своих детей именно сюда: коллектив энергичный, увлеченный. Екатерина Федотова руководит экспериментальной работой школы по теме «Гражданское образование и патриотическое воспитание учащихся основной школы: технологический подход». Вместе с коллегами разработала проект «Школа — модель гражданского общества». При поддержке сотрудников Центра гражданского образования Ульяновского ИПКПРО педагоги и дети создали особую воспитательную среду, основой которой стали ученические сообщества. В политическом клубе «Мнение» занимаются старшеклассники, которых волнуют проблемы гражданского общества, причем решают они их вместе с городской Думой. Школьный пресс-центр «Фемида-ТВ» готовит и выпускает школьные видеоновости, азы журналистской науки познавая с помощью сотрудников газеты «Димитровград-Панорама». Фонд «Милосердие», в который входят ребята 3-8-х классов, занимается изготовлением мягких игрушек, погремушек и развивающих игр для маленьких пациентов детской больницы. Деятельность всех школьных детско-взрослых сообществ координируется высшим органом школьного гражданского общества — школьной общественной палатой, работающей в содружестве с городской Общественной палатой и территориальной избирательной комиссией. Такая бурная жизнь просто толкает к успеху. Алексей Кечайкин, например, уже в 7-м классе стал членом областного Общественного совета при уполномоченном по правам ребенка Ульяновской области, Альберт Хафизов, экскурсовод школьного музея, финалист городского конкурса «Ученик года – 2011», окончив школу с серебряной медалью, стал студентом МГТУ имени Н.Э.Баумана. А Ксюша Фабричнова, заместитель председателя совета «Фронтовой землянки», пошла по стопам любимой учительницы — в педагогический университет.

— Успех педагога измеряется не столько его собственными вершинами, сколько теми, которые достигли в жизни его ученики, — считает Екатерина Федотова. — Я горжусь своими учениками. Особенно тем, что теперь на вопрос, хотели бы они поменять место жительства и уехать из России, задаваемый уже мной тем самым пятиклашкам, ставшим теперь десятиклассниками, они отвечают: «А как же она без нас?» Счастливым может быть только тот человек, который обретает Родину. Когда мы обретаем Родину, мы обретаем себя. Это, к сожалению, не всем удается. Наши миры — мой и моих детей — не параллельны — они зеркальны! Мы рядом во всем. Иногда я на шаг впереди, иногда — они. Все по-честному. По-современному.

Свой успех — победу на областном туре «Учителя года – 2014» — Екатерина Федотова разделила со своей школой. Главное не победа, важнее, что она внесла свою лепту в историю своего края, считают ее коллеги. И удивляются, откуда столько сил: Екатерина Викторовна — молодая мама, ее дочке только два года. Но успевает все, даже вязать и... рыбачить вместе с мужем, благо помогает мама. И все-таки удивительно: только вышла из декретного отпуска, не сиделось дома, и стала лауреатом. А секрет прост, по мнению Екатерины Викторовны, она готовилась к конкурсу «Учитель года» не год, не два, а всю жизнь... Один из девизов конкурса  — «Обновление мира начинается в школе» — для нее давно стал смыслом работы.

На встрече с Владимиром Путиным Екатерина Викторовна спросила у президента, возможно ли провести конкурс «Учитель года» на международном уровне, ведь интересно посмотреть и на международную практику педагогического преподавания. Президент ответил, что над этим вопросом уже думают. Так что у Екатерины Федотовой впереди большая работа...

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 51 от 23 декабря 2014 года



Гущин Д. Д.