На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


От хаоса мыслей к порядку идей

Расула Гамзатова читают на алгебре не для красоты, а для синергии

В самом начале конкурсного урока Марина ЛАХИНА, учитель математики и информатики из Республики Дагестан, сообщила ребятам, что скорее всего сегодня все будет совсем не так, как они привыкли. С одной стороны, это подмосковных школьников не удивило: они заранее знали, что в эти особые учебные дни им обязательно встретятся педагоги, которые смогут их поразить... Но того, что произошло дальше, они явно не ожидали — оказалось, на урок алгебры в мытищинской школе № 31 пришло сразу два класса: один реальный, а другой виртуальный.



Такие же, как мы


Когда на экране компьютера в скайпе появились ребята из махачкалинского лицея № 22, один из подмосковных семиклассников даже воскликнул: «Неужели мы сейчас будем прямо на уроке общаться?» Да и дагестанский класс был удивлен и обрадован... После урока ребята позвонили своей учительнице и с восторгом поделились на первый взгляд простыми, но на самом деле глубокими прозрениями: «Марина Александровна, а ведь они такие же, как мы! Они от нас ничем не отличаются, правда? Им все так же интересно... и про горы, и про математику!» Так налаживается не просто дружеский диалог детей, а целый диалог наций.

Восторги дагестанских школьников можно понять — вдруг оказалось, что, читая в Интернете стихи о своем родном крае, они могут восхитить его красотой и кого-то еще.

Вслед за учениками подхватила строки своего талантливого земляка Расула Гамзатова и Марина Лахина:


Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.


Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!


Но, казалось бы, зачем на математике стихи? На самом деле все не просто так. Здесь и патриотическое воспитание, и способ увлечь наукой формул и цифр тех, кто считает себя далеким от математики. А если еще задействовать географию, культурологию и краеведение? Так из метапредметности и родилась идея конкурсного урока: расчет площади различных природных достопримечательностей Дагестана.

Такое страстное желание увлечь своим предметом и искренний интерес к окружающему миру Марина Лахина получила по наследству от родных. Ее педагогическая династия насчитывает не одно поколение. Но самым действенным примером оказался материнский. В 18 лет Мария Яковлевна приехала в Дагестан после педагогического училища, и маленькое высокогорное село Гагары, где она начала свой профессиональный путь, сразу же убедило ее: колоритная для коренной жительницы Курска республика станет ее вторым домом. С одной стороны — заснеженные вершины, с другой — цветущие склоны. Эта картина не могла не волновать сердце юного филолога. Так и случилось: здесь мама Марины Александровны получила высшее педагогическое образование, встретила будущего мужа, вырастила четверых детей. И все они стали учителями.

Младшая, Марина, оказалась в школе уже в пять лет. Сначала подготовительный класс, затем свои уроки или уроки мамы, на которых ей нередко приходилось сидеть, ожидая окончания рабочего дня увлеченного педагога. В конце концов жизнь Марии Яковлевны, наполненная заботами об учениках и постоянным творческим поиском, стала профессиональным ориентиром и для ее дочери.



Математика через поэзию


Поначалу Марине Лахиной казалось, что ее карьера филолога — дело решенное. Она выигрывала все лингвистические олимпиады, занимала места на конкурсах сочинений и чтецов, хорошо знала и любила поэзию Тютчева, Есенина, Цветаевой, да и поступать планировала на филологический факультет. Но когда пришла подавать документы, засмотрелась на стенд физико-математического факультета. Информатика, математика... Эти предметы показались настолько интересными и глубокими, что девушка вдруг поняла: вот оно — поле неизведанного и простор для настоящего творчества!

На первый экзамен Марина шла, ощущая настоящую тревогу: мама до сих пор не знала о том, что дочь сделала иной выбор. Чтобы поддержать ее, Мария Яковлевна в очередной раз заверила взволнованное чадо в том, что уж русский язык — а экзамен на филологическом факультете в тот день был именно по русскому — она точно сдаст на «отлично», и тогда Марина призналась. Мария Яковлевна испугалась, но нашла в себе силы подбодрить: все-таки дочь шла на свой первый экзамен... который сдала на твердое «хорошо», хотя специально не готовилась. Попалась геометрическая задача с теоремой Пифагора. Физика тоже сдалась быстро, ну а о сочинении Марина и не волновалась. Взяла тему по «Мертвым душам» и расписала все как умела. А мама вновь переживала: все ли удалось отразить, ведь это не самая любимая ее тема.

Не «свой» факультет, не «свое» сочинение — все с самого начала шло на преодоление, и Марина Лахина показала свой напористый характер. Просто решила, что это судьба — разве смогла бы она найти какие-то новые повороты там, где ей все и так знакомо? А здесь сразу увидела — математика через поэзию... Еще на каждом уроке у Марины Александровны обязательно физика. Пока писала кандидатскую диссертацию и разбиралась в высоконаучных материях, поняла, что нет ничего более захватывающего, чем попытаться объяснить сложное простым языком, и теперь постоянно оттачивает этот навык в классе.

За научный труд Марина Лахина взялась сразу после вуза, несмотря на то что уже работала в школе. Еще на пятом курсе по рекомендации университетского наставника по методике преподавания Нины Виленской пришла в махачкалинский лицей № 39. Но физика плазмы увлекла еще сильнее, поэтому работу почти тут же пришлось оставить — слишком уж трудным выдался первый год аспирантуры. Но когда учебная нагрузка схлынула, появилось ощущение, что чего-то не хватает. В ноябре 2002 года Марина стала вновь искать работу в школе. Ее приняли в 22-й лицей учителем математики и информатики. Остальные часы, к сожалению или к счастью, оказались уже распределены. Но Марина Лахина осталась и трудится в лицее до сих пор. И ничуть не жалеет, ведь очередная смена вектора деятельности стала большим личным открытием.



Перефразируя Толстого


Зачем учителю диссертация? На самом деле не только для того, чтобы повлиять на свою зарплату. Собственный опыт исследований дает возможность осмысленно заниматься с учениками проектной работой. К тому же, когда учитель еще и преподает физику студентам, это открывает школьникам новые возможности. Ученики Марины Лахиной постоянно участвуют в конференциях «Шаг в будущее», «Творчество юных» и многих других — университетский базис становится здесь хорошим подспорьем.

Может показаться, что в таком круговороте дел у Марины Лахиной совсем не остается времени на себя. Но это не так. Когда-то они с мужем, кстати, тоже педагогом, из практических соображений решили купить земельный участок. Со временем садоводство из важной хозяйственной задачи молодой семьи превратилось в хобби. Особую радость Марине Александровне одно время доставляло разведение фиалок.

Так что учителя, которые жалуются, что на увлечения нет и минуты, скорее лукавят. Усталость и нагрузки никто не отменял, но найти какую-то отдушину можно всегда. Единственное, пожалуй, о чем жалеет Марина Лахина, — собственным детям порой не удается уделить столько времени, сколько хотелось бы. Ее старший сын Роман уже в четвертом классе. Его очень увлекает палеонтология. Особый предмет интереса — динозавры. Столько всего он о них знает! И мама ему в этом активно помогает: однажды даже чуть не опоздала на самолет из Москвы, пока искала для него какую-то мудреную книгу. А еще Роман очень самостоятельный и настоящий прагматик. Когда он пошел в первый класс, у него появился маленький брат, и тогда Роман, просчитав все положительные стороны того, что мама целый год помогала ему с учебой, заявил: «Когда Петя пойдет в первый класс, неплохо было бы нам еще одного братика завести!»

Но сама Марина Александровна искренне мечтает о дочке: хватит уж мужчин в семье, кто-то же должен разделить ее заботы и интересы. А может, даже дочь первой из всей династии захочет выбрать другую профессию... Ведь скорее всего, как считает Марина Лахина, сыновья пойдут по ее стопам. Роман уже выбрал себе сферу деятельности. И хотя ему еще непонятны все эти синусы и косинусы, сын уже говорит о том, что наверняка будет учителем математики.

В такие моменты Марине Александровне вспоминается, как ее мама нередко повторяла, перефразируя Толстого: «Все, что я хочу, осуществится в моих учениках». Скорее всего и какие-то ее идеи и задумки тоже осуществятся в собственных детях либо в ребятах, увлеченно постигающих на ее занятиях мир математики.



Не молчите!


Минувший год Марина Александровна с полной уверенностью назвала своим годом удачи: сначала победа на республиканском конкурсе, затем блестящий урок на всероссийском этапе «Учителя года России – 2014».

Скрывать нет смысла — в пятнашку очень хотелось, ведь как было бы приятно лишний раз подтвердить, что не зря носишь звание отличника образования Республики Дагестан, да и директору своего лицея доказать — оправдала доверие. Ведь именно Саламат Закарьяевна настояла, чтобы она попробовала свои силы на конкурсе. Но, видимо, пока придется притормозить: даже в год удачи каждому успехов и оваций по своей мерке отмерено.

Правда, несмотря на то что высшая планка не взята, Марина Александровна пока не готова вновь решиться на большое конкурсное путешествие. Этому ведь надо посвятить столько времени и сил!.. Но даже отсутствие достижений всероссийского уровня не испортило настроение, наоборот, участие в жюри на втором, очном, этапе конкурса подогрело интерес к происходящему. Особенно понравилось конкурсное задание «Образовательный проект», которое проходило в присутствии огромной учительской аудитории. Марине Александровне показалось, что это очень точный формат: сразу видно, кто в команде лидер, кто берет на себя ответственность, организует всю работу. К тому же пока следишь за ходом мысли коллег, вживаешься в их работу и вдруг понимаешь, что и сама сделала бы не хуже. Для Марины Лахиной время после собственных выступлений стало моментом переоценки себя и своих способностей. Пришло понимание, что чего-то не хватило. Но каким должен быть идеальный учитель? А идеальный урок? И есть ли он вообще? Похоже, что есть. Но у нее он еще впереди.

А пока нужно заниматься насущными делами. Например, учить ребят выражать свои мысли — да, даже на уроке математики. Марина Александровна всегда говорит ребятам: «Не молчите!» Если на каждом уроке ребята будут говорить, раз от разу они будут все лучше объяснять и понимать.

Этот навык «немолчания» нужен не только школьникам, но и педагогу. Вообще хорошему учителю необходимы синергетические знания. Это Марина Александровна поняла, когда писала диссертацию. Не зря ей на глаза при подготовке к сдаче кандидатского минимума по философии попалась статья о таком научном направлении, как синергетика. Ведь на каждом занятии учителя стараются вести школьников из хаоса мыслей в пространство упорядоченных идей. И совершить такой синергетический переход способен лишь тот, кто знает, что урок алгебры — это не 45 минут сухих формул, а мастер-класс правильной математической речи.

Анна Данилина, «Учительская газета», № 12 от 24 марта 2015 года



Гущин Д. Д.