Открыть свое сердце детям
Каждый урок для Елены Коротневой — произведение искусства
Общий педагогический стаж семьи Елены Валентиновны Коротневой, учителя года – 2014 Новосибирской области, 147 лет. Бабушка всю жизнь проработала учителем начальных классов, мама — преподаватель русского языка и литературы, папа обучает школьников основам безопасной жизнедеятельности.
— Что может быть важнее традиций твоей семьи! — считает Елена Валентиновна. — Надеюсь, мои сын и дочь тоже будут учителями и пронесут верность педагогическому труду через всю свою жизнь.
Впрочем, вряд ли, когда мама вела маленькую Лену из детского сада, она думала о семейных традициях. Просто хотела поскорее усадить за стол медведя, куклу и начать урок. Не обращала внимания на то, что друзья зовут во двор гулять, а по телевизору начинается любимый мультик, важнее было рассказать игрушкам, как появляется на траве роса и почему птицы осенью улетают на юг...
— Именно в детстве светит самое яркое солнце, растут самые необыкновенные цветы, приходят самые смелые мечты, которые обязательно сбываются. Еще будучи совсем ребенком, я мечтала стать учителем! — признается Елена Валентиновна.
В Новосибирском государственном педагогическом университете Елена не только постигала азы учительского мастерства, но и пробовала себя в других сферах жизни. Даже два года занималась мотокроссом, преодолевая страх перед скоростью и крутыми виражами. Гонщиком не стала, но уверена, что именно спортивная закалка по сей день дает ей веру в возможность преодоления любых трудностей. Наверное, это помогло и на конкурсе «Учитель года». Самое трудное было — сделать первый шаг, но после нужно идти до конца, уверена педагог. В 2001-м она стала второй на районном конкурсе, потом вошла в десятку лучших на городском «Учителе года», наконец стала победителем областного. И это еще не предел!
В ее трудовой книжке только одна запись — учитель географии и биологии средней школы № 136, ставшей позже лицеем. Активно звали остаться в аспирантуре, но она стремилась к детям. Ни разу не пожалела о выборе:
— 20 лет я нахожусь в кругу близких по духу людей, профессионалов, готовых в любую минуту подставить плечо. Коллектив помогал мне на конкурсе чем мог — кто методически, кто морально. И моя семья, и мои дети, конечно, тоже.
Елена Валентиновна — дважды «классная» мама: под ее крылом пятый и десятый классы. Впрочем, своих десятиклассников она выпестовала так, что они, несмотря на занятость — сплошь победители научно-исследовательских конкурсов разного уровня, — взяли шефство над пятиклашками. Неудивительно, что двое уже твердо решили стать педагогами, глядя на «классную».
— Великое счастье для человека — заниматься любимым делом, — говорит Елена Валентиновна. — Даже одно только слово «учитель» для меня наполнено каким-то таинственным светом, необъяснимой магической силой. Что может быть интереснее работы с детьми? Вместе с ребятами 10-11-х классов мы создали проект «Парк Арктики», который стал призером во Всероссийском конкурсе «Национальное достояние России». Именно участие в подобных проектах стимулирует школьников к научной деятельности, повышает их самооценку, веру в свои способности и познавательный интерес. В 2011 году я разработала спецкурс «Проектирование», который стал отправной точкой для оптимизации учебного процесса, формирования интереса к проектной деятельности у учащихся. Мне не раз приходилось участвовать в конференциях, семинарах, соревнованиях и даже кавээнах, быть ведущей мероприятий. И какое же удовлетворение приносит совместная с педагогами и учениками деятельность, возможность открывать новые качества в давно знакомых людях, восхищаться их талантами, расти и развиваться вместе с ними!
Каждый урок для нее — это произведение искусства, которое должно затронуть детские души. По ее мнению, важно не столько хорошо знать свой предмет, сколько пробудить к нему любовь учеников, суметь увлечь им так, чтобы в глазах каждого сидящего в классе ребенка увидеть любознательность и заинтересованность. Но чем больше Елена Валентиновна преподавала географию, тем больше видела проблем на пути к познанию:
— Первой значимой проблемой считаю рассогласованность между ведущими программными документами, определяющими вектор развития современной школы. С моей точки зрения, на практике эти документы имеют декларативный характер, так как отсутствуют преемственность, логическая связь между федеральными концептуальными документами и УМК. В учебниках по-прежнему материал излагается с позиций не деятельностного, а знаниевого подхода. Такая ситуация вынуждает учителя искать и применять инновации, которые позволяют сократить дисбаланс.
Вторая беда — пассивность школьников, которая связана с некоторым смещением образовательных приоритетов у них. Интернет привел к тому, что ребятам не хочется мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем они часто не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Такая ситуация, по мнению педагога, если ее не корректировать, может привести к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться. Третья — ученики воспринимают знания, но не умеют их применять на практике, не могут создать образовательный продукт — проект, презентацию. Больше того, даже научившись этому, не могут продемонстрировать результаты своего труда: стесняются публично выступать, не умеют конструктивно оценивать ни себя, ни других.
Елена Валентиновна стала изучать литературу, перелопатила кучу сайтов, проанализировала свои уроки. Поняла, что должна уйти на второй план, иначе самостоятельности от детей не добьется:
— Качественно изменилась моя роль: я не транслятор знаний, а организатор, руководитель и соучастник учебного процесса, построенного как диалог учащегося с познавательной действительностью. Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без моего непосредственного участия, но по моему заданию и под моим руководством. Я убедилась, что даже хорошо подготовленным моим ученикам нужна помощь или консультация. Стараюсь ничего не давать в готовом виде, а делать так, чтобы дети, ведомые мною, сами дошли до нужного знания. Но я должна точно знать, куда и как мы должны прийти — при планировании определить конечный результат поиска и путь к нему. Даже при неоднократном «прохождении знакомого пути» можно рано или поздно наткнуться на мелочь, которая раньше не попадалась. Это зависит от детей, ведь подготовка у всех разная: один знает больше, другой меньше, один понимает быстрее, другой медленнее. Поэтому важно всегда опираться на опыт конкретных детей. Беру на заметку новые нюансы в непонимании детей, чтобы в дальнейшем их учитывать, совершенствуя технологию.
Она разрабатывает свои дополнительные материалы: ЛОКи, статистический банк данных, инструктивные карточки, электронные презентации, тесты. Не менее половины учебного времени отводит на самостоятельную работу учащихся, минимальный набор которой включает в себя: работу с источниками, включая Интернет; критическое осмысление информации, формулирование собственных заключений и оценок; решение познавательных и практических задач; анализ современных общественных явлений и событий; аргументированную защиту своей позиции через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; написание творческих работ; создание школьных проектов. Наряду с традиционными методами, в которых видит не только минусы, но и плюсы, использует эвристическую беседу, методы проблемного обучения и проектов, мозговой штурм, исследовательские работы.
И конечно, географ и биолог не может не заниматься экологическим просвещением в школе, тем более что Коротнева еще и руководитель кафедры воспитательной работы.
— Экология — наука непростая, — говорит Елена Валентиновна. — Чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического просвещения, для начала нужно запомнить четыре закона, сформулированных американским ученым Барри Коммонером: все связано со всем; все куда-нибудь девается; ничто не дается даром; природа знает лучше. Школьное экологическое образование и воспитание должны выполнять две важнейшие задачи: убеждать в необходимости охраны окружающей среды и вооружать детей хотя бы необходимым минимумом знаний в этой области.
В лицее № 136 учителя биологии, географии и начальной школы работают по единой системе, чтобы не прерывалась нить образования и воспитания. В школе нет пришкольного участка, поэтому дети ухаживают за комнатными растениями, среди которых пришельцы из разных областей земного шара. Экологические проекты, конкурсы рисунков и сочинений любимы и детьми, и родителями, потому что многие предназначены для семейного выполнения. На уроках биологии и географии красной нитью проходит изучение природы Новосибирской области. Ребята участвуют в районных конкурсах, таких как «Мы идем по Птицеграду», «Заповедная Родина», конкурс рисунков «Водные животные НСО». Помогают библиотека и экскурсии — в зоопарк, в музей, на природу. В традицию лицея вошли субботники, решающие две важнейшие задачи: формирование любви к труду и заботливого отношения к природе.
Новые материалы для уроков и классных часов Коротнева часто находит в отпуске. По ее мнению, географ обязательно должен путешествовать — не важно, по бульварам Парижа или по лесам Сибири. Главное — двигаться, набираясь знаний и впечатлений, которые она понесет потом детям.
— Я постоянно задаю себе один и тот же вопрос: каким должен быть настоящий педагог? Добрым, искренним, увлеченным. Надежным проводником и наставником, в котором проницательность сочетается с огромным желанием помочь. Помочь не только в приобретении знаний, но и жизненного опыта. Лучшим советчиком и старшим другом, учащим не только мыслить, но и уважать, любить, проявлять сострадание, радоваться за других, быть отзывчивым и чутким. Я не ставлю границ между собой и учениками, к себе бываю порой строже, чем к ним. Ведь чтобы научить детей искренности, чуткости и доброте, нужно самой нести эти качества. Для меня главное — помочь ученику ценить то, чем он обладает, показать самое драгоценное, что в нем есть, — его неповторимость. Учу своих ребят, а они в свою очередь учат меня любить этот мир, восхищаться каждой его мелочью, удивляться и радоваться, смеяться и плакать. Главное — открыть свое сердце детям!
|