Дважды рожденный
Сергей Карпачев считает, что, если каждый сам за себя, добра не жди
Словом «педагог» называли в античной Греции раба, сопровождавшего мальчика в школу. Но кого воспитает раб? Лишь подобного себе. И только учитель сможет вырастить свободного человека. Вряд ли можно отыскать слово, которое звучало бы так же гордо и душевно, как слово УЧИТЕЛЬ. В это понятие вложен глубокий смысл. Учитель, педагог, наставник — это не профессия, а скорее назначение. По точному замечанию Максимилиана Волошина, «каждый человек рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни, говорит Сергей КАРПАЧЕВ.
Прописная истина — учителем, как поэтом или художником, нужно родиться. Когда говорят, что у человека дар от Бога, это всегда означает — от родителей. От Бога — это то, что передается по наследству. Если представители нескольких поколений в семье считали своим призванием учить детей, это значит, что для них ничего не было святее и выше, чем профессия учителя, которую они понимали как служение своему народу. Кем же мог вырасти ребенок в атмосфере такой семьи? Ее яркий свет формирует его личность, определяет дальнейшую судьбу — стать на путь служения и долга. Взрослея, он уже осознает это как свой собственный выбор, а получив соответствующее образование, вступает на профессиональный путь учителя с уверенностью и энергией.
Учительские династии не переводятся в России, хотя, нужно признать, их стало меньше: современное поколение нечасто выбирает эту беспокойную и «не очень прибыльную» профессию.
Сергей Карпачев, учитель русского языка и литературы плавской школы № 2 Тульской области, — яркий представитель своего просветительского рода. Его прабабушка была замечательным педагогом в дореволюционной гимназии. Дедушка и бабушка тоже учили детей. Бабушка Клавдия Никифоровна работала в сельской школе. Именно ее влияние (в дополнение к наследственности, конечно) способствовало его выбору. После окончания школы юноша поступил в Тульский педагогический университет имени Л.Н.Толстого на факультет русского языка и литературы. Это тоже естественно. На какой же еще? Ему, много читавшему с дошкольного детства, любившему философствовать, с художественными наклонностями, больше всего подходила профессия «учитель словесности».
Главное в человеке, считает Сергей Владимирович, — это доброта. Если люди не стараются помочь друг другу, если каждый сам за себя, то добра не жди. Если же люди живут как братья, с открытым друг другу сердцем, то хорошо будет каждому. Именно это качество старается он воспитывать у своих учеников.
Доброта и открытое сердце присущи ему самому. Это проявлялось еще в детстве. Когда Сергей учился в пятом классе, в его семье случилось большое горе — погиб отец. И хотя он не был единственным ребенком (у него была старшая сестра), он, одиннадцатилетний мальчик, как истинный мужчина, многое взял на себя. Заботился о сестре и маме. Особенно о маме. Всегда ждал ее с работы. К ее приходу на столе уже стояли чайник со свежезаваренным чаем и душистый пирог, который он готовил сам. Теплое участие, внимание, забота друг о друге помогали семье пережить горе. Таким же он был и в школе, с товарищами-одногодками, которые знали, что на него всегда можно положиться, в трудную минуту он всегда придет на помощь.
Сергей Владимирович знает жизнь своих учеников, не у всех она благополучна. В Плавске, как и во многих других провинциальных городах, люди уезжают на заработки в столицу, оставляя детей без надзора. Во многих семьях родители только по выходным бывают дома. После школы таких детей ждут уличные компании, поэтому в воспитании этих детей важное место занимают учителя. «Школа для них выходит на первый план, — говорит Сергей Владимирович, — учитель должен быть воспитателем. Стараемся больше с ними общаться, ходить в походы и на экскурсии. Дети как пластилин, что лепишь, то и получится. Воспитание и образование — всегда рядом, на одной чаше весов».
Так оно и есть, тем более когда это говорит преподаватель литературы. Классика дает богатый материал для воспитания души. Урок литературы — это не только передача знаний, но и всегда разговор по душам, взаимное обогащение, воспитание чувств. В диалоге учителя и учеников важны все мнения (дети учатся мыслить, а не просто воспроизводить то, что сказал учитель). Важно, что ученики высказываются не только устно, но и в сочинениях.
Вот, например, восьмиклассник Андрей Ковалев написал сочинение «Тургеневская девушка — особенный женский образ в повести И.С.Тургенева «Ася».
«Тургеневская девушка, — пишет Андрей, — несет в себе все самые замечательные черты женского характера. Она загадка. Она ведет себя не так, как другие дворянские девушки. Ее отличает способность на искреннее, сильное чувство. Отсутствие фальши, кокетства. Она отличается сильным характером, готовностью к самопожертвованию, строгим отношением к жизни».
Каждый урок на одну и ту же тему у Сергея Владимировича точно премьера нового спектакля, каждый урок не похож на предыдущий. Это отмечают не только коллеги. Вот что, например, писала местная газета после конкурса «Учитель года – 2014», который проходил в Тульской области: «Сергей Карпачев блистал умом, высоким профессионализмом, умением работать с большой аудиторией». В другой газете говорилось: «Самое яркое впечатление оставил интегрированный урок русского языка и литературы Сергея Карпачева, который предложил ученикам нарисовать герб Левши в исторической и современной интерпретации».
Тогда, на областном этапе конкурса, Сергей Карпачев занял первое место и был удостоен чести представлять Тульскую область на всероссийском финале.
Этот конкурс был незабываемым событием в жизни Сергея Владимировича. Он хотел бы пережить его еще раз. «Это был настоящий праздник. Мы обменивались опытом, общались с удовольствием друг с другом. Никакие семинары, никакие курсы этого не заменят».
Сейчас предлагают исключить из школьной программы «Войну и мир» Толстого и всего Достоевского. Я не удержалась и спросила Сергея Владимировича, как он к этому относится.
— Разумеется, я против этого. В упрощении учебного плана, в разгрузке программы можно дойти до абсурда. Например, математику можно сократить до таблицы умножения, биологию ограничить куриным яйцом. Выбрасывать из учебной программы лучшие, фундаментальные произведения отечественной литературы, кстати, доступные для чтения старшеклассникам, — это нелепость.
Так мы снижаем культурную планку для будущих поколений, закладываем основы бескультурья и невежества. Дети должны иметь представление о таком великом произведении, как «Война и мир». Там глубокая философия жизни, войны и патриотизма. Конечно, детям трудно разобраться в глубинах великого произведения самостоятельно. Здесь все зависит от учителя, от его умения делать непонятное понятным, при этом ничего не упрощая. То же самое можно сказать о произведениях Достоевского, скажем, о романе «Преступление и наказание», по которому я писал дипломную работу в вузе.
Сергея Владимировича, конечно, не может не беспокоить, что сегодняшние ребята, и его ученики тоже, мало читают. Но та массовая книжная продукция, которая наиболее доступна детям, это в основном фантастика и детективы. И тем не менее он старается привить воспитанникам тягу к чтению и нередко добивается своего. На его уроках не останешься равнодушным, учителю удается пробудить интерес к произведению, которое они изучают, желание прочитать книгу, ближе ознакомиться с ее содержанием и героями.
Преподавать литературу, кроме занятий, можно и другими способами. Сергею Владимировичу в этом помогает краеведение. Родной древний город Плавск стоит на реке Плаве. Он устраивает для учеников экскурсии по родному краю, знакомит их с историей, с местами, связанными с литературой, культурой. Так ребята узнают, что город и его окрестности связаны с именами таких писателей, как Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, а знаменитый в прошлом плавский купец Черемушкин упоминается в романе Толстого «Анна Каренина».
— Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестает быть учителем, когда перестает учиться. Учитель — вечное учение, — уверен Сергей Владимирович Карпачев.
Уроки литературы можно продолжить на сцене. Сергей Владимирович, человек разносторонний и талантливый, увлечен сценой, занимается в известной в Тульской области театральной студии «Галатея». Он не только участвует в ее спектаклях как самодеятельный артист, но и привлекает своих учеников, юных актеров. Играют в основном классику — Островского, Чехова, Толстого, Фонвизина. Его роли — острохарактерные, драматические и комедийные, целый репертуар опытного актера: Федор Протасов в «Живом трупе» Л.Н.Толстого, Паратов в Бесприданнице» А.Н.Островского, Дымов в чеховской «Попрыгунье», Скотинин в фонвизинском «Недоросле»...
Учитель — немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель, которого дети любят и уважают, — это образец для подражания. Самое главное — понимать ученика, принимать его таким, какой он есть. Миссия современного учителя — воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей. Кредо Сергея Карпачева — учитель должен быть искренним. Ну и, конечно, в сердце всегда должна жить любовь! Любовь к жизни, к своей профессии, любовь к своему предмету, любовь к детям. Без любви ежедневный труд становится утомительным и безрадостным. Образование же без радости превращается в скучное и бессмысленное времяпрепровождение.
Вот уже пятнадцать лет Сергей Владимирович живет в гармонии с собой и миром, работая учителем в школе. В школе, где есть радость и горечь, взлеты и падения, тепло учительских глаз и свет детских улыбок, бессонные ночи и уроки детских открытий.
Тому, кто не постиг тайны педагогической работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки... Работа ответственная, но по сути своей радостная, так как рядом дети — самые чистые и искренние питомцы. «Мой выбор, — говорит Сергей Владимирович, — постижение мира вместе с учениками, которых родители доверили мне, учителю. Я обязан вести за собой детей, чтобы они не оставались на обочине, чтобы не становились ненужными. Я должен научить своих воспитанников идти трудными дорогами познания, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете — вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
|