На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Поэзия спасет мир

Изменения нужно начинать с самого себя

Учитель русского языка и литературы ремонтненской гимназии № 1 Ростовской области Екатерина ГЕТМАНЕНКО в этом уверена. Жить, любить, творить, радоваться солнцу вместе с детьми — слагаемые ее счастья.

Рассказ о себе Екатерина Геннадьевна, учитель года Дона – 2014, всегда начинает с главного. То есть с родины:

— Я выросла в прекрасном селе на юге Ростовской области, где когда-то казаки «ремонтировали лошадей». Бескрайние просторы, поющий о свободе ветер, золотая степь... Во всем этом великолепии невозможно не ощутить себя немного творцом, особенно если тебя окружают замечательные, бесконечно преданные своему делу и родной земле люди.

Она говорит так, что хочется все бросить и уехать в это чудесное место, где есть улицы Вишневая и Виноградная и где, конечно, живут только добрые люди... Впрочем, улицы Советская и Базарная здесь есть тоже, а люди, конечно, разные, и даже за 420 километров от Ростова-на-Дону не укрыться от реалий современности. Впрочем, Екатерина Геннадьевна живет в немного другой реальности — той, которую создает сама:

— Так много негатива вокруг. Лев Толстой тонко подметил: «Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам». Я вижу, чувствую и верю: добра и красоты вокруг больше, чем злого и уродливого.

Она с детства мечтала, чтобы это поняли все. Поэтому профессию выбрала в 15 лет. В жизни Екатерины был Учитель — Тамара Владимировна Нагайкина, ставшая для нее светом, к которому хотелось стремиться. Умная, справедливая, сумевшая сделать из своих очень разных ребят очень разных творцов.

— Благодаря ей мы ощущали свои силы, видели и чувствовали сопричастность к происходящему, — рассказывает Гетманенко. — Мы не просто развивались умственно, мы вырастали морально. Мне хочется, чтобы и моя профессия стала крыльями, способными поднять над землей не только меня, но и всех, кто меня окружает, а потом будет окружать моих ребят... Однажды Тамара Владимировна спросила, в каких учебных заведениях мы продолжим свое образование. Я перечислила несколько и замолчала, так и не решившись сделать выбор. А она улыбнулась и сказала только одно слово: «Учитель... В нашей профессии важно уметь найти подход к самым разным детям, ты это понимаешь. А еще ценишь прекрасное и хочешь увлечь в мир красоты всех, кто тебя окружает».

Эти слова стали для Екатерины судьбоносными — она поступила на факультет русского языка и литературы Таганрогского государственного педагогического института, с каждым днем все больше понимая, что именно книга является одним из главных источников ценностных ориентиров, передает духовный опыт поколений, учит видеть самое главное в этой жизни — красоту. В 2010 году вернулась в родное село, в родные гимназические стены. Она стала учителем в том же кабинете, где когда-то была ученицей, и рядом с ней вновь оказалась Тамара Владимировна, но уже в роли наставника. Благодаря педагогическим принципам своего Учителя Екатерина Геннадьевна поняла многое. Знания бесценны, без них человек не сможет реализовать себя, но они не должны ограничиваться только теоретическим или практическим кругом какой-то одной науки. Задача учителя, по ее мнению, обеспечить с их помощью условия для восхождения личности учащегося к культуре, к вечным ценностям, к самому себе и, наконец, восхождение к другому.

— Учитель — это не просто преподаватель той или иной дисциплины, настоящий учитель учит главному — жизни, — считает учитель Дона. — Слова Маяковского «светить всегда, светить везде, до дней последних донца», наверное, можно считать девизом нашей профессии. Когда я шла на конкурс «Учитель года», больше всего хотелось оправдать надежды Тамары Владимировны. И конечно, надежды детей, которые я «услышала» от семиклассниц в школьном репортаже: «В нашей гимназии появилась новая учительница — Екатерина Геннадьевна. Умная, добрая и просто очень хорошая!» Двоякое было чувство от этих сказанных слов — вера в себя и боязнь подвести, не оправдать надежд самых ранимых людей. Вспоминаю свой первый урок: дрожь невообразимая! Но их глаза поразили — сияющие, оценивающие, любопытные, пронзающие. Ощутила их настороженность: в классе новый человек, что он принес с собой, как себя поведет, сможет ли принять нас такими, какие мы есть — со всеми нашими победами и поражениями, удачами и промахами? А потом в них зажегся огонек юношеского задора, радость, ожидание нового — непременно хорошего и интересного! Мне кажется, что путь к красоте нужно искать именно через эти глаза и распахнутые души детей.

По этим глазам она видела и другое: дети мало читают, мало общаются, но главное — не видят красоты вокруг! Еще в институте Екатерина Геннадьевна поняла: если идти от образа к мысли, то новое не будет абстрактным и непонятным. Однажды два часа потратила на создание музыкальной видеопрезентации к уроку. И не зря — удалось погрузить старшеклассников в мир жизни и творчества Анны Ахматовой. С тех пор в качестве основной воздействующей силы на души детей она выбрала поэзию, решив, что именно с ее помощью нужно создавать эмоциональную основу урока, побуждать ребят к поиску, делать изучаемый материал личностно значимым для них, создавать условия для формирования их духовного мира. Тем более что поэзия — вторая любовь ее жизни, после детей. Изучила труды литературоведов Юрия Лотмана, Михаила Бахтина, научную работу Натальи Тищенко и Владимира Фоменко «Образно-эмоциональная основа процесса обучения». Разработала цикл уроков по русской литературе XX века, которые начинает чтением стихотворений в сопровождении музыки или видеоряда. Например, изучению военных рассказов Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» способствует просмотр видео в сопровождении стихотворения Давида Самойлова «Память». Цикл уроков русского языка, посвященных орфоэпии, начинает со строк, представляющих орфоэпически деформированные тексты. Учеников даже просить не надо найти и исправить ошибки в произношении — сами загораются.

— Организация работы с помощью творческих заданий придает особый смысл обучению, — рассказывает Гетманенко. — При работе с текстом я использую все, что вызывает чувственное восприятие слова, визуализацию, раскрывает его с неожиданной стороны. Например, изучая стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», дети не только получили необходимые знания, но и заинтересовались историей, театром и плакатной живописью. Одной из основных задач применения образно-эмоциональной технологии на уроках русского языка является воспитание способности видеть и чувствовать красоту слова. Положительный эффект дает поиск ответа на поставленную проблему через организацию работы учащихся в составе разноуровневых групп. При этом этап поиска может предваряться логически связанным с предстоящей проблемой образом-загадкой. Так, урок в 9-м классе «Риторические фигуры речи. Анафора» начинался чтением стихотворения М.И.Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». После ребятам был задан вопрос: «Зачем я прочла вам это стихотворение?» Благодаря ответу на него мы вышли на проблемный вопрос: почему анафора является одним из сильнейших риторических приемов? Чтобы ответить на него, дети работали с поэтическими текстами в разноуровневых группах.

Ремонтненская школа с легкой руки Екатерины Геннадьевны Гетманенко заболела стихами. Пишут, конечно, не все. Но пробуют все! Часто стихотворение становится итогом урока, который, по мнению учителя, лишь часть образовательного процесса. «Оживить» предмет способно общее дело, ведь дети видят, чувствуют и выражают прекрасное именно через эмоции. Из этих мыслей и возник кружок «Рифмоплет», где творит не каждый в отдельности, а все вместе, создавая проекты для всей школы. Например, вечер, посвященный творчеству Андрея Вознесенского. Каждая группа в течение недели работала по своему направлению — одни занимались литературой, другие — музыкой, третьи — спектаклем. Причем дети из группы театроведов так прониклись рок-оперой «Юнона и Авось», что и сами сложили стихи. Лингвистический вечер «Мы сохраним тебя, русская речь» начался на уроке русского языка, посвященном развитию речи, который перерос в газеты, сценки, презентации, где ученики 8-9-х классов предложили свои способы сбережения красоты слова. А из всех этих водопадов идей в конце концов возникло целое море поэзии — сборник стихотворений «Полет души».

«Это очень приятно и интересно — узнать больше о внутреннем мире вроде бы такого знакомого тебе человека. Стихотворение как будто приоткрывает таинственную завесу, делает людей ближе. Но ведь об этом знают совсем не все. Вот мы и решили ознакомить наших учащихся с теми стихотворениями, банк которых собрали больше чем за два года в кружке «Рифмоплет». Нам кажется, что это не только покажет богатство души наших поэтов, но и сблизит всех нас, ведь у нас появится новая общая интересная тема для общения», — написали старшеклассники в предисловии. А эпиграфом сборника взяли стихи учительницы: «Я сама ощутила полет, но я знаю — лететь надо вместе...»

Екатерина Геннадьевна не ошиблась — школа общими усилиями взлетела над обыденностью. Ее ребята — постоянные победители и призеры олимпиад и конференций разного уровня. Дети видят и чувствуют красоту, и это открывает им новые возможности в жизни. Сейчас они работают над сборником, теперь уже аудио. Программу внеурочной деятельности для шестиклассников «Золотое слово», на образно-эмоциональной основе составленную и апробированную Гетманенко в прошлом году, решено было расширить — сделать такую же для семиклассников. Разумеется, не могут отстать от учеников педагоги — «поэтическую» технологию Гетманенко взяли на вооружение учителя обществознания, истории, мировой художественной культуры, биологии, химии. И конечно, они тоже объединились в поэтический клуб «Степной пеликан», который выступает на учительских мероприятиях.

— Моя победа на конкурсе «Учитель года» — это совместное «творчество» всей нашей школы, — признается Екатерина Геннадьевна. — Я получаю удовольствие от своей работы и понимаю, что главное — двигаться вперед. Вперед — это значит не только самим научиться видеть красоту, но и показать ее другим. Может быть, тогда наступит мир во всем мире?

Наталья Яковлева, «Учительская газета», № 52 от 30 декабря 2014 года



Гущин Д. Д.