На главную страницу
Поддержка сайта: [email protected]

Поддержка конкурса: Консультационная линия
Группа ВКонтакте

 

Информация о конкурсанте

 


Три семьи Елены Пышной

Информатик с чувством юмора — это судьба!

Рассказывать об учителе с чувством юмора — это совсем не то, что рассказывать просто об учителе. Для журналиста это находка! На «Учителе года России – 2014» в подмосковных Мытищах, думаю, дети очень старались не расхохотаться на весь класс (все-таки трансляция шла в Интернет), когда их гостья из Кабардино-Балкарии подошла к скелету, мирно стоящему около доски, и познакомила с ним ребят: «Это Федор Сергеевич, мой источник информации...»

Подробно рассказывать о выступлении Елены Пышной на всероссийском финале необходимости, к счастью, нет. Урок можно посмотреть в записи. Замечу только, что кроме скелета Федора источником информации на том занятии стало буквально все вокруг — буквы, молекулы ДНК, ноты... Восьмиклассники искали коды и сами кодировали. А в какой-то момент получили такое задание — найти по координатам населенный пункт. Отыскали Нальчик. Город, где работает Елена Александровна. Удивительно, что как раз в этот момент в школе № 32 Нальчика такие же восьмиклассники, отличающиеся от подмосковных школьников только тем, что видят Елену Пышную почти каждый день (она их классный руководитель и преподаватель), тоже изучали кодирование информации. В прямом эфире... Просто уговорили учителя, который замещал уехавшую на конкурс коллегу, выйти в Интернет и включить трансляцию урока из Мытищ. Ну не могли же они пропустить такое зрелище! Тем более что тема была по программе.

Конечно, будничные уроки такими красочными, наполненными «фишками» бывают не всегда. Некоторые темы просто невозможно раскрасить, да и где взять силы и время для подготовки и каждый урок давать как конкурсный? На конкурсном уроке, уверена Елена Пышная, в первую очередь важно чужих, не своих, детей привлечь, захватить темой, своей личностью. Вот такая формула конкурсного урока получилась: «Чтобы сначала было: а что это? Непонятно... А потом — а, понятно!».

Хотя Елена Пышная призналась, что в свое время, часто показывая коллегам открытые уроки, задумалась: «Если раз в месяц делать открытый урок, нарабатывать такие занятия на собственных учениках, то получится полный комплект». Кстати, придуманные для открытых занятий сценарии информатик из Нальчика всегда использует в повседневной практике. Чего добру-то пропадать?

К тому же, что их учитель хохмачка и приколистка, ученики 32-й школы Нальчика давно привыкли. Всегда с подозрением смотрят, когда Елена Александровна заявляет что-то эдакое. Шутит, нет? С нее станется...

Вот и с предметом так же. Урок математики в 7-м классе. Елена Александровна объявляет: «Сегодня будет новая тема». А тему не называет, ведь по методике Петерсон дети должны к теме прийти сами. А начинается все с проблемы, она поставлена, ее надо обсудить, придумать пути решения. Дошли до новой темы. «А разве она новая?» — удивляются ребята. Уже слышали об этом, уже касались, просто вернулись к ней на новом витке. Сделали еще один шажок в ее постижении. Или, как сказала одна ученица Пышной, открыли еще один секрет.

Елена Александровна восхищается методикой Петерсон, а я восхищаюсь Еленой Александровной. Правда, без лести. Потому что интересно с ней на уроке, и я сразу вспоминаю свою учительницу математики, с которой мне, гуманитарию, всегда было захватывающе интересно. Наша Вера Александровна тоже любила в шутку, например, биссектрису крысой назвать или вести параллельные линии по доске, потом по стене, до самой двери, чтобы показать — ну нигде они не пересекаются никогда...

Так что я знаю, что представление о математиках как о «сухарях» (бессмертная цитата из «Штирлица») явно неправильное. И честно теперь уже скажу, что вопрос, который я задала Елене Пышной во время интервью, был провокационный. Зная, что она пишет стихи, я спросила: «Как же сочетаются математика и поэзия?» И получила очень эмоциональный ответ: «Математика — это просто поэзия в цифрах! Это так красиво! Представьте — много всего написано, и потом это превращается в две буквы. И наоборот — две буквы превращаются в целое предложение. Это же красиво!»

В этом Елена Александровна уверена давно и прочно, ведь увлечение математикой и параллельная тяга к творчеству у нее с детства. Математику любила всегда, несмотря на то что когда-то в школе учительница обещала ставить всем пятиклассникам «перпендикуляры», то есть единицы, а мама была не математиком, а физиком... Тогда же, в детстве, начала вышивать, для первой вышивки с трудом были найдены нитки, где-то куплена канва. И надо же такому случиться — мама случайно капнула чернилами в самый центр. Елена не стала печалиться, вышила поверх пятна еще один цветочек. И произведение искусства ушло бесследно на какую-то выставку...

Сегодняшние работы Елены, очень необычные, смелые и вполне профессиональные, вы легко можете увидеть. Для этого достаточно зайти к ней в гости... на сайт: http://pyshnaya.my1.ru/index/navigator/0-3.

А стихи начались позднее, в подростковом возрасте, когда пришла первая любовь. С тех пор рифмуется почему-то только в грустную минуту — дождь, ненастье, плохое настроение, разлука. Да еще по школьному поводу:


...урок идет, и вот вопрос:

«Скажите, что такое облака?»

Ответ из книги гордо произнес

Наш лучший ученик Серега К.

Учитель улыбнулся и сказал:

«Хорош ответ, но я прошу тебя

Лишь подобрать те самые

слова,

Свои слова, чтоб это все сказать».


Научить детей говорить своими словами — одна из важных задач Елены Пышной. Такая сложная, что за ее обдумыванием проходят часы. Ведь легкость общения с ребятами, юмор на уроке, интересные задания, насыщенность занятий межпредметными связями с историей, литературой, биологией, химией — это только выглядит просто и безоблачно. А сколько труда стоит за этим! И не только в первой, учебной половине дня. Труд учительский почти круглосуточный, если педагог еще и классный руководитель.

Со своим классом Елена Александровна познакомилась, еще когда они были второклассниками, — вела у них информатику. Она была их новый учитель, они были новыми учениками, школа всего год как открылась. Всем было интересно друг с другом, всем хотелось работать вместе и отдыхать. В 5-м классе Елена Пышная стала классной, и вот уже ее подопечные в 8-м «Б», и их учительница смело называет двадцать пять гавриков своей второй семьей. С этой многочисленной семьей Елена ходит в походы, ездит в интересные поездки, гуляет, проводит турниры и классные часы, мероприятия. И приятно видеть, как твоя работа исподволь, незаметно влияет на детей, какой дружный твой класс. Даже по фамилиям друг друга не называют. Прозвища есть, но добрые, не обидные. Елена всегда с удовольствием смотрит, как ребята помогают друг другу, объясняют непонятную задачу по математике, например... И правда, это трогательно, когда сидят двое мальчишек, оба явно не отличники, но один другому что-то горячо рассказывает. Он понял, как надо решать, и второй обязательно поймет!

В этой большой «семье», кстати, есть и родная дочка Елены Пышной, Лиза. Это старшая. Младшей, Насте, девять лет. В отличие от сестры Настюша не очень любит корпеть над книгами, зато у нее явные способности к музыке. Учится играть на флейте. С младшей дочерью семейство ходит на классические концерты, слушает живую музыку. А со старшей прошлой осенью ездили в Краснодар на концерт «Алисы» — Лизавета увлекается роком и оканчивает художественную школу — реализует несбывшуюся мамину мечту, Елене всегда хотелось уметь рисовать...

Вся семья, в том числе муж Сергей, по профессии юрист, очень уважает активный образ жизни. Так что после классных походов Елена с удовольствием отправляется в семейные. В машину, которую Елена водит сама как истинная автоледи, загружаются люди и вещи — палатка, спальники, и вперед, на поиски красивых мест. Сергей и Елена к этому были приучены, когда сами были детьми. Сергей рос в Кабардино-Балкарии. Ну а Елена родом с Кубани. Родной город — Лабинск. Встретились же в Краснодарском государственном университете, куда Лена поступила на математический факультет, а Сергей — на юридический.

Так что педагогическую деятельность Елена Александровна начала на новом месте жительства — в городе Майском, потом работала в средней школе № 2 города Нарткала. И вот уже восемь лет трудится в Нальчике. До работы час езды из Нарткалы, за это время успевает и с мыслями собраться перед уроком, и музыку послушать в машине...

Ну а конкурс «Учитель года»... Мне иногда кажется, что наше педагогическое состязание как раз и привлекает, словно магнит, таких людей, как Елена Пышная. И первый, главный критерий участия — чувство юмора педагога. Если бы Елена не относилась с легкой иронией к жизни, разве смогла бы она три раза участвовать в «Учителе года»?! А именно так было. «Три раза наступала на эти грабли», — смеется она. Почему? Сама Елена уверена: «В каждом учителе, наверное, это сидит — хочется попасть на конкурс!» Первый раз она стала лауреатом в Урванском районе в 2004 году. А в 2008 году — лауреатом на городском конкурсе, уже в Нальчике. И тогда же — обладателем президентского гранта в рамках ПНПО.

Конкурс в Нальчике дался очень непросто. Но об участии Елена нисколько не жалеет. Как и о том, что не изменила себе. На последнем этапе был разбор педагогических ситуаций. Банальная история — надо представить школьную дискотеку, старшеклассники держат в руках бутылки с пивом. Ваша реакция? Елена подошла к ситуации, как к реальной, сказала, что сначала надо разобраться, что это: вредный, но не криминальный газированный напиток или действительно пиво? Видимо, такой ответ не понравился жюри, которое ожидало от учителя немедленных карательных санкций.

«Все, больше никаких конкурсов!» — сказала себе Елена. И вот в прошлом году оказалась на всероссийском финале. Только человек с таким, как у Елены Пышной, чувством юмора может оценить этот поворот в жизни. И поблагодарить судьбу за новый опыт, новых друзей по движению «Учитель года», для которых сразу по возвращении из Подмосковья создала группу ВКонтакте. Похоже, теперь у нее есть семья номер три — конкурсная!

Оксана Родионова, «Учительская газета», № 20 от 19 мая 2015 года



Гущин Д. Д.